МААМ-картинки

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников

ольга вьюнова
Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников

Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть подходы к организации воспитательно-образовательного процесса.

В стандарте обращается внимание на многие аспекты в работе с детьми: чему учить, как учить, в каких условиях. Мы знаем, что начальные представления ребенок получает в дошкольном детстве. Поэтому основным направлением нашей работы является организация познания ребенком окружающего природного и социального мира. Наша работа направлена на то, чтобы дети, познавая, не были пассивными слушателями, а принимали активное участие во всех видах деятельности, на развитие личности во всех видах общения с учетом разновозрастного состава группы, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей. Это заключение привело нас к использованию АМО (активных методов обучения). Для использования данных методов в работе, мы создаем необходимые условия, открывающие возможности для познания и позитивной социализации детей, способствующие развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Публикация «Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Применяя активные методы в организации образовательной деятельности, все чаще используем новые формы работы, обеспечивая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе получения и усвоения знаний. Этому способствует применение разных форм и методов организации деятельности детей : решение проблемных ситуаций, эвристические (т. е. поисковые) беседы, организация познания через исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность, демонстрационный эксперимент, а так же драматизация, театрализованное инсценирование, реализация проектов, творческие игры и т. д, другими словами, знания полученные ребенком в процессе практической деятельности запоминаются легко и остаются надолго. Используя перечисленные методы организуем работу детей в парах, подгруппами и всей группой. Всегда подбираем методы учитывая имеющийся у детей багаж знаний и навыков, стараемся задействовать все органы чувств, обязательно проводим рефлексию по итогам работы. Какой бы метод активного обучения мы не выбрали, все они носят игровой и творческий характер. Дети познают играя и творят от души.

Предлагая детям найти выход из проблемной ситуации, мы развиваем у них творческое и логическое мышление, умение увидеть причину и следствие случившегося. В любой проблемной ситуации всегда есть неизвестное и для того, чтобы найти неизвестную информацию, мы учим необходимым способам деятельности.

Метод проблемного изложения позволяет нам научить детей анализировать предложенную проблему, учебную задачу. Показываем образцы познавательно-исследовательской деятельности. Используя данный метод, развиваем у детей все познавательные процессы – восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Применяем также имитационные методы. Они делятся на игровые и неигровые. К игровым относим игровое проектирование, к неигровым анализ конкретных ситуаций. Так например: поставив ребенка в ситуацию морального выбора мы помогаем ему освоить нормы и правила поведения принятые в обществе. Обыграв ситуацию, дети наглядно видят в чем проблема и озвучивают свое мнение по её решению.

Организуя эвристические беседы (например по тексту загадок) учим детей следить за ходом рассуждения; анализировать текст загадки, выделять признаки и характерные действия объекта; с помощью взрослого систематизировать полученную информацию, делать выводы; развиваем воображение, способность концентрировать внимание; и заодно активизируем словарный запас детей. Содержание беседы строится в зависимости от того, дали дети правильный ответ или нет. Если дети затрудняются, используем разные приемы дополнительных подсказок.

В ходе театрализованной импровизации принимают участие дети и взрослые. Темы берем разные: по безопасному поведению, по нравственным нормам и т. д. Например, инсценируем отрывок сказки «Три поросенка». В итоге представления дети должны сами прийти к выводу о том, как опасно играть со спичками, может сгореть дом (в их случае соломенный, или о том, что опасно играть на воде без взрослых (по сказке «Боб, соломинка и лапоть», или увидеть, что нельзя открывать дверь незнакомым людям (на примере сказки «Волк и семеро козлят»). Вместе с детьми делаем заключение о том, как нужно поступать в той или иной ситуации, и почему.

Проектную деятельность организуем для изучения тем интересующих детей, и предполагаемых к изучению программой. Расписывая детально каждый шаг познания, мы постепенно приходим к нужному нам результату, выводу, знанию. Дети активно, с помощью воспитателя и родителей собирают информацию, анализируют, делятся мнениями, выдвигают гипотезы, делают выводы.

Для достижения поставленной цели, перед началом работы над проектом, необходимо чтобы у детей был стимул, заинтересованность. Например, перед началом работы по проекту «Защитники Отечества», для того, чтобы заинтересовать детей предлагаю рассмотреть иллюстрации самолетов истребителей

Это значит, будет и активность, и познавательный интерес, и положительный результат.

С помощью активных методов обучения развиваем способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Итак, активные методы обучения это все методы, посредством которых мы заставляем детей быть активными, действовать, думать, познавать.

Применение активных методов в условиях разновозрастной группы, конечно, имеет свои трудности: в организационных моментах, в подборе материала. Но есть и плюсы, так как дети помладше тянутся за старшими, усваивают вместе с ними, иногда, даже быстрее и лучше. Поэтому появляется возможность в дальнейшем таким детям дать больше, чем предполагает программа, используя индивидуальные маршруты.

Есть сложности конечно с методическим и дидактическим оснащением. Но это вопрос времени.

Осложняет работу и тот факт, что в саду осталось минимум работников, поэтому решать поставленные задачи на 100% очень сложно. Но мы стараемся.

Литература

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

2. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

3. Смолкин А. М. Методы активного обучения : Науч. -метод. пособие. - М. : Высш. шк., 1991.-176 с.

4. Крулехт, М. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2003. -№ 5. -С. 74-79.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Сравнительный анализ СанПиН 2.4.1.2660–10 и СанПиН 2.4.1.3049–13. Презентация Консультация для воспитателей оформленная в виде презентации. 32 слайда. Дан сравнительный анализ СанПиН 2.4.1.2660-10 введённые в действие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 12:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД