Лучший педагог года

Роль профессионального объединения в повышении педагогического мастерства учителя-логопеда

2 октября 2011 в 12:17 - Оксана Косенкова

Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень.

 

К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для коллег. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

 

По мнению Л.А. Боровцовой, наиболее действенной и распространенной формой непрерывного образования является участие логопеда в работе методического объединения. В нашем городе функционирует городское профессиональное методическое объединение (ГПО) по организации логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. Количественный состав ГПО насчитывает 40 учителей-логопедов. На заседаниях ГПО, которые проводятся 3-4 раза в год, учителя-логопеды овладевают современными методиками коррекционной работы, повышают свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство, разрабатывают рекомендации по использованию педагогических технологий в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями, изучают опыт работы коллег по разным направлениям.

 

При разработке плана работы ГПО на учебный год учитывается значение инноваций в логопедической практике, с чем связано углубление содержания работы ГПО и обновление форм проведения. Хорошо зарекомендовали себя как традиционные (теоретический семинар, семинар-практикум), так и нетрадиционные формы: педагогическая мастерская, мастер-класс, деловая игра.

 

Интересным представляется опыт интеграции работы специалистов ДОУ. Так, например, в семинарах-практикумах, проводимых в рамках ГПО по организации логопедической работы, активное участие принимают: педагог-психолог, воспитатели логопедических групп, педагог по изодеятельности, музыкальный руководитель. Планируется ряд совместных заседаний ГПО со школьными логопедами, что, безусловно, повысит эффективность работы по преемственности обучения детей, имеющих нарушения речи.

 

Участие учителей-логопедов в работе ГПО активизирует теоретические знания по логопедии, педагогике, детской психологии, способствует пополнению «методической копилки» каждого педагога. Здесь происходит передача живого опыта, апробация и внедрение новых технологий, выработка рекомендаций для педагогов ДОУ и родителей. В этом плане наиболее значимы мастер-классы для начинающих логопедов. Опытные педагоги показывают фрагменты логопедических занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), дают консультации начинающим по интересующим их вопросам, знакомят их с отдельными приемами коррекционной работы. Таким образом, все логопеды повышают свой профессиональный уровень: начинающие углубляют свои знания, опытные обобщают и презентуют свою работу.

 

Активная деятельность учителей-логопедов в рамках ГПО активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога. Постоянное совершенствование своего квалификационного мастерства, творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала.

 


Примерный план работы

городского профессионального объединения по организации логопедической работы в ДОУ на учебный год

 

Сентябрь. Семинар.

Тема: «Принципы и методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей с различными видами речевой патологии»

1) Использование мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда. Просмотр фрагментов обследования речи учителем-логопедом.

2) Сообщение из опыта работы «Диагностика нарушений речи в детском саду. Способы обследования звукопроизношения.» (учитель-логопед)

3) Презентация дидактического материала для обследования грамматического строя речи (учитель-логопед)

4) Доклад «Специфика логопедического обследования детей с заиканием» (учитель-логопед)

 

Ноябрь. Семинар-практикум

Тема: «Применение эффективных форм и методов в работе с дошкольниками по обучению грамоте»

1) Практическая часть. Просмотр и анализ занятия по обучению грамоте (учитель-логопед)

2) Теоретическая часть.

1. Доклад «Роль педагога-психолога в процессе обучения грамоте дошкольников с нарушением речи» (педагог-психолог)

2. Доклад «Применение эффективных форм и методов в работе с дошкольниками по обучению грамоте» (учитель-логопед)

3.Доклад «Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях по обучению грамоте» (учитель-логопед)

4. Сообщение из опыта работы «Использование игровых приемов при формировании грамматических категорий у старших дошкольников» (учитель-логопед)

5. Сообщение из опыта работы «Дидактический материал, используемый на занятиях по обучению грамоте» (учитель-логопед)

6. Организационные вопросы.

 

Февраль.Семинар-практикум

Тема: «Особенности развития фонетической и фонематической систем языка в работе по коррекции звукопроизношения дошкольников».

1) Практическая часть. Просмотр и анализ занятия «Дифференциация звуков С-Ш» (учитель-логопед)

2) Теоретическая часть.

1. Сообщение из опыта работы «Методы и приемы формирования и развития фонематических представлений» (учитель-логопед)

2. Доклад «Нетрадиционные подходы к организации логопедических занятий (биоэнергопластика, ароматерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, хромотерпия, песочная терапия и т.д.)» (учителя-логопеды).

3. Обзор новинок методической литературы (учитель-логопед)

 

 

Апрель.Семинар

Тема: «Организация коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников».

Повестка дня:

1. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников. (руководитель ГПО)

2. Создание коррекционно-развивающей среды (учитель-логопед)

3. Развитие пространственных представлений у детей-логопатов (учитель-логопед)

4. Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях (учитель-логопед)

5. Развитие слуховой памяти на логопедических занятиях (учитель-логопед)

6. Презентация педагогического проекта «Роль дидактической игры в усвоении грамматических категорий словообразования и словоизменения» ( учитель-логопед)

7. Презентация игр на развитие зрительной и слуховой памяти (учителя-логопеды).

 

МАСТЕР-КЛАСС для начинающих логопедов

 

Март

1. «Звук Ш». Подгрупповое занятие в старшей логопедической группе для детей с ФФНР.

2. «Автоматизация звука РЬ. Приемы постановки звука». Индивидуальное занятие.

3. «Звуки З-Ж» Индивидуальное логопедическое занятие.

 

Апрель

1. Подгрупповое занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

2. «Звук и буква Ч». Подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР.


 

 

 

Литература

 

  1. Боровцова Л.А. Роль методических объединений и групп профессионального общения в системе непрерывного образования учителя-логопеда // Логопед. 2007. № 5. – С. 113-118.
  2. Синицкая Н. Непрерывное профессиональное образование // Высшее образование в России. 2004. № 6.
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД