Метафорическое мышление. Игра «На что похоже?»

28 сентября 2011 в 14:33 - Татьяна .Адамовна Волкова

Игра « На что похоже?»


Метафорическое мышление – это не только ценное, поистине художественное мышление, оно еще и предельно экономично, а по своей психологической природе является основой воображения. Имея в виду метафорический образ, Э Франс писал: «Что такое образ? Это сравнение, а сравнивать можно все со всем: луну с сыром, разбитое сердце с горшком. Именно поэтому образы доставляют бесконечное количество слов. Способность метафорически мыслить – это способность творить не только образы, но и язык».


Отличительной чертой метафоры являются широкие и сободные границы образного значения. То, что в обычном сравнении обозначено точно, в метафоре оказывается подвижным, обращенным к воображению. Метафора заставляет активно работать воображение, и процесс восприятия ее становится и радостью познания, и радостью открытия.


Дети – прирожденные художники, и в силу живой непосредственности своего взгляда на мир, свежести и пластичности восприятия оказываются очень чутки к скрытому смыслу метафор. Именно им присуще метафорическое мышление, которое необходимо обогащать и развивать, а не избавляться от него. Только так мы сможем взрастить ростки творчества, ростки настоящего Художника.

 


Правила игры очень просты и доступны детям любого возраста.


На начальном этапе ознакомления детей с содержанием этой игры необходим наглядный игровой материал, разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, апельсин, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.д.). В дальнейшем игра можно проводить только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность. Правила игры достаточно просты – нужно ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ ( «Потому?», «Чем?»).


Сравнивать между собой можно самые разнообразные предметы. Кроме тех, которые объединяются одним понятием, например, фрукт с фруктами, посуду с посудой. Выигрывает тот, кто, во-первых, назовет наибольшее количество предметов, чем-либо напоминающих исходный; во-вторых, находит сходство сразу по нескольким признакам.

 

Совет от Леонардо да Винчи

Великий живописец Леонардо да Винчи советовал молодым художникам начинать с такого простого упражнения, как разглядывание трещин на стенах, случайных пятен, луж, и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следуя советам итальянского художника, развивать детскую наблюдательность и фантазию можно спонтанно, используя любой удобный случай: во время прогулок рассматривать и сравнивать трещины на асфальте, плывущие по небу облака, листья деревьев, сосульки, птиц на проводах ит.п.: дома – зимние узоры на окнах, пятна стершейся краски на полу, узры линолеума, разводы на мебели из древесины и даже предметы, случайно оказавшиеся в поле вашего зрения.

 


Определять «похожесть» предметов можно и на ощупь.

Для организации такого варианта игры необходимо приготовить плотную картонную коробку с прорезями для рук по бокам. Ребенок «запускает» руки в «волшебный сундучок» и, ощупывая находящийся там предмет (или предметы: меховая шапка, стакан, кубик, свеча и т.д.), высказывает своё предположение о нем (Что это может быть? На что похоже? Что еще бывает таким?). Один и тот же предмет может быть исследован несколькими детьми. По результатам их предположений взрослый делает обобщение, предлагая ребятам определиться с конечным выбором, и затем предъявляет предмет для опознания.


Источник: О.А . Белобрыкина «Речь и общение».

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.