Папки-передвижки

Ансамбль как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе гитары

Ирина Комягинская
Ансамбль как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе гитары

Ансамбль как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе гитары

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

преподавателя высшей квалификационной категории

МБУДО Стародубская ДШИ

КОМЯГИНСКОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

по теме:

«Ансамбль – как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе гитары».

Стародуб

2020

ВВЕДЕНИЕ.

Публикация «Ансамбль как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе гитары» размещена в разделах

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного процесса в детской школе искусств, связывает формирование исполнительских навыков игры на инструменте с всесторонним развитием личности ребенка, расширением его кругозора, приобщением к общекультурным ценностям, повышением творческой активности.

И в этом смысле обучение игре на классической гитаре является наиболее доступным способом для достижения этих педагогических целей. Гитара на сегодняшний день является едва ли не самым популярным инструментом среди детей школьного возраста. Овладение ей повышает культурный уровень учащихся, помогая им обрести вкус к классическому искусству, предоставляет возможность реализовать творческий потенциал, ощутить себя яркой индивидуальностью и вместе с тем обеспечивает условия для интеграции в социальное пространство.

В Стародубской детской школе искусств им. А. И. Рубца обучают всех желающих детей, причем так, чтобы для каждого ребенка, вне зависимости от его природных данных и возможностей, обучение приносило радость и удовольствие. У гениального пианиста А. Гольденвейзера есть удивительная фраза, звучащая по сей день актуально: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать».

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно привлечь детей, заинтересовать их к занятиям музыкой, разбудить в них живой интерес к творчеству. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.

Именно в ансамбле можно научиться слушать партнера, взаимодействовать с ним на паритетных началах, освоить общение в форме диалога.

Осознание важности обучения ансамблевому исполнительству формирует актуальность данной проблемы.

Итак, актуальность данного вопроса заключается в необходимости рассмотреть ансамблевую игру как универсальное, важнейшее условие формирования мотивации в обучении в классе классической гитары, а также становления профессионализма юного музыканта-исполнителя в процессе его подготовки к исполнительской деятельности.

Учитывая все достоинства ансамблевого музицирования и современные требования к образованию, я взяла за основу своего педагогического опыта работы тему «Ансамбль – как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе гитары».

Цель – использование ансамбля как формы эффективного развивающего обучения, активизирующей музыкальные способности и музыкальное мышление детей, повышение интереса к музыкальным занятиям, превращение обучения в увлечение.

Задачи:

Образовательные:

-выработать у детей навыки игры в ансамбле;

-формировать технические навыки;

-обучить грамотному прочтению нотного текста;

-приобщать к музыкальной культуре, постигая широкий круг художественных образов, стилей, жанров.

Развивающие:

-развивать воображение, фантазию;

-развивать все виды музыкального слуха, чувство ритма память;

-формировать объёмное музыкальное мышление;

-стимулировать развитие эмоциональности;

-помогать возникновению эмоционально – эстетических чувств в связи с коллективным исполнением.

Воспитательные:

-стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность;

-способствовать проявлению творческой активности, силы воли, умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях;

-создать мотивацию к обучению.

Методические:

-рассмотреть методы преодоления технических и художественных задач совместного исполнительства;

-выделить те профессиональные навыки, которые формируются у учащихся, в процессе ансамблевого музицирования.

НАУЧНОСТЬ.

Чтобы не отстать от времени, преподаватель должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы :

• изучение методической литературы, такой как: историко-теоретические работы, касающиеся развития гитарного исполнительства в России и за рубежом (А. Фаминцын, В. Русанов, М. Иванов, Б. Вольман, В. Мусатов, К. Ильин, А. Ширялин);

научно-практические труды посвященные методике обучения игре на гитаре (Н. Иванова-Крамская, Н. Дмитирева А. Петропавловский,

А. А. Скрынников, М. А. Самохина) и преподаванию гитарного ансамбля (Н. А. Александрова, В. А. Голубева, Л. В. Перлина, В. Ю. Никитин и др.)

обучение на курсах повышения квалификации (2016,2017, 2018, 2019);

• посещение зональных и областных мастер – классов;

участие в профессиональных конкурсах:

Городской конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (2012);

Областной конкурс педагогического мастерства «Преподаватель года 2012»;

Областной конкурс «Лучший профсоюзный лидер – 2014»;

I Брянский областной конкурс «Путь к успеху» (2018)

провожу открытые уроки на темы:

«Приемы и методы повышения мотивации учащихся на занятиях» (2015);

«Начальный этап развития навыков игры на шестиструнной гитаре» (2017);

«Дидактические игры на уроках шестиструнной гитары в первом классе с применением мультимедийных технологий» (2019);

«Системно-деятельный подход на занятиях в ДШИ» (2019)

подготовила методические доклады по темам:

«Начальный этап обучения игре на гитаре детей 6 – 7 летнего возраста» (2013)

«Аппликатура правой руки гитариста» (2014)

«Звук и способы звукоизвлечения» (2015)

«Роль учреждений дополнительного образования детей в воспитании гражданских качеств» (2015)

«Работа над программой в период подготовки учащегося к концертным и конкурсным выступлениям в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (2017)

«Организация учебного процесса в ДШИ в современных условиях (в рамках реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств)» (2018)

Несмотря на то, что существует достаточное количество работ, посвященных обучению игре на гитаре, вопросы преподавания гитарного ансамбля еще не до конца изучены. Фокус внимания, сконцентрированный на этой проблеме, обеспечивает исследованию научную новизну.

НОВИЗНА.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что я стараюсь работать с большими ансамблями гитаристов, а также со смешанными составами. Необходимость такого рода работа обусловлена новыми реалиями концертной деятельности в современном культурном пространстве, которая в большей степени ориентирована на массовое исполнительство, а также поисками новых, интересных форм исполнительства и звуковых красок. Коллективное музицирование в составе большого ансамбля переводит гитару из разряда камерного инструмента, требующего небольших аудиторий с хорошей акустикой, в инструмент универсального употребления, способный хорошо и сильно звучать в самых сложных акустических условиях.

Немаловажной причиной для данной работы послужило появление новых авторских произведений и аранжировок для гитарного ансамбля, которые может исполнить только многочисленный коллектив, а также репертуар, предназначенный для смешанного ансамбля (с подключением ребят, обучающихся игре на других инструментах) с целью приобщения к ансамблевому музицированию максимально большего количества участников.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНСАМБЛЕВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Мои занятия коллективным музицированием начинаются с составления ансамбля. При подборе учащихся в ансамбль я учитываю характер, вкус, интересы ребят, а так же уровень развития и, конечно, степень овладения инструментом. Несомненно, все это способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Необходимо заметить, что мы нередко видим такую общность у учащихся различных классов, и порой не находим ее у учащихся одного класса. Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские способности будущего ансамбля. Так же при подборе учащихся, я продумываю распределение по партиям произведение. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае ученик будет слишком долго выучивать ее и просто плохо исполнять, во втором он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. При распределении партий я объясняю детям равнозначность каждого участника ансамбля. Учащиеся должны твердо уяснить, что невнимание на уроке, невыученная партия приводит к тому, что они подводят своих товарищей.

Выбор репертуара должен опираться не только на учебные задачи, но и стимулировать творчество, вовлекать в концертно-исполнительскую деятельность. При выборе произведений следует учитывать общую музыкальность и техническую подготовку исполнителей. Необходимо стремиться к подбору разнообразных сочинений русских и западноевропейских классиков, современных композиторов, обработок народных мелодий.

К первым шагам в овладении ансамблевой техники можно отнести: способы достижения синхронности при взятии и снятии звука, динамическое равновесие звучания, согласование аппликатуры, штрихов, приемов звукоизвлечения, передача голоса от партнера к партнеру, соблюдение общности ритмического пульса, работа над чистой интонацией (мелодической и гармонической).

Большой тренировки и взаимопонимания требует умение вовремя вступить. Нужно объяснить, чем технически обусловлен прием дирижерского замаха (ауфтакта) - кивком головы, знак глазами (следует уточнить, кто будет показывать вступление). Полезно посоветовать одновременно с этим жестом взять дыхание (вдох в прямом смысле этого слова). Это делает начало исполнения качественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Заблаговременно должен быть определен темп исполнения. Общность понимания темпа – одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте. Можно рекомендовать при разучивании просчитать в соответствующем темпе «пустой такт», в дальнейшем это становится излишним.

Не меньшее значение имеет синхронное окончание – снятие звука. «Рваные, лохматые» аккорды загрязняют исполнение, производят неблагоприятное впечатление.

Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочеты в ансамбле нередко могут нарушать цельность впечатления, дезориентировать партнеров и быть причиной неудач. При публичном выступлении ансамбль требует от участников безупречного уверенного ритма, в ансамбле ритм должен быть коллективным. Но при всей строгости и незыблемости общего коллективного ритма он должен быть естественным и органичным для каждого участника ансамбля.

Одним из действенных выразительных средств исполнения является динамика. Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы.

Важнейшим критерием осмысленного исполнения произведения при игре в ансамбле является также артикуляция, то есть искусство произнесения музыки с той или иной степенью атаки, связности или расчлененности звуков. Участники ансамбля должны стремиться к максимальной согласованности артикуляции.

Большое выразительное значение в ансамблевом исполнительстве приобретает «исполнение» паузы, что связано напрямую с качеством ансамблевой игры. Правильно выдержанная пауза определяет характер начала и конца произведения, задает эмоциональный настрой исполнения, освобождает мышечный аппарата от напряжения. В определенных случаях необходимо «выискивать» место для паузы, «вздоха» в технически сложных эпизодах, что облегчит их исполнение, позволит учащимся на короткий миг расслабить свой моторно-двигательный аппарат. В то же время, нужно сказать и об активности паузы, как решающем факторе в ансамблевом музицировании. Закрепление навыка «исполнения» пауз является техническим процессом, что требует от учащихся сознательной работы по фиксации данного навыка.

Таким образом, исполнительская техника в ансамбле предполагает целый комплекс средств выражения: с одной стороны – владение инструментом каждым из участников ансамбля, с другой – координацию темпа, метро-ритма, динамики, артикуляции, тембров и ряда других элементов музыкального произведения. Исходным ориентиром в выборе тех или иных исполнительских приемов всегда должно быть эмоционально-образное содержание музыки. Техничен тот коллектив, который способен в звуке полноценно, художественно убедительно воплотить свои творческие намерения.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Мои ребята в составе ансамблей гитаристов принимают активное участие в конкурсах разных уровней, а также творческой и культурно-просветительской деятельности со следующими показателями:

2014 – 2015 учебный год:

- первый открытый областной фестиваль детско-юношеского творчества «Покуда сердца стучатся, помните!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - ансамбль гитаристов (Нешков Артем, Масленникова Екатерина, Попов Валентин) – лауреаты II степени;

- городской общежанровый конкурс «Я вхожу в мир искусств» - ансамбль гитаристов (Мацкевич Марина, Багрова Полина) - II место;

- школьный фестиваль «Судьбы военных песен» на лучшее исполнение произведений военных лет, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - ансамбль гитаристов (Нешков Артем, Масленникова Екатерина, Попов Валентин) - победители;

- участие в праздничном концерте, посвященном 55-летию школы - ансамбль гитаристов старших классов (Сулимов Александр, Разлуго Дмитрий, Громович Евгения, Данилкин Руслан, Мацкевич Марина, Багрова Полина);

- участие в концерте, посвященном окончанию Году культуры - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Разлуго Дмитрий, Громович Евгения, Данилкин Руслан);

- концерт в Доме милосердия, посвященный 8 марта - ансамбль гитаристов;

- участие в концерте школы искусств, посвященном 70 летию победы в ВОВ - ансамбль гитаристов ;

- концерт в парке, посвященный 70 летию победы в Великой Отечественной Войне - дуэт и трио;

- отчетный концерт школы – ансамбль гитаристов (Попов Валентин, Масленникова Екатерина, Нешков Артем).

2015 – 2016 учебный год:

- зональный конкурс ансамблей народных инструментов - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём) – дипломант I степени; дуэт (Нешков Артём, Масленникова Екатерина) – дипломант II степени;

- концерт в парке, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной Войне - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём); дуэт гитаристов (Нешков Артём, Масленникова Екатерина);

2016 – 2017 учебный год:

- школьный конкурс-фестиваль, посвящённый 220-летию со дня рождения Ф. Шуберта - ансамбль гитаристов – III место;

- участие в концерте в рамках акции «Тот цветущий и поющий яркий май» - ансамбль гитаристов;

- концерт в парке, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной Войне - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём);

- отчетный концерт школы - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав);

- участие в благотворительном концерте «Поможем вместе» - ансамбль гитаристов (Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав).

2017 – 2018 учебный год:

- областной конкурс детского и юношеского творчества «Музыкальный калейдоскоп» - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав, Анищенко Диана, Новосёлова Мария (скрипка) – лауреаты II степени;

- III межрайонный разножанровый фестиваль-конкурс юных исполнителей, посвященный памяти импресарио Сол Юрока - ансамбль гитаристов (Усубова Эльза, Татьянок Кристина, Алексеенко Владислав, Галкин Артем, Сусло Ольга) – лауреаты II степени;

- открытый конкурс им. А. И. Рубца, посвящённый 180-летию со дня его рождения, «Чувства добрые я лирой пробуждал» - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав) – лауреаты I степени;

- городской конкурс «Я вхожу в мир искусств» - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав, Анищенко Диана, Новосёлова Мария (скрипка) – I место;

- участие в городском мероприятии, посвящённом Дню города - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав);

- участие в городском концерте, посвящённый Дню работников ЖКХ - ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав, Анищенко Диана, Новосёлова Мария (скрипка);

- участие в пасхальном концерте - ансамбль гитаристов (Усубова Эльза, Татьянок Кристина, Алексеенко Владислав, Галкин Артем, Сусло Ольга);

- участие в концерте в рамках акции «Праздник в каждый двор»- ансамбль гитаристов (Усубова Эльза, Татьянок Кристина, Алексеенко Владислав, Галкин Артем, Сусло Ольга) и ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав, Анищенко Диана, Новосёлова Мария (скрипка);

- отчетный концерт школы - ансамбль гитаристов (Усубова Эльза, Татьянок Кристина, Алексеенко Владислав, Галкин Артем, Сусло Ольга) и ансамбль гитаристов (Сулимов Александр, Попов Валентин, Попов Василий, Галкин Артём, Алексеенко Владислав, Анищенко Диана, Новосёлова Мария (скрипка);

- участие в торжественном мероприятии - II Международный съезд литературных объединений «Листья дуба» - ансамбль гитаристов

2018 – 2019 учебный год:

- X Брянский областной конкурс ансамблей народных инструментов «Неиссякаемый родник», посвященный 75-летию образования Брянской области - смешанный ансамбль Сусло Ольга (гитара, Кукареко Алина (скрипка) – дипломанты III степени;

- областной конкурс Юных музыкантов памяти артистов Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды, ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова Дмитрия Литвякова и Бориса Сулейманова - ансамбль гитаристов (Татьянок Кристина, Попов Василий, Масленникова Екатерина, Козлов Иван) - лауреаты I степени;

смешанный ансамбль Сусло Ольга (гитара, Кукареко Алина (скрипка) лауреаты I степени;

- зональный конкурс ансамблей народных инструментов «Неиссякаемый родник», посвященный 75-летию образования Брянской области - смешанный ансамбль Сусло Ольга (гитара, Кукареко Алина (скрипка) – лауреаты III степени;

- городской конкурс «Я вхожу в мир искусств» - ансамбль гитаристов (Татьянок Кристина, Попов Василий, Масленникова Екатерина, Козлов Иван) - лауреаты II степени;

смешанный ансамбль Сусло Ольга (гитара, Кукареко Алина (скрипка) лауреаты III степени;

- участие в городском концерте, посвящённом Дню 8 марта - ансамбль гитаристов (Татьянок Кристина, Попов Василий, Масленникова Екатерина, Козлов Иван) и смешанный ансамбль Сусло Ольга (гитара, Кукареко Алина (скрипка);

- отчетный концерт школы - ансамбль гитаристов (Татьянок Кристина, Смирнов Данила, Попов Василий, Лузанов Алексей, Масленникова Екатерина, Сусло Ольга, Козлов Иван) и смешанный ансамбль Сусло Ольга (гитара, Кукареко Алина (скрипка);

- участие в концерте в рамках акции «Праздник в каждый двор» - ансамбль гитаристов (Татьянок Кристина, Смирнов Данила, Попов Василий, Козлов Иван, Масленникова Екатерина).

2019 – 2020 учебный год:

- городской конкурс «Я вхожу в мир искусств» - ансамбль гитаристов :

Морозюк Татьяна, Герасимова Виктория, Медведева София,

Теребило Дарья, Тёмный Артём - лауреаты I степени и дуэт Сусло Ольга,

Масленникова Екатерина – лауреаты II степени;

- школьный конкурс в честь года памяти и славы и 75-летия Победы в ВОВ «Брянщина родная» - дуэт Сусло Ольга, Масленникова Екатерина – 2 место; ансамбль гитаристов : Морозюк Татьяна, Герасимова Виктория, Медведева София, Теребило Дарья, Тёмный Артём - 3 место.

И ещё, хотелось бы отметить, что два участника ансамбля продолжают образование в Брянском колледже искусств и в Калужском колледже искусств. Это солисты ансамбля – Диана Анищенко и Василий Попов.

СТАБИЛЬНОСТЬ

О стабильности моей работы говорят устойчивые положительные показатели.

Качественные показатели опыта - личностные изменения обучающихся в процессе занятий коллективным музицированием:

формирование устойчивого интереса к ансамблевому музицированию;

развитие музыкальных способностей;

приобретение исполнительского и слушательского опыта;

умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, а также общее звучание всей музыкальной ткани произведения;

всестороннее и широкое ознакомление с музыкальной литературой, различными художественными стилями и направлениями;

развитие чувства коллективизма и коммуникативных качеств;

воспитание эмоциональной отзывчивости на исполняемую и прослушанную музыку.

Количественные показатели опыта:

высокая мотивация к учебной деятельности, повышение качества знаний у учащихся;

уровень обученности учащихся – 100%;

качество обученности –93% по всем предметам учебного цикла, включая музыкально-теоретические дисциплины;

- 80% учащихся владеют чувством темпа и метроритма, обладают звуковысотным чувством и слуховыми представлениями;

- 85% имеют хорошую музыкальную память;

- 70% обладают хорошей технической базой;

- 95% учащихся умеют проявлять свою творческую индивидуальность.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ.

Отдельной чертой, делающей обучение ансамблевой игре благодарным занятием как для преподавателя, так и для учеников, является то, что в процессе коллективного музицирования могут участвовать дети с разной степенью одаренности, в равной мере ощущая себя артистами и полноправными участниками исполнительского действа.

Бывают случаи, когда учащийся, не достигший высоких результатов в индивидуальном исполнительстве, чувствуя себя успешным среди участников ансамбля, исполняя, например, аккомпанемент или басовую партию, то есть технически несложную. Его успешность в такой роли крайне важна. Иногда только таким способом можно поддерживать интерес к обучению.

С точки зрения психологического состояния, совместные выступления в ансамбле создают более спокойную и психологически благоприятную ситуацию для каждого из музыкантов, нежели исполнение сольно. Здесь снижается уровень напряжения, вызванный опасениями допустить ошибку, техническую погрешность, забыть текст. Детям с хрупкой психикой, нестабильной нервной системой, склонной к состояниям психической «зажатости», «скованности», игра в ансамбле открывает в некоторых случаях едва ли не единственный путь к концертно-исполнительской практике. Успехи в игре придают им силы, помогают справиться с разного рода «комплексами».

Наличие ансамбля не отменяет индивидуальных занятий по специальности. Но занимаясь в ансамбле, ребенок уже по-другому начинает заниматься на индивидуальных занятиях. Педагогический опыт имеет методико – образовательную направленность и рассматривает ансамбль как форму повышения мотивации обучения учащихся в классе гитары.

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ.

Материалы работы могут быть использованы преподавателями системы ДМШ и ДШИ в процессе обучения детей ансамблевому музицированию на гитаре.

В перспективе своей работы предполагаю следующие:

• Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня;

• Продолжать принимать участие в пропаганде своего опыта на городских и зональных методических объединениях;

• Представлять свои технологии на сайте нашей школы;

• Продолжать работу по разнообразию методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей;

• Принимать активное и творческое сотрудничество с родителями учащихся, привлечение их к подготовке и выступлениям на концертах, конкурсах, внеклассных мероприятиях.

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ансамбль как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе гитары
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 15:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД