Получи документы

Ирина Майорова



Последний визит:
1972 дня назад
1
125

Регистрация:
10 июня 2017 в 14:05
Публикации: 2
Комментарии: 0

Ссылка на эту страницу:
www.maam.ru/users/1209685
Немного о себе:
«Я – ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»
От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
От новорожденного до меня страшное расстояние.
Л. Н. Толстой
Все мы родом из детства.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Здоровье — это главное жизненное благо.
Я. Корчак
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
В. М. Бехтерев

Я несколько лет работаю педагогом-психологом в дошкольной образовательной организации. И только сейчас, когда я решила участвовать в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года города Ишима – 2018» в номинации «Педагог-психолог города Ишима-2018» я впервые осознанно и целенаправленно задала себе вопрос: «А почему я стала педагогом-психологом в детском саду?». Я, конечно, задумывалась об этом не раз, но никогда не пыталась изложить это на бумаге, дать полный, развернутый и объективный ответ о мотивах выбора мною профессии педагога-психолога.
Мои размышления о причинах выбора профессии педагога-психолога привели меня в детство… «Все мы родом из детства», - эта цитата из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», выбранная мною в качестве эпиграфа эссе, полностью отражает мои личные и профессиональные убеждения. Я думаю, что на выбор моей профессии повлияли родительские отношения, приведшие к разводу, когда мне было всего пять лет. И сейчас, осмысливая тот период моей еще маленькой жизни, я чувствую свою боль и тягостные переживания ненужности самым близким мне людям, и неумения рассказать о них другим, чтобы меня поняли и помогли дальше с этим жить!
Маленькие дети еще больше нуждаются в психологической поддержке и помощи, потому что они еще не умеют сознательно осмыслять свои переживания и рассказывать о них. Их чувства отражаются в играх, рисунках, поделках, в поступках, истинные причины которых часто не понятны взрослым. И только знающий взрослый, специалист, разбирающийся в особенностях детской психики, может увидеть переживания ребенка в разных видах его активности, и помочь ему принять их, не навредив душевному здоровью. И это тот самый довод, полученный мною на собственном детском опыте, и направил меня на выбор профессии педагога-психолога!
Полученное мной профессиональное образование, профессиональный опыт и постоянное повышение квалификации в различных формах очных, очно-заочных и дистанционных курсов повышения квалификации, семинаров и мастер-классов сформировали мое понимание миссии педагога-психолога в современном мире и помогли понять ведущие психолого-педагогические принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста.
Миссия педагога-психолога дошкольной образовательной организации состоит, на мой взгляд, в формировании и поддержании психического и психологического здоровья ребенка, своевременном предупреждении, в профилактике и, если необходимо, коррекции нарушений в психическом и личностном развитии ребенка. Я. Корчак справедливо отмечал, что «здоровье – это главное жизненное благо»!
Возраст от рождения до поступления ребенка в школу – один из наиважнейших возрастных периодов взросления Человека, именно в этот период закладываются основы личности, которые в последующие периоды только шлифуются, корректируются, совершенствуются. И для иллюстрации этого подхода к образованию детей дошкольного возраста подходят слова Льва Николаевича Толстого: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».
Не взрослый, не педагог, не психолог, не родитель не должны навязывать ребенку «норматив личности», нет, ни в коем случае!!! Моя задача – создать те условия, в которых у малыша будут развиваться и формироваться психические и личностные особенности с опорой на те возможности, которые у него есть, даны природой, его предками. Создание таких условий возможно только через систему деятельностей и общения ребенка со взрослыми и окружающими его сверстниками. Поэтому два главных психолого-педагогических принципа в моей профессиональной деятельности – это развитие через деятельность и развитие индивидуальности в каждом ребенке. Сознание в деятельности формируется и в ней же проявляется, - один из психологических принципов становления человеческого сознания, сформулированных отечественным психологом С.Л. Рубинштейном. Ценность государства, в конечном счете, - это ценность отдельных индивидуальностей, составляющих его» (Д. Милль).
«Цель всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни…» (В.М. Бехтерев). Деятельная личность, в моем понимании, это активная, автономная, творческая личность, которая своей деятельностью изменяет общество в лучшую сторону. Поэтому один из принципов моей профессиональной деятельности, это развитие самостоятельности, инициативности и креативности у детей дошкольного возраста.
Очень важный принцип в моей профессиональной деятельности, это сотрудничество, содружество с родителями ребенка и другими специалистами, сопровождающими образование детей дошкольного возраста. Только общими усилиями мы сможем сохранить здоровье ребенка и помочь ему достигнуть того личностного развития, которого он может достигнуть! Я приведу здесь высказывания далеких от детской психологии людей, ставших признанными гениями эпохи и выдающимися людьми, известными всему человечеству. Исаак Ньютон говорил так: «Если я вижу дальше, то это потому, что я стою на плечах гигантов». Для маленького ребенка «плечи гигантов» - это окружающие его близкие взрослые и профессионалы! Генри Форд считал, что «объединяться вместе – начало, быть вместе – прогресс, и работать вместе – успех» - успех в образовании детей, стоящего на «трех китах» - развитии, обучении и воспитании!
В последнее время наше общество пришло к пониманию, что все люди достойны получить образование, что все достойны того, чтобы их возможности стали их личностными достоинствами. Я говорю об инклюзивном образовании, как об образовании для всех, как одного из важнейших принципов современного образования. И одно из самых важных направлений в моей профессиональной деятельности, это профессиональная помощь в развитии детям с особыми образовательными потребностями. Это большая группа детей, не только детей-инвалидов, как считали в недавнем прошлом. Это не только дети с последствиями травм и имеющие разные заболевания, но и дети, как их принято сейчас называть, с девиантным поведением, («трудные» дети, сказали бы несколько десятков лет назад), дети, попавшие в силу разных жизненных обстоятельств, в «группу риска для их психического и психологического здоровья». Вчитайтесь в строчки стихотворения С. Давидовича, в которых «криком кричит» важность профессионального сопровождения таких детей:
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)

Моя задача как педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями- максимально развивать их возможности, чтобы социализировать их в современном мире. «Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности» (Л. И. Швецова). На самом деле, это очень сложно осуществить на практике. И, накопив свой профессиональный опыт работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, я поняла, что успех в работе с ними зависит, в первую очередь, не только от владения специальными педагогическими технологиями и приемами, а и от доверительных отношений с ними. Ребенок, особенно ребенок с особыми образовательными потребностями, интуитивно чувствует отношение к себе взрослых, и если это отношение характеризуется равнодушием, то малыш никогда не «откроет» перед вами свой мир! В интернете есть подборка стихов о детях с особыми образовательными потребностями Натальи Адамовны Калиман. Ее стихи задевают самые запрятанные «струны» в моей душе, простые зарифмованные слова от имени «особых» детей помогают смотреть на мир глазами этих детей. Я приведу одно стихотворение, показывающее важность выстраивания доверительных отношений с «особыми» детьми, их надо ЛЮБИТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ!!!
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург)


Я понимаю, и полностью отдаю себе отчет, что формирование и поддержание психического и психологического здоровья ребенка дошкольного возраста, - это очень сложнодостижимый, трудоемкий процесс, результаты которого достаточно отдалены во времени; но это не пугает меня, не снижает ценности избранного мною профессионального пути; это только придает мне сил и уверенности, является источником постоянного творческого профессионального поиска… нет, не новых психолого-педагогических технологий работы с детьми дошкольного возраста, а поиска «ключиков» к каждому конкретному ребенку для открытия его возможностей миру и открытия мира для него, опираясь на новые и хорошо известные психолого-педагогические технологии, методы и приемы!
«Свидетельство о публикации» Публикации

Ирина Майорова. Блог

Конспект занятия с использованием песка «Путешествие на сказочный остров»
Цель: снятие психического и мышечного напряжения, создание условий, способствующих профилактике, ослаблению и устранению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обучение детей способам снятия эмоционального напряжения. 2. Развитие навыков саморегуляции с...

Далее

Занятие психолога с использованием песка «Путешествие на сказочный остров»
Конспект занятия с использованием песка Тема: «Путешествие на сказочный остров» Старший дошкольный возраст. Цель: снятие психического и мышечного напряжения, создание условий, способствующих профилактике, ослаблению и устранению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста....

Далее


Всего публикаций: 2. Читать все →
Все публикации одним списком
Фотографии
Популярные разделы на МААМ
Предыдущие зарегистрированные на МААМ

Как получить награду?

Свидетельство о публикации

Свидетельство о публикацииСвидетельство о публикации № 805216-016-015
Конспект занятия с использованием песка «Путешествие на сказочный остров»
8 декабря 2017 в 11:35

008 За творческий подход

008 За творческий подход008 За творческий подход № 799227-135-139
25 ноября 2017 в 22:05


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД