Светлана Буравлева
«Анализ и проектирование РППС группы как «поискового поля» ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Анализ и проектирование РППС группы как «поискового поля» ребёнка»
Слайд 2
В соответствии с ФГОС дошкольного образования
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «„Анализ и проектирование РППС группы как „поискового поля“ ребёнка“» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Слайд 3
«Поисковое поле»- это форма организации РППС с учётом специфики группы, особенностей и интересов воспитанников в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
Слайд 4
Принципы построения РППС в соответствии с ФГОС ДО:
• Насыщенность среды;
• Трансформируемость пространств;.
• Полифункциональность материалов;
• Вариативность среды ;
• Доступность среды;
• Безопасность предметно-пространственной среды;
Слайд 5
Анализ РППС в группе проводится ежемесячно на основании маршрутов занятости центров активности.
На что мы обращаем внимание?
1. На востребованность центров детьми.
2. На невостребованность центров.
Например, анализ среды за январь.
В индивидуальных экранах занятости центров активности подсчитываем количество посещений центров каждым ребёнком. В сводной ведомости указываем общее количество посещений центров всеми воспитанниками группы. Здесь мы видим количество посещений за месяц каждого центра детской активности. Наименее востребованными в январе были центр познавательно- исследовательской деятельности (28 раз) и центр развивающих игр (21 раз).
Также в итоговом листе мы видим наиболее востребованные центры: центр конструирования (51 раз) и центр изобразительной деятельности (55 раз).
С учётом наибольшей и наименьшей востребовательности центров мы планируем пополнение их новыми материалами и оборудованием.
Слайд 6
Центр познавательно- исследовательской деятельности:
- оформить иллюстрированную картотеку опытов для старших дошкольников, разработать их алгоритмы;
- подборка видеоуроков для дошкольников «Опыты для малышей»;
- пополнить макеты «Африка» и «Арктика» новыми игрушками; оформить фотовыставку «На просторах Африки», «Путешествие по Арктике»;
Центр развивающих игр:
- ввести новую традицию группы «Час развивающих игр»;
-организовать шашечный турнир среди воспитанников группы;
- пополнить игротеку новыми играми: «Русское лото», электровикторина «Почемучка», «Колесо фортуны», «Умное домино»;
Слайд 7
Центр конструирования:
-пополнить центр магнитными конструкторами;
- изготовить тематические поля для мини- робота «Robot Maus»;
Центр изобразительного творчества:
- приобрести индивидуальные планшеты для рисования;
- пополнить центр изо материалами: цветное тесто для лепки, плавающий пластилин; флуирисцентные восковые карандаши, перламутровая акварель.
Слайд 8
Следующим шагом является проектирование РППС на следующий месяц с учётом анализа за прошедший месяц.
Проектирование РППС включает :
1. Реалилизацию тематических недель.
2. Учёт востребованности и невостребованности центров активности.
3. Пополнение центров новыми материалами.
4. Реализация одного из содержательных принципов - принципа открывающейся перспективы с учётом «поискового поля».
Это проявляется в том, что содержание всех представленных центров детской активности стимулирует поисковую активность детей как в связи с освоением новой информации, так и в связи с поиском способов решения стоящих перед ребенком задач (предлагаемых заданий, т. е. способствует выдвижению гипотез, построению догадок, предположений.
Слайд 9
Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни вообще. Это умение мы развиваем, предлагая нашим воспитанникам определить, чем он будет заниматься в течение дня.
Для этого мы используем компонент технологии «План. Дело. Анализ»- «Утренний круг», где идёт беседа с детьми, в которой осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности самими детьми (места работы, материалов, партнёрства и пр., индивидуальная или совместная деятельность в Центрах активности в течение дня.
Слайд 10, 11, 12, 13, 14
5 пунктом в проектировании РППС группы является использование различных элементов визуализации:
- маркеры центров активности;
- модуль занятости центров;
-визуализированные правила поведения в центрах;
- правила работы в парах;
- правила работы в подгруппе;
Слайд 15
Развивающая предметно- пространственная среда подготовительной группы компенсирующей направленности №7 представлена 12 центрами детской активности, стимулирующих детскую инициативу и самостоятельность:
- Центр физического развития;
- Центр сюжетно-ролевой игры;
- Центр развивающих игр;
- Центр музыки и театрализованной деятельности;
- Центр краеведения;
- Центр познавательно- исследовательской деятельности;
- Центр конструирования;
- Центр изобразительного творчества;
- Центр «Безопасность» и «Дорожная азбука»;
- Центр «В гостях у песочной феи»;
- Центр «Будем говорить правильно»;
- Центр экономики;
Слайд 16
Особенности РППС группы детей с ОВЗ :
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это учитывается нами при организации среды группы : в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей - представителей разных народов и эпох
В старшем дошкольном возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. Мы показывает детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника.
В группе наряду с художественной литературой на «Полочке умных книг» представлены энциклопедии, атласы разнообразной тематики, способствующие развитию познавательных интересов старших дошкольников («Космос», «Звёздное небо», «Какие бывают растения», «Горы», «Почемучка», «Животные России» и др.).
Слайд 17
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему и будущему; познанию родного края и страны В группе организован мини- музей «Белгород вчера и сегодня». Его материалы помогают дошкольникам лучше воспринимать рассказы педагогов. Это фотографии, открытки, альбомы, коллекция природных ископаемых Белгородчины, магнитное дидактическое пособие «Моё Белогорье», дидактические куклы Белогор и Белогорочка и др. В группу внесены герб и флаг города и области, герб и флаг страны. Имеется карта России и Белгородской области. Фотографии, иллюстрации, журналы и дидактические игры о достопримечательностях и народах нашей страны
В группе также имеется игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Найди отличия» и т. п.
Слайд 18
Центр «В гостях у песочной феи» позволяет сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносит радость открытий и удовольствие детям.
Для формирования познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и качествах в группе имеется мини- лаборатория для экспери-ментирования с различными материалами.
Слайд 19
В среду группы включены разнообразные виды конструкторов и строительных наборов, выполненных из разного материала (пластика, дерева, металла, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Имеются схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек, инженерные журналы.
В группе предусмотрен «уголок уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
Слайд 20
«Будем говорить правильно» - центр, ориентированный на успешную подготовку старших дошкольников к обучению в школе. Улицы букв и звуков, дидактическое пособие «Помогатор будущего первоклассника», «Умные пазлы», д/и «Стану отличником», «Сложи слово», «Домино букв», карточки с заданиями, портфель со школьными принадлежностями, способствуют развитию навыков чтения, мелкой моторики руки.
Дополнительным компонентом развивающей среды в группе, направленным на развитие детской инициативы и самостоятельности у воспитанников, является творческая мастерская по интересам «Город мастеров». Разнообразие материалов, пособий и детского оборудования («Улица оригами», «Пластилиновая улица», «Улица разноцветных лоскутков», «Улица фантазий») способствуют развитию творческих способностей детей, инициативы, их самовыражению.
Слайд 21
Вывод:
Анализируя и проектируя РППС группы как «поискового поля» ребёнка, мы создаём условия для развития интересов каждого ребёнка, его любознательности, познавательной мотивации; формируем познавательные действия, участвуем в становлении сознания, развиваем воображение и творческую активность у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.