Занятия с детьми в сенсорной комнате. Мастер класс для воспитателей ДОУ

10 декабря 2011 в 09:55 - Татьяна Портнова

Мастер-класс "Занятия с детьми в сенсорной комнате".

 В конспекте показан фрагмент занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (возраст 4-7 лет)

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.

Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольников, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности у детей.

Занятия в сенсорной комнате направлены:
· На снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;
· Развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, развитие осязания, памяти, внимания, мышления;
· Развитие двигательной активности;
· Снятие психоэмоционального напряжения.

Вся площадь сенсорной комнаты разбита на несколько активных зон.
1. Зона песочной терапии (песочница, игрушки для реальной жизни, для отреагирования агрессии, формочки).
2. Зона цветотворчества ( трафареты, бумага белая и цветная, пластилин, краски, карандаши).
3. Зона развития тактильных ощущений ( «Веселый кит» - цепочки, болты и гайки, ткань, лабиринт, веревочки …), столик для волчков, волчки.
4. Зона двигательной активности ( набивные мячи, резиновые мячи, тихий тренажер, коврики с цифрами и формами)
5. Зона ландшафтотворчества ( пластилин, глина, тесто, различные ткани, картины с изображением различных ландшафтов).
6. Зона тканетворчества ( лоскутки, ткани различного вида, пряжа, прищепки, разные украшения).
7. Зона аквотворчества (стол для игры с водой, тазики, всевозможные емкости для воды, губки и кусочки поролона, краски, предметы из различных материалов).
8. Зона зернотворчества (рис, гречка, манная крупа, бобы, различные кисточки, коробки, банки подносы, ведерки).
9. Зона природотворчества ( камни, мох, листья, песок, кора, шишки).
10. Зона дидактического материала и дидактических игр ( сенсорный материал  по системе Монтессори, кубики Никитиных, речевые кубы).
11. Зона светотворчества (светильники, гирлянды, фонарики)


Конструкционные треугольники – треугольная коробка

В работе используется  дидактическим материалом по методике Монтессори.

Материал: треугольная коробка, в которой находятся:

1. Один равносторонний треугольник серого цвета, без черных линий;
2. Два длинных неравносторонних треугольника, черная линия нанесена на длинных сторонах, исходящих из прямого угла. Когда эти два треугольника складывают, совмещая по черным линиям, они образуют равносторонний треугольник, равный серому треугольнику;
3. Три равнобедренных тупоугольных треугольника желтого цвета, черная линия на равных сторонах, составляющих тупой угол. Когда складываются эти треугольники, совмещая черные линии, они образуют равносторонний треугольник, равный серому треугольнику;
4. Четыре красных равносторонних треугольника, один из которых имеет черные линии на всех трех сторонах, а три других – на одной из сторон. Когда складываются эти треугольники, совмещая их по черным линиям, они образуют равносторонний треугольник, равный серому треугольнику.

Цели:
Прямые:
1. Показать, что равносторонний треугольник можно составить из разных треугольников;
2. Распознавание геометрических фигур;
3. Развитие сосредоточенности и самостоятельности.
Косвенные:
1. Подготовка к изучению геометрии;
2. Развитие представлений о линии и форме;
3. Развитие творческих способностей.
 
Показ.
1. Предложите ребенку посмотреть упражнение и покажите ему место коробки с треугольниками на полке.
2. Аккуратно, держа двумя руками, принесите коробку на коврик или стол.
3. Откройте крышку и уберите ее под коробку.
4. Достаньте зеленые прямоугольные треугольники, положите их на коврик и указательным пальцем проведите по черным линиям, показывая ребенку.
5. Сдвиньте треугольники, совмещая их черные линии, и образуйте равносторонний треугольник.
6. Покажите, что полученный треугольник равен серому. Для этого положите либо серый треугольник на сдвинутые зеленые, либо зеленые сложите поверх серого.
7. Достаньте три желтых треугольника и соедините их указанным ранее способом, чтобы образовался равносторонний треугольник.
8. Сравните желтую конструкцию и серый треугольник, как указано в пункте 6.
9. Достаньте 4 красных треугольника и тем же способом сложите равносторонний треугольник, равный серому. Проведите сравнение, как указано в пункте 6.
10.  Когда на коврике будут выложены все три фигуры, перемешайте треугольники и предложите ребенку сложить их так, как вы ему показали. Исходя из способностей ребенка, вы можете усложнить ему задачу постепенно, вначале перемешав только одну или две фигуры.
11.  Если ребенок сумел сложить все треугольники правильно, покажите ему, как надо сравнивать полученные фигуры с серым треугольником. Накладывая его вначале на зеленые треугольники, затем на желтые и, наконец, на красные.
12.  Укладывайте треугольники в коробку, придерживайте такого порядка: красные, желтые, зеленые и серый.


Варианты:
1. Построение треугольника с использованием серого треугольника и желтых треугольников.
2. Построение шестиугольника из зеленых или красных треугольников и желтых треугольников.
3. Построение большого равностороннего треугольника.

Чем заинтересовать ребенка:
1. Прикосновение к черным линиям и складывание фигур по черным линиям.
2. Накладывание серого треугольника на фигуры, сложенные из цветных треугольников.
3. Смешивание и подбор треугольников по цвету.
4. Называние разных типов треугольников, из которых складывается один, равный серому.

Контроль ошибок:
1. Черные контрольные линии и цвет треугольников.
2. Серый равносторонний треугольник.

Язык: название разных типов треугольников, из которых составляется равносторонний треугольник.
Возраст:  3-5 лет.

Кубики для всех

В своей работе использую также развивающие игры Никитина.
Материал: 7 фигур разного цвета: зеленый, синий, желтый, красный, коричневый, серый, белый, рисунки-задания.
Цель: Развитие пространственного мышления, умение комбинировать. Развивать сообразительность.

Как играть:
1. Ребенок берет одно из рисунков-заданий, кладет перед собой и строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная.
2. Построив одну, переходит к следующей, более сложной и т.д. По сути, малышу тут же приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2-3 , которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е соединить их и уложить в модель.
Первая часть представляет собой, мыслительный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
3. Творческий этап. Ребенок начинает  придумывать и складывать новые модели, каких нет.
4. Зарисовывать новые модели в тетрадь цветными карандашами.

Вашему вниманию представляю работу в зоне «Песочницы».
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. В процессе работы в песочнице происходит горманизация психоэмоционального психоэмоционального состояния ребенка. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении. Для детей с неустойчивым вниманием игра в песочнице дает богатые кинестические ощущения. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выражать свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и переживаний.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.