Получи документы

Арт-терапия в работе педагога-психолога (1 фото)

Елена Кленина
Арт-терапия в работе педагога-психолога

Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства.

Для детей же арт-терапия особо важна. В этом случае терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребенка, помогает малышу познать свое предназначение. Через арт-терапию ребенок может бережно исследовать себя, переделывать то, что скрыто в его подсознании.

Разновидностями арт-терапии для детей являются изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, фототерапия.

Публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает разнообразие материалов. Наравне с карандашами и красками используется цветная бумага разных форматов, фольга, текстиль, нитки, скотч, глина, пластилин и др.

Чаще всего арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Терапия искусством является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением.

Терапия искусством позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

Терапия искусством развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними. Усиливает ощущение собственной личностной ценности и целостности. Терапия искусством помогает установить контакт с психологом, укрепить терапевтические взаимоотношения. Искусство помогает развить эмпатию и положительные чувства в групповом взаимодействии.

«Один рисунок стоит тысячи слов». Это восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии.

Один из методов арт-терапии – это песочная арт-терапия. История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Она придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами.

Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира».

На современном этапе данный метод приобрел особую актуальность, и педагогическую целесообразность, которая заключается в том, что арт-терапия:

-позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для ее решения;

-мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и тому подобное;

-позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой;

-ориентирована на эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие уверенности в себе, создание чувства защищённости;

-решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья;

-является эмоционально – развивающей;

-использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки детей.

Этот метод является поистине уникальным, продуктивным и незаменимым способом психологической работы с детьми.

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Цель использования арт-терапии:

- формирование психологического здоровья детей;

- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

-привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.

Основные задачи:

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;

- развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;

- учить ребенка выражать свою любовь;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- корректировать нежелательные черты характера и поведения;

- обучать ребенка рефлексивным умениям;

- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

Методы арт-терапии.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной использовании дети получают возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Цветотерапия – метод психологической коррекции и поддержки при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния каждого в ходе занятий цветотерапией.

Игротерапия — Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нрав­ственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети — а затем и взрослые.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь — игра! Игра самоценна. Она, вызывает по­ложительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испы­тывающие страх или усталость. Игра — самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстро­ить отношения.

Игра для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут про­жить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь про­живая определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предо­ставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преоб­ражать свой опыт, свой личный мир.

Сказкотерапия. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Это проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, в заданной игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем – значит внести реальные изменения и в реальную физическую жизнь.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях. Щадящая методика такой практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.

- Использую в работе «волшебные краски», которые создаются при рассказывании сказки и в них вкладывается особый смысл. Состав красок имеет символическое значение. Мир, который мы творим, не может быть только черно-белым. В дальнейшем то, что сотворяют дети служит темами для сочинения историй.

- Еще один прием в творчестве – это «Создание вселенной» из пластилина. Дети учатся создавать «мир», лепить его, быть творцами, через осознание, что все в этом мире связано друг с другом. Дарить друг другу «символические» подарки и принимать их с благодарностью.

Песочная терапия— подробнее хочется рассказать о работе в психологической песочнице. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Работа в песочнице ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Игры с песком развивают мелкую моторику,улучшается память, воображение, координация.

Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные ощущения охватывают детей: солнце, река, лето и ожидание Чуда.

Песочная терапия используется многими современными образовательными технологиями:

1.Технология исследовательской деятельности: экспериментирование с песком, поиск спрятанных предметов, наблюдение и опытническая работа с песком.

2. Технология Монтессори: работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками).

3. Игровая технология: игра «Синоптики», «Зоопарк», «Страна дружбы», «Животные пустыни», «Поиск воды», «Загадочное место» и др., пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.

4. Технологии проблемного обучения: (игра «данетки»: животные в зоопарке - это хорошо или плохо?Мокрый песок – это полезно или вредно)

5.Технология развивающего обучения: (как вы думаете почему в пустыне ничего не растет? Как можно попасть на другой берег реки? Моря…какие свойства мокрого песка?. ..)

-самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации.

- анализа, сравнение, обобщение, классификации, рассуждения по аналогии.

- ориентации в окружающем мире.

- развитие различных видов памяти (механической, тактильной, словесно-логической и т. д.).

- развитие логического мышления.

-формирование и развитие всех видов восприятия: восприятие предметов, пространства, времени, цвета.

- развитие связной речи, обогащение словаря, слуха.

- развитие коммуникативных навыков

6.Здоровьесберегающие технологии: Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.

7. Технология личностно-ориентированного обучения: в центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Одной из форм работы с песком является рисование картин. Горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления негативных эмоций.

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета.

Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей используются следующие упражнения:

- свободные движения по песку сверху вниз, слева направо,

- правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;

- «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

- «Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

- «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т. е. молнию

- «Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться (поставить или закопать в песок игрушку).

- «Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.

- «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

- «Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву.

- «Легкий ветерок». Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками.

Задания и упражнения на развитие эмоциональной сферы:

1. рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и др., позволяющие изучать проблемы и переживания детей;

2. рисование портретов (друга, себя, родителей и т. д.) – позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения;

3. моделирование бытовых сцен, позволяющих изучать отношения в семье;

4. работ группой, в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей;

5. создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения;

Песочная терапия играет важную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у дошкольников, следствием которого является нарушение социальной адаптации. Игры с песком помогают снимать у таких детей негативную самооценку, неврозы, помогают выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, развивают у них внимание, память, мелкую моторику. Именно песок помогает найти, то пространство, где ребенок может выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу. А ведь именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Через работу с символическим материалом (песком, красками, пластилином, т. е. через арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек, умеет выражать себя, тем полно ценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Встречи с детьми, совместная работа с воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

- снижение эмоциональной тревожности;

- повышение самооценки;

- развитие самосознания;

- осознание внутренних ресурсов

- улучшение детско-родительских отношений;

- закрепление положительных поведенческих реакций

- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений.

Арт-терапия в работе педагога-психолога
Публикации по теме:

Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период.

Арт-методы в работе психологаАрт-методы в работе психолога У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить,.

Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии в летний период «Золотая рыбка»Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии в летний период «Золотая рыбка» Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии «Золотая рыбка». Цель: Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее.

Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии в летний период. Лепка «Если хочешь быть здоров!»Групповые занятия педагога-психолога по арт-терапии в летний период. Лепка «Если хочешь быть здоров!» Цель: Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие. Задачи: Развивать способности к формообразованию.

Использование метода сказкотерапии в работе педагога-психолога "Сказка о волшебных яблоках". В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка, но не просто девочка, а самая что ни на есть.

Конспект СОД педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста с использованием арт-терапии «В стране Вообразилии» Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием арт-терапии «В стране Вообразилии».

Основные направления в работе педагога-психолога в ДОУ Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях.

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психологаПесочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога Песочная терапия, как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога. Варлакова Ю. В., педагог-психол г Что нужно для.

Ткань в работе педагога-психолога Я использую в своей работе ткань. Это очень интересный и ресурсный материал для работы. Ткань как диагностика дает много информации. Ткань.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе педагога-психолога
Опубликовано: 7 октября 2018 в 23:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД