Прянишникова Юлия Алексеевна
Активное общение педагогов с родителями как средство повышения воспитательной культуры семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст имеет непреходящее значение для последующего психического здоровья и развития ребенка. Одна из особенностей этого возраста состоит в том, что малыш выступает не пассивным объектом внешних влияний, а становится участником сложного двустороннего процесса его взаимодействия с действительностью.
Воспитатель в своей работе имеет дело не с ребенком вообще, а с конкретным воспитанником в конкретных житейских ситуациях. Педагог должен представлять основные ведущие линии развития ребенка, основные новообразия в них, а главное – своеобразие их индивидуального проявления. Для этого необходимо знать не только ребенка во всех отношениях, но и его семью, особенности семейного воспитания. Поэтому воспитатель строит свою работу с учетом образа жизни, состава и функции семьи.
Публикация «Активное общение педагогов с родителями как средство повышения воспитательной культуры семьи» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
На наш взгляд, начинать следовало бы не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок.
Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Внимательное наблюдение воспитателя в утренние часы приема позволяет судить о том, какие отношения складываются в связи «родитель-ребенок».
Рассказывая о ребенке – о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, – воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом. Большинство родителей, обнаруживая это внимание, сами рассказывают о своих проблемах, переживаниях, обращаются за советом и поддержкой. Но иногда недооценивают отклонения в поведении ребенка, полагая, что все само собой образуется с возрастом. В этом случае воспитатель становится инициатором индивидуальной беседы с родителями. С целью достижения максимального позитивного результата беседы воспитатель должен убедить родителей в том, что их понимают, им сочувствуют и пытаются помочь.
Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с каждой семьей возможен при соблюдении определенных условий:
доверие воспитателя педагогической компетентности родителей;
личностный безоценочный стиль общения с семьей;
конгруэнтность в отношениях с родителями.
Причем, конгруэнтность, а именно, способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства, является важнейшей составляющей диалога. Великое счастье в отношениях между людьми, как известно, когда тебя принимают таким, какой ты есть. А современный родитель ни хороший, ни плохой – он просто соответствует своему времени. Следовательно, при построении диалога с родителями педагог должен ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей. Современный родитель нуждается в новых темах встреч, в новом звучании старых привычных тем. Чтобы понять, какие вопросы волнуют наших родителей, мы стараемся всестороннее изучить особенности каждой семьи, не только статистические, а, в первую очередь, ценностные. Наиболее эффективными, на наш взгляд, методами и формами изучения проблем семейного воспитания являются :
анкетирование в форме открытых вопросов;
методика родительского сочинения в свободной форме или с опорой на вопросы;
родительское собрание в форме диалога на актуальные и интересные темы.
Успешность анкетирования зависит от того, насколько правильно изложена цель опроса, смысл и ценность его проведения. Важным элементом анкеты является преамбула, которая призвана привлечь интерес родителей к изучаемой проблеме. Мы приглашаем родителей вместе с нами поразмышлять над вопросами воспитания и развития личности ребенка. При разработке рабочего поля анкеты предпочтение отдаем открытым вопросам, так как это дает возможность родителям самостоятельно, в произвольной форме сформулировать ответ.
Замечательную возможность увидеть детско-родительские отношения глазами родителя дает сочинение «Мой ребенок». Методика информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностику особенностей родительской позиции и семейного воспитания, выявлять восприятие и переживание родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Конечно, можно предложить родителям опорные вопросы, но предпочтительнее, чтобы сочинение было свободным размышлением. Подобное задание заставляет родителей серьезно задуматься над проблемами воспитания не вообще, а собственного ребенка. Воспитателю такое сочинение дает возможность определить уровень педагогической компетентности родителей.
Эффективной формой выявления особенностей семьи остается родительское собрание в форме диалога. Так, для анализа семейных ценностей на первом родительском собрании мы предлагаем родителям самостоятельно записать несколько главных качеств, которые в данной семье занимают важное значение. Если родители испытывают затруднение, можно предложить готовую форму, но самостоятельность родителей более предпочтительна. После того, как родители сделают свой выбор (выберут и проранжируют их, предлагаем желающим озвучить свой выбор и записываем варианты на доске. Например, здоровье, воспитанность, оптимизм, интеллигентность, уважение к старшим, образованность, достаток, порядочность.
Далее предлагаем рассмотреть несколько «житейских ситуаций», о которых воспитатели должны рассказать родителям, и то, как семьи с разными ценностными установками могут по-разному реагировать на эти ситуации. Например: «Коля и Егор поссорились и подрались. В результате у Егора появилась царапина».
Для семьи Егора, в которой главная ценность – здоровье, целесообразно начинать рассказ о произошедшем с акцента на том, что «боевое ранение» не опасно для жизни – царапина хорошо обработана, а затем уже говорить о мотивах ссоры и характера «боевых действий».
Но для семьи Коли, где главным считается воспитанность, та же информация должна преподноситься с других позиций – Коля старался объяснить словами свои желания, но, по-видимому, слов не хватило, пришлось отстаивать свои права мужским способом – дракой.
Что дает такой подход? Бесконфликтность. Не полную и не окончательную, но такую нужную и, оказывается, возможную.
Приглашая родителей к диалогу, просим поделиться опытом семейного воспитания. Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров. Результат такой встречи – понимание проблем воспитания и согласие решать их совместно.
Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является совместная деятельность педагогов и родителей с детьми :
открытый просмотр и совместное с детьми участие в занятиях;
игровая деятельность участием родителей;
мастер-класс родителей;
семейные конкурсы творческих работ;
семейные праздники;
совместная проектная деятельность педагогов, детей и родителей.
Вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада в целом идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
В нашем детском саду нет «Дня открытых дверей» в традиционном понимании этой формы взаимодействия с родителями.
Двери детского сада открыты круглый год. Это значит, что родители могут в любое время при желании посещать занятия либо присутствовать в детском саду во время различных режимных моментов. Подобная практика дает определенные плюсы в общении «родитель» – «педагог».
Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Находясь в группе, они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подобные методы воспитания. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них. Во время проведения занятий мы предоставляем родителям возможность быть не пассивными наблюдателями, а участниками процесса обучения. Они могут сесть рядом с ребенком, помочь ему в деятельности (рисовать, лепить, конструировать и т. д.). У родителей появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу. Присутствуя на занятиях, наблюдая процесс обучения, наши родители проникаются более глубоким и правильным пониманием возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны.
С другой стороны, у детей, когда они видят своих родителей в группе, возникает позитивная связь между семьей и детским садом : если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к воспитателям и другим специалистам. Кроме того, присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам. У детей наблюдается взлет чувства собственного достоинства. Для них очень важно участие членов семьи в жизни детского сада.
Привлечение родителей и других членов семей воспитанников к работе в группе дает положительные результаты для воспитательно-образовательного процесса в целом. Воспитатель получает возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду, с помощью занятий дома, а также понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми. Такое близкое общение с родителями позволяет выявить их увлечения и таланты, что, в свою очередь, позволяет нам привлекать их к непосредственному участию в организации и проведении конкурсов, кукольных спектаклей, спортивных соревнований, досугов.
Традиционным в нашем саду стал День семьи. Встреча с родителями в этот день представляет прекрасный повод поговорить об этнических семейных традициях, поскольку в детском саду воспитываются дети разных национальностей. В саду в этот день устраиваются выставки семейных работ, семейные посиделки, на которых родители откровенно делятся секретами семейного воспитания, семейными традициями, рассказывают о преемственности поколений. Эти встречи не очень многочисленны, но создают атмосферы душевного общения.
Решать различные проблемы воспитания ребенка как в семье, так и в детском саду позволяет совместная проектная деятельность педагогов, детей и родителей. В декабре 2008 года в нашем детском саду стартовал проект «В нашем доме живет доброта». О начале проекта мы известили родителей объявлением.
«Дорогие мамы и папы. Мы решили начать новый проект и узнать как можно больше о Доброте. Для этого у нас в группе есть добрые книги и сказки. Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о доброте. Помогите нам изготовить копилку добрых дел, расскажите нам о доброте, нарисуйте вместе с нами рисунки и помогите изготовить коллаж «Поделись улыбкою своей». Ваши дети».
В реализацию проекта включились дети, родители, воспитатели. Была разработана программа мероприятий по формированию у детей такого важного нравственного качества как доброта. В группах были проведены Уроки Доброты, беседы, игры и упражнения, конкурс рисунков «В моем доме живет Доброта», создавались коллективные коллажи «Поделись улыбкою своей». Воспитатели помогали детям собирать в копилку добрые дела и поступки. В младшей группе даже «выросло» чудо-дерево Доброты! Дети многое узнали о доброте и улыбке. Почему люди улыбаются, радуются, смеются? На эти и другие вопросы дети, родители и воспитатели искали ответы в играх, общении, чтении художественной литературы, досугах.
Вовлеченность, заинтересованность детей этой темой позволила воспитателям и родителям почувствовать радость общения с детьми в атмосфере творческого настроя и открытости суждений.
Осуществление этого проекта во многом помогло в развитии партнерских отношений с семьей, в решении актуальных задач дошкольного воспитания.
Таким образом, мнения о пассивности современных родителей несостоятельны, если в отношениях педагога с родителями присутствует чувство доверия, открытости и готовности к взаимодействию с каждой семьей, независимо от ее состава, национальной принадлежности, культурных традиций и ценностей.