Приложение МААМ

Арт-терапия в работе с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях Осрцн

Ирина Костылева
Арт-терапия в работе с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях Осрцн
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное учреждение

«Областной санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Золотой колос»

Методическая разработка по теме программы

«Арт-терапия в работе с детьми находящимися в трудной

жизненной ситуации в условиях ОСРЦН»

Автор-составитель педагог-психолог

Костылева Ирина Анатольевна

Арзамасский район

2022 год

Аннотация :

Публикация «Арт-терапия в работе с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях Осрцн» размещена в разделах

Разработка «Арт-терапия в работе педагога-психолога в условиях ОСРЦН» раскрывает понятие арт-терапии, трактуемое как психологическое воздействие искусством,раскрывает возможности использование арт- терапии, в частности – изобразительной деятельности, с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей находящихся в трудных жизненных ситуациях. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию. Арт-терапевтические техники могут быть использованы в учреждениях социальной реабилитации, ввиду того, что изобразительное творчество помогает отрефлексировать негативные эмоции, что особенно важно для несовершеннолетних, которые часто не могут просто выразить пережитый негативный опыт. Научным языком: мы с помощью изобразительной деятельности можем помочь сублимировать негативные чувства и переживания в творческую, созидательную активность. Представлено описание арт-терапевтического метода работы в группе «Я в мире. Рисуем круги» для воспитанников 12-14 лет.

Теоретической базой стали труды В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, А. И. Копытина, З. Фрейда, Г. Г. Хоментаускаса, Э. Г. Эйдемиллера и др.

Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям и педагогам дополнительного образования.

Введение.

Современная жизнь диктует человеку особые условия : необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе социальной реабилитации все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей и подростков. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает подростку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

В последнее время всё чаще педагоги –психологи, работающие с несовершеннолетними, стали использоваться творческие методы в коррекционно-развивающей работе, а в частности технологии Арт-терапии. Арт-терапия не навязывает подростку «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы. Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Еще одно весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает отличные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам

затруднительно обсуждать вербально. Арт-терапия не имеет ограничений и

противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе.

Целью и задачами арт-терапии является предоставление такой возможности всем нуждающимся. Методы арт-терапии позволяют проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Использование методов арт-терапии в работе с несовершеннолетними,

нуждающимися в социальной реабилитации, на сегодня востребовано и актуально, это позволяет глубже понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания. Это, во- первых, облегчает состояние ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, помогает получить психологическую разрядку. Во – вторых, ребёнок приобретает положительный опыт самореализации через творчество, что повышает его самооценку, за счет приобретения и актуализации новых знаний, умений, навыков, а значит повышения уровня собственной компетенции в области владения техниками изобразительного искусства и получения одобрения его деятельности со стороны педагога и сверстников.

Арт-терапия довольно новое направление и в настоящее время приобретает все большую популярность и востребованность. Эта техника основана на

«целительной» силе искусства. В процессе совместного, свободного творчества, педагог подходит к каждому воспитаннику как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Что в полной мере способствует созданию ситуации успеха и помогает подростку самореализоваться, а значит восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Я решила взять эту тему при создании своей следующей программы, так как она очень близка мне и перекликается с направлением моей работы в центре. Я работаю с коммуникативной сферой воспитанников, помогаю в адаптации и социализации. Специфика нашего центра не позволяет вести длительные системные мероприятия в сфере развития коммуникаций так как пребывание воспитанников довольно краткосрочное. Но так как

несовершеннолетние пребывающие в наш центр остро нуждаются в социализации и коррекции поведения. По этому нам приходиться применять новые методы, позволяющие за короткое время помочь им адаптироваться

в коллективе, предоставить возможность лучше понять и проявить себя, дать понятие о приемлемых способах самовыражения, показать пример положительного социального поведения. Атр-терапия вполне отвечает этим задачам и требованиям, предъявляемым к моей деятельности.

Основная часть

Целью изучения темы «Арт-терапия в работе с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях ОСРЦН» является возможность применения этой техники в социальной реабилитации несовершеннолетних пребывающих в «ОСРЦН «Золотой колос». Основной целью арт-терапии является создание и обеспечение условий для социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной деятельности, раскрытие и реализацию их творческих способностей, создание ими творческого продукта;

овладение детьми новыми техниками и способами работы;

развитие коммуникативных навыков, формирование навыков работы в команде, умение помогать, сопереживать ближнему.

путем вовлечение детей и подростков в систему эстетического и творческого воспитания и нравственного развития, что вполне целям социально-реабилитационной работы педагогов нашего центра в целом и моей в частности. Для себя я так сформулировала основные задачи

, которые способствуют достижения поставленных целей:

Обучающие:

1. Оказывать помощь в освоение подростками начальных знаний и навыков при использовании различных творческих приемов для анализа и коррекции собственной эмоциональной сферы.

2. Содействие в желание детей научиться,свободно выражать свой замысел, переводить энергию негативных чувств и переживаний в русло творческой, созидательной активности.

3. Создание условия для формирования навыков совместной деятельности, взаимопомощи при создании коллективных работ.

Развивающие:

1. Содействие в развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности детей, стремлению детей к творческим поискам и решениям.

2. Создание условий для развития коммуникативных компетенций в ходе совместной творческой деятельности.

3. Способствовать активизации жизненной позиции.

Воспитывающие:

1. Содействовать воспитанию целеустремленности, усидчивости, взаимопомощи.

2. Создавать условия для воспитания уверенности в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник, позволяющих подросткам с незначительными творческими умениями достигать приемлемого результата.

3. Актуализировать потребность в рефлексии и самосовершенствование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитанники на арт-терапевтических занятиях должны узнать:

- о различных способах и приемах нетрадиционных техник творчества с использованием различных изобразительных материалов;

- о свойствах и особенностях различных материалов используемых на занятиях;

- как организовывать окружающее пространство с помощью творчества (формы и цвета, звуки, слова, движения);

Подростки должны получить следующие умения :

- переводить напряжение от возможно пережитого негативного опыта в позитивное русло творчества, что должно помочь нивелировать тревожность, страхи, неуверенность в себе;

- свободно выражать свои чувства, потребности и фантазии в виде творчества,являющегося безопасным способом разрядки психологического напряжения;

- создавать коллективные работы, в результате чего разовьют стремление к взаимопомощи и умение работать в составе коллектива;

- организовывать досуг социально одобряемым и приемлемым способом, научатся получать радость от самореализации в творчестве.

При разработке данной темы большое значение занимает планирование занятий и их подбор. Занятия должны отвечать выбранному направлению программы, для которой разрабатывается данная тема. Я планирую продолжить работать по ранее выбранному направлению,отраженному в моей рабочей программе «Я и мир вокруг» – развитие коммуникативных навыков. Казалось бы,зачем новая программа по тому же направлению? Я могу объяснить это тем,что, моему мнению, это направление наиболее важно для работы с воспитанниками подросткового возраста. Для несовершеннолетних поступающих в наш центр, часто характерны нарушения учебной деятельности,им трудно сосредоточиться. Поэтому занятия-беседы, занятия-уроки им категорически не подходят. В своей рабочей программе «Я и мир вокруг» я делала упор на игровую деятельность. Это тоже очень хорошая форма работы по формированию коммуникативных умений и

навыков. В своей деятельности я активно использую элементы творческой деятельности и заметила как раскрепощаются воспитанники, какими счастливыми они бывают, когда им предоставляешь свободу творчества. Так как я сама творческий человек и все это мне очень близко, я планирую создать следующую программу по развитию коммуникативных навыков на основе арт-терапевтических техник. Данная методическая разработка темы программы призвана проанализировать возможности арт-терапии в

коррекционно-развивающей работе, сформулировать цели и задачи, определиться с формами, методами построения занятий и их планирования.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Форма проведения работы : индивидуальная и групповая работа (в малых группах и парах). Я также могу сказать, что буду использовать в своей работе преимущественно активную и смешанную формы арт –

терапии, которые заключаются, как в самостоятельном создании продуктов творчества: рисунков, скульптур и других творческих продуктов, так и в использовании имеющихся произведений искусства для создания своих продуктов творчества.

Методами решения задач являются изотерапия, метод коллажа, групповое творчество, метод активного слушания,, методики дыхательной и двигательной релаксации, разогревающие игры.

Программа включает в себя занятия по двум блокам : «Я в мире» и

«Рисуем чувства и эмоции» Применяются следующие творческие приемы : нетрадиционные техники рисования и лепки,работа с природным и бросовым материалом и коллажирование.

Подростки,в силу особенностей своего возраста,испытывают тревожность связанную с тем,что не могут понять что с ними происходит в эмоциональной сфере. Эмоции, чувства захлестывают их, накрывают с головой, не дают возможности адекватно реагировать на происходящее. Все это часто происходит внезапно. Вечером был милый покладистый ребенок, а утром мы получаем непонятно говорящее и странно одетое существо для которого мы вдруг становимся врагами. Они сами страдают от этого, им страшно и совершенно не понятно, что с ними происходит. Отсюда и агрессия по отношению к другим и себе, асоциальное поведение и т. п.

Нотациями и беседами на это не воздействуешь, поэтому надо находить способы помочь им разобраться в себе и научиться адекватно справляться с

эмоциями. Арт-терапия как ни что другое отвечает этим задачам. Выплеснув на бумагу свои негативные эмоции подростки может быть не донесут их до других людей, сломав пластилиновую фигурку злости, они создадут в своей душе фигуру добра и т. д.

Блок «Рисуем чувства» призван помочь воспитанникам лучше разобраться в своих чувствах,эмоциях, отрефлексировать на бумаге свои негативные переживания. Целое занятие посвящено все эмоциям и чувствам. Отдельно прорабатываются наиболее значимые для подростков эмоции : гнев, любовь и дружба, счастье. На каждом занятие не только исследуются сами чувства, но и вместе с воспитанниками разрабатываются стратегии адекватного реагирования на них, подростков необходимо знакомить со способами справляться с эмоциями без вреда окружающим и себе. В состав блока я намерена включить следующие занятия:

№ Название занятий Краткое содержание

1 «Нарисуй свое имя» Занятие знакомство, выработка правил группы

, краткое изложение содержания занятий

2 «Сектор эмоций» Вспоминаем человеческие эмоции и чувства

3 «Я злюсь» Приемы позволяющие справиться с гневом

4 «Маска страха» Работаем со страхами

5 «Счастье» Способы быть счастливым и спокойным.

6 «Дом моей души» Строим спокойный и безопасный дом своей души

Блок «Я в мире» поможет подросткам найти свое место в мире людей, подскажет им, что вместе мы сила, научит из работать и творить вместе.

№ Название занятия Краткое содержание

1 «Автопортрет» Я часть природы (Автопортрет из природных материалов)

2 «Ты да я» Рисование в парах

3 «Мое дерево» Найти свое место «в лесу»(коллективе)

4 «Рисуем круги» Мой мир,твой мир – наш мир.

5 «Карта моей жизни» Говорим о будущем

6 «Я хочу, я могу» Мотивационный коллаж

Возможно в процессе работы над программой, я изменю, добавлю или уберу какие-то занятия. Пока я включаю отдельные занятия в план работы на смену, для апробации и подтверждения эффективности выбранной темы.

На данный момент я предпринимаю шаги для более тщательного арт-терапии как перспективной педагогической технологии и применение арт-терапевтических техник в коррекционно-развивающей работе с подростками из семей,нуждающихся в социальной поддержке государства.

Я закончила курс повышения квалификации по направлению «Арт-терапия для детей и подростков с ОВР в условиях ФГОС». Это по моему мнению поможет мне более предметно и профессионально организовать работу по коррекции коммуникативной сферы воспитанников методами арт-терапии. Я и в дальнейшем планирую продолжить самообразование и стараться оказывать помощь несовершеннолетним в преодоление трудностей в общении всеми доступными мне, способами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М. Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.

2. Аметова Л. А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

3. 3."Арт-терапия". ред. -сост. А. И. Копытин. СПБ., 2001.

4. Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. - Пенза: Золотое сечение, 2008. - 224 c.

5. Вальдес, Одриосола М. С. Интуиция, творчество и арт-терапия / М. С. Вальдес Одриосола. - М. : ИОИ, 2012. - 96 c.

6. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 253 c.

7. Вудроф, Д. Точка за точкой. Арт-терапия / Д. Вудроф. - Мн. : Попурри, 2018. - 208 c.

8. 8.11. Ганим Барбара. "Исцеление через искусство". Минск, 2005.

9. Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия : Учебное пособие / А. И. Копытин. - М. : Когито-Центр, 2015. - 526 c.

10. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М. : Когито-Центр, 2014. - 197 c.

11. 11. Копытин А. И. "Тест "Нарисуй историю". СПб. : Речь, 2003.

12. 12. Копытин А. И. "Системная арт-терапия". СПб. : Питер, 200114. Никитин, В. Н. Арт-терапия : Учебное пособие / В. Н. Никитин. - М. : Когито-Центр, 2014. - 328 c.

Приложение.

Описание техники «Рисуем круги»

Это занятие подходит для начала и завершения курса арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Цель: способствовать сплочению группы, создать условия

для актуализации потребности подростков в социальных связях.

Задачи:

Обучающие: оказание помощи в освоение навыков коллективного творчества.

Развивающие : способствовать активизации жизненной позиции.

Воспитательные : содействие воспитанию умений взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты, вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительные средства.)

Настройка – упражнение «Рисунок по кругу». Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветные пятна и передает эстафету следующему участнику, который продолжает рисунок. В итоге каждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Индивидуальная работа.

Инструкции ведущего: «Займите место за одним из столов.

При желании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумаги.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется. Нарисуйте рядом с ним еще один-два круга, любого размера и цвета.

«Это ваш мир. Украсьте его по своему вкусу»

Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Если вы не удовлетворены результатами работы и хотели бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, положение своих кругов на бумаге, можно сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите нарисованные вами группы кругов контурами. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что вы прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами – придайте им индивидуальность».

Коллективная работа. Инструкции ведущего: «Походите вокруг листа- картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что-нибудь в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

С согласия авторов вы можете написать добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

Заполните оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и т. д. Перед этим договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона коллективного рисунка».

Этап вербализации и рефлексивного анализа. Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, при желании зачитывает вслух то, что ему написали другие участники.

В конце занятия проводится рефлексия по проделанной работе. Примерные вопросы для рефлексии:

1. Вам нравится то, что у нас получилось? Красива ли наша «Вселенная»?

2. А ваш «Мир» вам нравится? Хотели бы вы жить в нем?

3. Посмотрите, как связаны между собой все наши «Миры». Вы рады, что рядом с вами есть люди которые также рады вам?

4. Понравилось ли вам работать вместе, бок о бок с друг другом?

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о проделанной работе с детьми 8–12 лет, находящимися в режиме изоляции в СРЦНФотоотчет о проделанной работе с детьми 8–12 лет, находящимися в режиме изоляции в СРЦН В наше непростое время наш центр находится в изоляции. С моей коллегой мы спланировали свою смену так, чтобы дети были максимально заняты.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях Осрцн
Опубликовано: 2 июля 2022 в 16:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в работе с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях Осрцн» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Костылева (УИ 3027052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД