Лучший педагог года

Арт-терапия — педагогический подход в совместной образовательной деятельности

Чинова Юлия
Арт-терапия — педагогический подход в совместной образовательной деятельности

: «Арт-терапия – педагогический подход в совместной образовательной деятельности»

Срок работы над темой – 2 года.

1-й год: возрастная группа 5-6 лет (старшая)

2-й год: возрастная группа 6-7 лет. (подготовительная)

Этапы 1-го года: 1. Диагностический

2. Прогностический

3. Практический

Этап Содержание работы Срок Результат

Диагностический Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. 1 –й год работы над темой

Подбор литературы для самообразования

Публикация «Арт-терапия — педагогический подход в совместной образовательной деятельности» размещена в разделах

Прогностический Определение целей и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов. 1 –й год работы над темой / или

Октябрь-ноябрь Изучение методик нетрадиционных видов рисования для старшего дошкольного возраста.

Картотека методик

1. Практический Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы. 2 –й год работы над темой / или

Декабрь-март Применение методик на практике, в индивидуальных занятиях, и занятиях с подруппой.

Выявление проблем.

Выводы.

1. Диагностический

Проблема:

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это было заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как

1. Киселева. М. В. «Арт-терапия в работе с детьми» Спб. Речь,2008г.

2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

3. Анцифирова Н. Г. «Необыкновенное рисование» / Дошкольная педагогика. 2011г.

4. Интернет ресурсы.

я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие

задачи:

• Сформировать у детей технические навыки рисования.

• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

• Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

Цель:

- Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самосознания.

Занятие с использованием изотерапии включает в себя 4 этапа:

1. Введение и «разогрев»

-приветствие и подготовка к работе, создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет основные правила поведения в группе. «разогрев» - различные виды физической активности и способы настройки на изобразительную деятельность : общая игра, мини-беседа по теме.

2. Этап изобразительной работы

- Продуктивная деятельность, всегда с музыкальным сопровождением. В основном под звучание релакс композиций: звуки природы, птиц и тп.

3. Этап обсуждения

- обсуждение, рассказ, комментарии о своей работе. Зачастую ребенок и раскрывается на моменте обсуждения.

4. Завершение

- Завершение занятия, подведение итогов, усиление эмоционального переживания.

В течении первого года работы над темой мною была изучена методическая литература по нетрадиционным видам рисования, создана картотека методик, а также были проведены работы с детьми:

Рисование на тему: Каракули, рисование солью, монотипия.

Во второй год изучения темы с детьми были проведены работы :

Кляксография, рисование нитью, (коллективные работы и работы в парах)

Результаты:

Нетрадиционные виды изодеятельности очень привлекают детей, с помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой.

Интересно отметить, как проходило освоение новых материалов.

Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но глядя на остальных преодолевали свою неуверенность и к концу занятий действовали свободней.

Сравнивая высказывание детей при обсуждении на начало года и конец, можно отметить, что они стали более развернутые и осознаные. Большинство не испытывали в сочинении сказок по своим работам.

Все рисунки сохраняются, поскольку потом их можно сравнивать между собой, наблюдая динамику развития и изменений.

Список изученной литературы:

1. Киселева. М. В. «Арт-терапия в работе с детьми» Спб. Речь,2008г.

2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

3. Анцифирова Н. Г. «Необыкновенное рисование» / Дошкольная педагогика. 2011г.

4. Интернет ресурсы.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЯ

Упражнение «Зеркало»

Первый вариант — один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача последнего — повторять движения лидера как можно точнее, в том же темпе.

После обсуждения партнерами чувств и переживаний происходит обмен ролями.

В конце упражнения выясняется, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее и т. д.

Второй вариант — использование тактильного контакта рук. Участникам необходимо встать друг напротив друга, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения.

Далее обсуждается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции?

При повторении упражнения тактильный контакт можно усилить (соединить ладони).

Упражнение «Рисование в воздухе»

Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Упражнение может выполняться в парах и общем круге.

В последнем случае характер движений и темп задает преподаватель, а затем, по желанию, и другие участники группы.

• Нетрадиционная техника рисования кляксография.

«Волшебные кляксы»

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т. д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

Цель: Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности

Задачи:

- вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс, учить дорисовывать детали объектов (клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;

- развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

Материалы для работы:

- альбомные листы;

- гуашь или акварель;

- крупная кисть;

- трубочка для напитков или можно использовать пипетку;

- вода в баночке;

- влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются;

- ватные палочки;

- пластилин.

• Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данной методике

• Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.

Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее!

Кляксография методом «выдувания»

С помощью крупной кисти ставим кляксу в уголке листа.

С помощью трубочки раздуваем краску в разных направлениях. Получилось вот такое дерево!

• Немного подумав, это дерево мне напомнило рябину, одиноко растущую на склоне. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья.

• Оформляем рамку также с помощью ватной палочки.

Нетрадиционные техники рисования для старших дошкольников

Техника: Рисование по сырому фону: Акварель + соль;

Техника: Рисование с использованием мелкой крупы и клея ПВА.

Цель:

Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Познакомить детей с многообразием техник нестандартного раскрашивания.

Задачи:

1. Закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: акварель + соль, рисование по сырому фону;

2. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования с использованием мелкой крупы и клея;

3. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

4. Провести оценку на качество детского рисунка средством нетрадиционных техник.

Техника рисование по сырому фону. Акварель + соль.

Такая техника рисования требует выполнения определё нных правил:

- краски необходимо смешивать до образования правильной концентрации;

- для достижения хороших результатов применяйте однотонные цвета;

- поверх краски добавляйте воды, чтобы усилить эффект;

- прежде чем использовать краску, проверяйте тон на палитре или небольших кусочках бумаги;

- можно поднимать и наклонять лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях;

- прежде чем наносить новый цвет, дождитесь, пока пропадёт влажный блеск предыдущего цвета;

- краска может растекаться, не бойтесь, пусть расплывается;

- чтобы рисунок получился выразительным, старайтесь, чтоб поверхность для посыпания соли была достаточно влажной, иначе соль плохо прилипнет.

Теперь перейдём непосредственно к рисованию.

Рисование. Морская черепашка

1. Для изготовления такого рисунка нам понадобится:

- плотный лист бумаги (ватман или белый картон);

- простой карандаш;

- соль пищевая крупная;

- акварель перламутровая;

- гелевые краски с блестками;

- восковые мелки;

- кисти для рисования;

- маркер или фломастер черного цвета;

- емкость с водой;

- салфетки для удаления лишней влаги.

2. Простым карандашом на листе бумаги выполняем рисунок черепахи.

3. Затем кисть обильно смачиваем водой и проводим по всему листу

Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться.

Набираем на кисточку основной цвет панциря черепахи – зеленый и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим, как растекается.

4. Обильно посыпаем панцирь черепахи солью.

Соль придает рисунку нужную фактуру.

Помните: поверхность должна быть сырой, иначе рисунок получится недостаточно выразительным.

5. Покрасим лапки, хвост нашей черепашки. Пусть они будут светлого коричневого цвета, и также посыплем обильно солью.

Голову закрасим оранжевым.

6. Теперь заполняем основной фон (водоем, смешивая краски и подбирая не насыщенные цвета. Смотрим, как растекается, и добавляем мазки других оттенков. Пока акварель сырая, краски будут самостоятельно смешиваться в местах соприкосновения. Также обильно посыпаем солью.

Граттаж. Техника выполнения

Граттаж для детей старшего дошкольного возраста

Техника рисования «Граттаж»

Мастер - класс по рисованию - изучение различных техник рисования с дошкольниками.

Мастер – класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку : для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Название работы: «Пейзаж»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж. (А. Кушнер).

Цель: знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

- развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

- воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Последовательность работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).

В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши, и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

Далее берем зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по туши. Для детей лучше подходит крючок для вязания – удобнее держать.

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.

Монотипия в детском саду

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т. д.

Я считаю, что дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии:

• Первый приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

Нарисуем солнечный закат:

Возьмем тонированный заранее лист бумаги:

Рисуем на нем верхнюю половину солнца

Можно добавить в красную краску оранжевый, желтый цвет

Сложить лист пополам

Потом можно аккуратно подправить, дорисовать детали и закат готов!

Вот некоторые варианты:

«Ваза с цветами». Такая простая и неповторимая бабочка. Монотипия «У реки»

• Второй приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.

Нарисуем «Звездную ночь»

Красками темного (черного, зеленого, синего) цвета закрашиваем всю поверхность доски для лепки

Ватной палочкой процарапываем рисунок

Добавляем краской желтого цвета звезды и луну

Теперь листом бумаги покрываем доску, проглаживаем и аккуратно снимаем

Вот оттиски сделанные таким приемом:

Мнотипия «Ночь»

Монотипия «Натюрморт»

Это техника известна давно, но её результат никогда не может быть предсказуем. Этим и интересна она до сих пор. Удачи вам!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика»Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.

Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Грузовая» Сегодня представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности на тему «Машины-помощники. Грузовая», который разработали.

Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник» Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой.

Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Снегоуборочная машина» .

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «Автомобиль «Малыш» на улицах города» ]Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «Автомобиль Малыш на улицах города». Применяемые педагогические технологии:.

Конспект совместной образовательной деятельности в средне-старшей группе «Игрушки — друзья! Обижать их нельзя!» Задача: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками. Здоровьесберегающие цели: Снижать высокий.

Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие «Хлеб — всему голова» Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Хлеб - всему голова» в подготовительной.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия — педагогический подход в совместной образовательной деятельности
Опубликовано: 7 марта 2021 в 11:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД