Папки-передвижки

Родители, родителей, родителям

19 октября 2011 в 07:40 - Ногина Светлана Витальевна

Автор: Золотая Елена Анатольевна - воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 20 «Земляничка», г. Архангельск

Родители. Родителей. Родителям...

Родители. Родителей. Родителям … Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим, плоды для улучшения взаимоотношений между образовательным учреждением и родителями воспитанников, оно не станет. А не станет оно по одной простой причине, если и педагог, и сами родители не будут понимать роль всех участников педагогического процесса, работать в единстве, сплоченным педагогическим коллективом.

 

Да, мы не ошиблись, говоря о родителях, как об участниках педагогического процесса. Ведь родители тоже являются педагогами не только для своих детей, но и для других родителей и для нас с вами – для педагогов.

Кто как не родители являются главными воспитателями своих детей, формируя личность ребенка с первых лет его жизни. Кто как не родители и семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Кто как не родители учат говорить первое слово мама, учат пить из бутылочки, делать первые шаги, играть погремушками, улыбаться, ползать, прыгать, общаться. Для своих детей они воспитатели, те, кто в первые годы жизни воспитывает и обучает, пусть даже как умеет, но учит.

Родители – педагоги не только в первые годы, но и на протяжении всего дошкольного возраста, всей жизни. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Ребенок должен повседневно ощущать заботу, ласку, семейное тепло, радость и удовольствие, исходящее от родных и в этом заключается педагогическая, воспитательная задача родителей.

 

Но мы можем с уверенностью сказать: «Родители лишь молодые педагоги, как мы их называем – молодой специалист, у которого не достаточно знаний, чтобы воспитывать ребенка, который не знает ни методов, ни приемов организации воспитания и обучения»

Нас с вами учили быть педагогами, родителей никто не учил быть педагогом, быть воспитателем. А кто как не мы можем решить эту проблему. Мы должны научить родителей быть педагогами, помочь родителям стать педагогами для своих детей.

Как привлечь родителей к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

 

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликаются, а них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения.

На наш взгляд, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая (и устно, и письменно) о ребенке – о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день.

 

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Для нас эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнерами. А что это, как ни помощь родителям стать педагогами для ребенка.

Мы считаем, что нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми.

При выборе форм работы с родителями мы учитываем тип семьи (ее сущностные характеристики, кто доминирует) и стиль семейных взаимоотношений. Для мам и пап, вновь поступивших детей организуются встречи в «Клубе молодых родителей», на которых мы обсуждаем проблемы адаптации, родители получают ответы на возникшие вопросы, учатся играть, взаимодействовать с детьми.

 

«Индивидуальные беседы – консультации» - мостик к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества: педагоги узнают о стиле отношений в семье, об индивидуальных особенностях ребенка, о методах родительского воспитания, берут на заметку положительный опыт, по результатам беседы направляют на консультацию к психологу, медсестре или заведующей. Родители чувствуют внимание и отвечают взаимностью.

 

Немаловажную роль играет печатная информация. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, которые постоянно обновляются. Родителям предлагается наглядная информация на такие темы как: Родительские заповеди; Как надо любить ребенка; Как отвечать на детские вопросы; Как преодолеть капризы?; Вечер в семье; Хорошая речь слаще меда; Если ребенок провинился и т.д. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, звездного неба и др.

 

Консультации – шпаргалки для родителей. Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка – это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сделать все по-своему.

Чтобы использовать шпаргалки для работы с родителями целесообразно выбирать отдельные темы, и вывешивать их в родительском уголке по одной.

Темы шпаргалок: Если ребенок дерется; Воровство; Если ребенок вынуждает вас делать покупки; Если ребенок испытывает страхи; Если ребенок часто обманывает и т.д.

 

Если особенности семьи требует от вас деликатного подхода к подаче информации, предложите родителям все тексты «в сборе», возможно, они самостоятельно найдут те шпаргалки, которые станут для них опорой.

Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма работы с родителями, мы изменили лишь их структуру. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

 

Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения и включает в себя анкетирование родителей, межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по теме на магнитофон, изготовление с участием детей памяток и приглашений для родителей, оформление благодарностей и характеристик на детей, приглашение сказочного героя на собрание, написание плакатов по теме собрания и т.д.

По результатам анкетирования самыми любимыми мероприятиями для родителей являются мероприятия с участием детей; за ними идут общие родительские собрания и родительские клубы и конференции.

Поэтому все праздники, театрализованные мероприятия с участием детей стали открытыми, В результате у родителей изменилось отношение к ребенку (он многое умеет и знает) и к нам педагогам, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силы.

 

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей: «Мы и дорога» - рисуем вместе, «Придумаем необычную шляпку вместе с мамой», «Стеклянная фантазия», «В гостях у сказки», «Символ года 2011» и т. п. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений.

В ходе совместных мероприятий родители становятся не только педагогами для детей, но и для других родителей, рассказывая на собраниях о личных действенных способах решения проблем, о внедрении методов и приемов, способствующих сближению детей с родителями. Родители стали педагогами и для нас. Они говорят о достижениях своих детей дома, о результатах совместного труда, сообщают нам о «мелочах», об изменениях в поведении ребенка, о трудностях и успехах. Родители начинают учить нас как общаться с их ребенком, на что обратить внимание, как привлечь к той или иной деятельности.

 

Наш совет: «Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиями семьи в воспитании ребенка, педагогом следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть – ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения».

И тогда можно будет сказать, и мы это говорим:

«Да, родители – это тоже педагоги, да родителей – надо учить быть педагогами, да родителям - надо помогать стать педагогами».

 

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД