Наталья Алехина
Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В общей основе развития личности лежит овладение детьми речью. Речь зависит от эмоционального состояния ребёнка, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Публикация «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений навыков, а развитие личности ребенка. Традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка в таком виде деятельности исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.
Поэтому, в своей работе по формированию связной речи у детей, я использовала театрализованную деятельность. Это способствовало креативности детского мышления, и развитию разговорной речи.
Во второй младшей группе дети достаточно успешно осваивали бытовой словарь, что помогло им общаться со взрослыми и сверстниками. В своей работе по активизации речи детей я использовала различные виды театров. Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра. Предлагала детям чтение потешек, шуток, стихов сопровождая их действиями фигурок. Фольклор старалась подбирать образный, понятный детям: «Коза рогатая», «Кот Васька», «Ночь пришла», «Лисичка - сестричка», «Эй, Ванюша», «Конь».
Диалог - первая ступень в развитии связной речи ребенка. Поэтому в работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи я уделяла самое пристальное внимание: учила детей понимать вопросы и отвечать на них. Мною были изготовлены фигурки сказочных героев, забавных зверушек для фланелеграфа. Дети с удовольствием следили за появляющимися на фланелеграфе картинками и отвечали на мои вопросы. Я учила детей слушать и активно включаться в разговор. Для этого использовала наибольшие этюды: «Кто гуляет в лесу», «На бабушкином дворе», «Осенью в парке». Вскоре дети научились задавать вопросы друг другу. Я предусмотрела ситуации, в которых ребенку предоставлялась возможность что-то объяснить своему сверстнику. К концу года малыши использовали в речи развернутые высказывания, которые приобретали форму короткого рассказа.
Совместно с родителями был изготовлен варежковый и театр вязаной игрушки. Эти виды театров помогли мне в обучении детей активно воспроизводить ответы на вопросы в фиксированном диалоге русских народных песенок:«Курочка - рябушечка», «Кисонька - Мурысонька», «На улице три курицы».
Драматизация знакомых сказок помогали детям запомнить и воспроизвести текст. Элементы костюмов помогли детям в изображении героев сказок. К концу года дети научились инсценировать сказки самостоятельно, без помощи взрослого.
Мною была оформлена театральная зона в групповой комнате : пополнила имеющиеся виды театров (фланелеграф, настольный, театр вязаной игрушки).
Очень нравятся детям пальчиковые театры : «Моя семья», «Курочка и цыплята», «Зайка серый и волк». С помощью родителей изготовили небольшую ширму кукольного театра и разместили кукол для верхового показа. Это было ново для детей и очень интересно.
Четвёртый год жизни - период высокой речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имеющих места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний.
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками я употребляла синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью.
Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: «Умница, Миша! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал (в предложении твоем все слова в согласии живут)» и т. п.
При такой системе работы, дети по своей инициативе начинают интересоваться: «Я все правильно сказал? Красиво получилось?»
Малыши постепенно осознают, что они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.
Свою работу по данной теме я строила на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой.
Широко использовала авторские статьи из журналов «Дошкольное воспитание».
Театрализованные игры, элементы театрализации я использовала на занятиях по развитию речи, на интегрированных занятиях, а также в свободное от занятий время.
Очень интересно проходило интегрированное занятие по изодеятельности «Снег идет», на котором я показывала детям фрагмент кукольного спектакля «Зайчик зимой». На праздниках, развлечениях к детям приходили сказочные герои, куклы лесные зверюшки, которые пели и играли с детьми. В моей работе с детьми по активизации речи помогали приёмы, которые вызывали у детей желание выполнить задание воспитателя как можно лучше.
В своей работе главной задачей я ставила охрану жизни и здоровья детей, работу по снижению заболеваемости. Для этого систематически проводила с детьми закаливающие процедуры с учетом времени года, корригирующую гимнастику, спортивные игры на прогулке.