МААМ-картинки

Дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе.

12 июля 2011 в 15:08 - Элла Макаренко

Дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения детей к экологически ориентированной деятельности.


Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»

Цель: Развивать познавательный интерес детей, их экологическое сознание, формировать ценностные ориентации. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их дальнейшей эволюции, закрепление навыков экологически грамотного поведения в природе.

Материал: 3 комплекта картинок с изображением обитателей (растений, животных) леса, луга, водоёма; комплекты картинок с изображением растений, травоядных животных, хищников – по количеству детей; картинка с изображением дорожного знака «Дикие животные»; фишки, эмблемы.

Игровые действия: Путешествие.

Игровые правила: Не мешать друг другу «путешествовать», внимательно слушать задания, думать, находить правильные ответы, помогать товарищам в том случае, если они дают неправильные ответы.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в путешествие в мир природы. Игра может быть поведена как на участке, так и в групповой комнате. Перед началом путешествия детям предлагается вспомнить правила вежливого поведения в природе и выбрать правильные варианты.

1 а. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

1б. В лесу можно поиграть: листьями бросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени – ещё вырастет.

2 а. Наконец-то можно пошуметь, покричать, и главное – никому не мешаешь!

2б. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

3 а. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

3 б. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё важное дело.

За каждое правильно выбранное правило дети получают фишки и проездные билеты для совершения путешествия.



Первая станция – Загадки.

  1. Один волшебник решил создать лес. И сделал его из деревьев, кустарников, цветов, грибов. Потом решил добавить насекомых, а они чуть не съели весь лес. Волшебник не мог понять, почему? Помогите, ребята, ему разобраться.
  2. Другой волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил в нём только зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Почему?
  3. Третий волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему?
  4. Четвёртый волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда только жаб и ящериц, но они тоже начали покидать этот лес. Почему?
  5. Пятый волшебник создал поле из пшеницы и ржи и поселил туда только мышей. Мыши чуть не съели весь будущий хлеб. Почему?
  6. Шестой волшебник сделал речку из воды и водорослей и поселил в неё только щук. Щуки начали покидать эту речку. Почему?
  7. Седьмой волшебник создал город только из домов и машин и поселил туда людей. Люди вскоре покинули этот город. Почему?
  8. Восьмой волшебник сделал лес из разных животных и растений. Никто не покинул этот лес. Почему?

Кто первый правильно отвечает, получает фишку.

Вторая станция – Друзья природы.

Выбирается свободная площадь, где в разных местах размещаются 3 коробки, в которых находятся картинки с изображением растений и животных различных природных сообществ. Дети делятся на 3 подгруппы. С помощью жребия определяется, какое из природных сообществ будет создавать каждая подгруппа. Дети отбирают картинки только с теми природными объектами, которые обитают в определённом сообществе. После дети рассказывают почему они разместили те или иные картинки в своей зоне.

Третья станция - Экзамен.

Детям предлагаются задания.

1. Наверное, многие из вас не один раз выезжали с папами и мамами на своих автомобилях на прогулку в лес. А я вам хочу сказать, что под колесами автомобилей гибнет много животных. В местах наиболее частых переходов лесных дорог животными стоит знак «Дикие животные». Как должен поступить водитель, увидев такой знак:

- увеличить скорость и быстро промчаться?

- снизить скорость?

- особенно быть внимательным днём?

- особенно быть внимательным в утренние, вечерние и ночные часы?

 

2. Расскажите, как растения с грибами дружат?

3. Говорят, что один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. Как, руководствуясь этой мудростью, вы будете поступать, находясь в лесу, на лугу?

4. Как бы вы оценили поступок человека, выгнавшего из дома надоевшую собаку?

5. Каждому ребёнку раздаётся набор картинок, в котрый входит картинка с изображением травоядного животного и картинка с изображением хищника (насекомоядного животного).

Задание: сложить цепочку питания начиная с растения.

Первый, правильно решивший задание, получает фишку.

Результат. Ребёнок, у которого в конце игры по результатам выполнения заданий на всех станциях окажется больше фишек, становится победителем. Остальные участники путешествия получают эмблемы «Друзья природы».

Дидактическая игра «Скорая помощь»

Цель: Развивать и поддерживать у детей желание ухаживать за комнатными растениями: формировать навыки правильного ухода за зелеными друзьями; приобщать к труду экологического содержания.

Материал: 5-6 комнатных растений, нуждающихся в комплексном уходе.

Игровые действия: «Постановка диагноза» и назначение «лечения» растению.

Игровые правила: Приступает к «лечению» тот ребенок, кто правильно поставил «диагноз».

Ход игры

Воспитатель показывает детям растения, нуждающиеся в комплексном уходе, говорит: «Ребята, посмотрите что-то стали грустными наши цветы. Может быть, они заболели?» Затем предлагает им побыть в роли врача. «Поставить диагноз» (т.е. определить в каком уходе нуждается цветок ) и назначить «лечение» растению (рассказать как правильно промывать листики или как правильно производить рыхление после полива почвы и т.д.)

Результат: Кто правильно поставит «диагноз» и назначит «лечение» растению приступает к его выполнению.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД