Воспитание по традиции

1 июля 2011 в 22:18 - Аурика Ковалык

Вспомните, как в детстве бабушка водила пальцем по вашей ладошке, приговаривая: «Сорока, сорока, кашу варила...». Наверняка и вы так играете со своим малышом.

Современные родители задумываются о проблемах воспитания больше, нежели это делали их бабушки и дедушки.

Те в основном были практиками. Большинство же нынешних мам и пап в первую очередь -теоретики, внедряющие развивающие методики в жизни. Это и неудивительно: изменился мир, стал иным и характер воспитания. В то же время в традиционном русском фольклоре лишь небольшое число жанров изначально предназначено для воспитания ребенка и занятий с ним. Большинство текстов лишь по прошествии многих веков «спустилось» от взрослых к детям. Но это не означает, что ребенку предназначалось расти, как сорной траве.

 

Малыш входил в мир взрослых через посильное участие в семейном труде - для четырехлетнего ребенка считалось нормальным собирать грибы-ягоды, кормить птицу, колоть лучину... Одновременно с этим, дети были свидетелями всей праздничной жизни взрослых - свадеб, рождественских и троицких гуляний. Параллельно существовала и своя ребячья жизнь, свои игры и забавы.

 

Пора потешек

Сейчас другой ритм жизни, но и в XXI веке вы и ваш ребенок можете привнести в жизнь обычаи наших предков и па практике обратиться к традициям народного воспитания. Правда, для этого вам потребуется немного внимания и усидчивости... Но наградой вам будет радость ребенка, его умение запоминать и образно мыслить, способность видеть красоту и поэзию окружающего мира. А внимание и усидчивость потребуются вам для того, чтобы... запомнить те прибаутки, игры и сказки, которые вы будете рассказывать ребенку. Запомнить, а не прочитать — непременное условие.

 

Пусть утешением послужит то, что запоминать можно не дословно, важно только сохранить основной смысл и общую ритмику. В народной культуре все знания передавались из уст в уста, без посредничества книг и бумаги. Читая, вы учите ребенка слушать фиксированный текст. Рассказывая (а тем более припевая) — приучаете кроху слышать, как звучит текст, рождающийся сейчас, и эту минуту у него на глазах. Прибаутка, неоднократно повторенная, каждый раз звучит по-новому, в ней меняются слова и оттенки смысла. Так возникает творчество.

 

Вначале прибаутку говорите вы, потом ее начинает повторять ребенок. Так он учится не просто сочи­нять, а сочинять на тему, осмыслять предлагаемый ему образ. И подобную практику едва ли может заменить чтение и заучивание авторских стихотворений. Их значение иное, при запоминании оригинальный текст Чуковского или Маршака должен остаться неизменным, а смысл в заучивании таких стихов — тренировка памяти и развитие речи. В ситуации же с на­родным текстом присутствует еще развитие воображения и образного мышления. Итак, ребенок подрос, ему уже год-полтора. Значит, настала пора потешек, прибауток и простейших игр (начинать рассказывать потешки и прибаутки можно и раньше, по особенно интересными они будут ребенку именно с года-полутора).

Посадите кроху рядом с собой и начинайте:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

За малыми ребятами.

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает!

 

Направьте к ребенку „козу" (кулак, из которого торчат указательный палец с мизинцем). Вначале „коза" идет медленно, потом быстрее и, наконец, щекочет довольного малыша. Кому-то может показаться, что игры здесь нет, но это это не так. Во-первых, есть образ, в который играют, — коза. А во-вторых, подрастая, ребенок начинает действительно играть — убегать или, напротив, позволять себя защекотать.

 

Или известная всем „Сорока" (впрочем, все знают обычно только начало этой замечательной потешки):

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Кашу варила,

Гостей созывала.

Не приедут ли гости

К Аришиной (Машиной, Васиной) чаше?

(Вам следует взять ладошку ребенка и водить по ней круговыми движениями — „варить кашу".)

Этому (мизинец) — дала,

Этому (поочередно — безымянный, средний, указательный)  — дала,

А ты, толстый, короткий, ступай, тряси бородкой (говорится, держась за большой палец ребенка и слегка потрясывая его в такт),

Да дрова руби, да воду носи, Да Аришеньку (Машеньку, Ванечку) мой

Да окачивай! (Руки ребенка поднимаются к его головке и резко опускаются, словно вода полилась.)

 

 И пусть вас не смущает, если в детстве вы слышали другую „Сороку" — это же народный текст, у которого нет единого автора, но много исполнителей, а значит, много и вариантов. В этом тексте особенно привлекательна включенность в него вашего ребенка. Малыш, таким образом, будет воспринимать «Сороку» как свою потешку.

 

У „Сороки" есть еще одно значение — массаж детских пальчиков и ладошки. В полтора-два года начинается активное познание окружающего мира, и в первую очередь его живой составляющей — птиц (знакомство с кошками и собаками, как правило, происходит еще до года, а другие животные слишком большие, чтобы ими безбоязненно интересоваться). Тут на помощь приходят прибаутки о птицах. Пусть вас не пугает, что здесь малышу встретятся непривычные слова. Благодаря этому горизонты мира крохи расширяются, а языковой запас — обогащается.

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький, -

Сизокрыленъкий,

Всем миленький.

 

Синичка, синичка,

Воробью -сестричка.

 

Воробей-воришка

Залез в амбаришко

Клевать просо

Своим, носом.

 

Сова, совинъка, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

 

(Сейчас сову в природе увидеть сложно, но сова и филин являются яркими героями сказок, важными общекультурными символами, поэтому, думается, и эта прибаутка будет нелишней.)

 

Немного похожи на эти прибаутки заклички солнцу, дождю, радуге... Отличие закличек в том, что изначально они являлись магическим жанром взрослого фольклора, хотя нередко и исполнялись детьми. Потом заклички утратили свои магические функции, начали исполняться просто ситуативно (например, при появлении дождя) и стали принадлежностью детского фольклора.

Заклички передавались от старших детей к младшим. В наши дни структура детского коллектива изменилась, ре­бятишки разного возраста нечасто играют между собой. Кроме того, во многом утратилась 1ередача традиционных текстов из уст в уста.

Поэтому, вероятно, вы будете единственным человеком, от кого кроха может узнать заклички.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

Пить-есть хотят.

 

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

 

Радуга дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка

Выше бревнышка.

 

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки.

 

Закличка, обращенная к солнцу, скрасит дождливый день, а та, что призывает дождь идти сильнее, придаст дождику за окном иные краски. Ребенок, обращающийся к улитке, отнесется к ней бережно и с интересом. А разве это не важно в наш компьютерный век?!

 

Сказка ложь, да в ней намек

Уже в полтора-два года ваш ребенок может стать активным слушателем сказок. В качестве первых лучше выбрать небольшие сказки с повторами — „Репку", „Колобок". Повторы помогают запоминать и учат логике. Особенно интересны в этом возрасте (и до 3-4 лет) сказки со стихотворными вставками (кроме уже упомянутого „Колобка" это „Волк и семеро козлят", „Ивашка и ведьма").

 

Сначала малыш не поймет смысла сказки, а будет реагировать лишь на знакомые слова — коза, волк, медведь — и фиксировать внимание на повторяющейся песенке, стараясь ее воспроизвести (вначале на „своем" языке). Время от времени пересказывайте сказку снова и снова: ведь кроха еще очень мал. К тому же сказка — это и обучение интонированию, и навык умения слышать мелодику речи.

По возможности сказки надо не читать, а рассказывать, пропевая (или хотя бы выделяя речитативом) песенки героев. Правда, если вам самим в детстве сказки только читали, то рассказать волшебную историю, пусть и хорошо знакомую, будет непросто.

 

Кроме этого, малышам лет с трех-четырех можно рассказывать и докучные сказки. Они помогут вам скоротать время, если кроха ну совсем некстати (например, в метро или в очереди к врачу) докучает вам просьбами рассказать какую-нибудь сказку...

В одном болоте лежала была лягушка,

По имени, по отчеству — квакушка.

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела, да и застрял в тине хвост.

Дергала, дергала, дергала, дергала —

Выдернула хвост, да застрял нос.

Дергала, дергала, дергала,

Выдернула нос, да застрял хвост и т.д.

 

С первого взгляда кажется, что в такой сказке-прибаутке и смысла-то никакого нет. Это не так. Подобная форма отлично тренирует память. На традиционных текстах выросло много поколений.

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.