Анастасия Мальцева
«Активный родитель». Внедрение современной формы работы по взаимодействию с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Очень часто участие родителей в жизни группы во многом остается внешним и больше на словах. Нам, педагогам, конечно не достаточно видеть родителей только на праздниках или на снимках в семейных фотоальбомах, но на большее ни мы ни они чаще всего не готовы. Правильный подход - не отказываться от взаимодействия, а учиться этому и искать новые способы и возможности вовлечения родителей в жизнь детей в пределах ДОУ.
Публикация «„Активный родитель“, Внедрение современной формы работы по взаимодействию с родителями» размещена в разделах
Проблема не только в занятости или пассивности родителей, но и в самих педагогах. Проблема в том, что мы, педагоги не готовы и не умеют использовать присутствие родителей во благо детям, себе и самим родителям. Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по поводу присутствия родителей и других взрослых в группе в качестве наблюдателей или помощников. Беспокоит сам факт присутствия другого взрослого, который наблюдает и оценивает.
Участие родителей в реализации основной образовательной программы детского сада идет на пользу всем: детям, воспитателям и самим родителям. Но к сожалению, заставить родителей быть активными мы не можем.
Но можно постараться и побудить в родителях желание к участию в жизни ребенка в детском саду, если воспитатели помогут им почувствовать себя заботливыми родителями, если будут поддерживать их действия и помогут поверить в то, что их присутствие в группе приносит огромную пользу.
Все выше сказанное заставило вновь изучить отечественную литературу по взаимодействию семьи с ДОУ. Особенно полезным при изучении интересующего вопроса стал опыт Л. В. Михайловой-Свирской «Работа с родителями по ФГОС ДО». Особоевнимание привлек график «Посещения родителей и их участия в делах группы», который позволяет выявить какую конкретную помощь и поддержку от родителей ребенок хотел бы получить, в чем родители и другие члены семьи могут помочь:
• Пополнение предметно- развивающей среды материалами
• Планировании и осуществлении образовательных проектов
• Организации центров активности
Польза от присутствия родителей в группе состоит в следующем:
• Родители начинают ощущать причастность к «Общественной жизни» своих детей
• Могут наблюдать своих детей на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в особенностях «типичного - нетипичного», «нормального- отклоняющегося» развития. Формируется более глубокое понимание образовательного процесса дошкольников, возможных сложностей, с которыми связано обучение.
• Родители знакомятся с друзьями своих детей, их родителями, начинают понимать некоторые особенности реакции поведения своего ребенка.
• Между детьми и родителями возникает единое смысловое пространство, они начинают лучше понимать друг друга.
Представлен график который Лидия Васильевна предлагает для работы с родителями "График посещения родителей и их участия в делах группы" В нем заполняются графы с датой и именем ребенка.
В течении месяца – двух, каждой семье нужно найти не более часа- полутора для того, чтобы прийти в группу в утреннее или вечернее время, чтобы понаблюдать за детьми, поиграть или позаниматься с ними.
В ходе реализации стало понятно, что данный график можно модифицировать. В моем графике «Активный родитель» были представлены интересы детей (Кто в какую сюжетно-ролевую игру предпочитает играть, к каким центрам активности ребенок проявляет больший интерес и т. д). Так же можно включать в график все необходимое для развития познавательных интересов дошкольников (Например необходимость энциклопедии на определенную дату, наглядный материал с места работы, дидактические игры, и т. п.)
График «Активного родителя» в моей группе заполнялся совместно детьми с родителями. Родители отмечают в графике какую пассильную помощь могут оказать для группы, в какой день и какое время прийти в группу детского сада для совместной активной деятельности, и какую помощь оказать (к примеру помочь в проведении организованной образовательной деятельности, прогулка с детьми, экскурсия в детском саду). При составлении графика ребенок рассказывал родителям о своих интересах, интересах своих близких друзей.
Таким образом, со временем родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками.
Можно сказать, что если первое время родители не проявляли инициативу, то по мере заполнения графика инициативность родителей возрастала.
Степень включенности большинства родителей повлияла на проявление их инициативности и на сознательность малоинициативных родителей.
Так же очень важным фактором является то, что ребенок мотивирует родителя на посещение и участие в жизни группы, тем, что постоянно делится впечатлениями о приходе родителей своих друзей. Все это оказывает положительную динамику на активность родителей.
Практически ежедневно нам оказывают пассильную помощь (пересаживание растений, помощь в режимных моментах, игра с детьми, пока воспитатель занимается индивидуально с другими детьми и т. д.). Это позволяет уделить время детям с ограниченными возможностями.
Что касательно сферы интересов, указанных в таблице - интересы детей растут по мере обогащения среды. Первый опыт пополнения среды по интересам мы решили начать с наполнения сюжетно-ролевых игр, в зависимости от сферы интересов ребенка родители обогащали данный центр группы.
Результатом участия дошкольников в составлении графикастало:
• Присутствие и участие родителей в какой-либо работе доставляет особое удовольствие, вызывает чувство гордости у детей
• Даже если участие родителей имеет редкий и непродолжительный, но эмоционально положительный характер, самооценка ребенка растет.
• Ребенок использует факт присутствия родителей для того, чтобы продемонстрировать им свои любимые игрушки, игровые центры, свои работы, познакомить с друзьями.
• Все дети получают дополнительное внимание и заботу.
Все это несет положительный характер:
Предоставляется возможность для педагогов использовать таланты, увлечения, знания, практические умения родителей в образовательном процессе.
Я считаю что самым главным достоинством графика «Активного родителя» является что у родителей формируется понимание ответственности труда воспитателей, они начинают больше ценить их вклад в воспитании и образование своих детей.
Кроме того, детям чрезвычайно полезно учиться общаться с людьми разного пола, возраста, социальной принадлежности, профессии. Так они могут получить разнообразные знания и опыт общения.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Все выше предложенное мотивировало родителей к взаимодействию с детьми в организованной образовательной и свободной деятельности. Совместная подготовка к предстоящим мероприятиям сблизила меня как педагога и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Без активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель-педагог» невозможно эффективное развитие ребенка, мы одновременно являлись участниками деятельности. Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями приносит реальную пользу в деле образования детей
Родители- самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними играть, танцевать, петь песни. Основная цель таких мероприятий- укрепление детско-родительских отношений.