Маргарита Немерцалова
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников»
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?
Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких, вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи.
1. Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.
3. Закреплять правильное произношение звуков.
4. Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
5. Отрабатывать дикцию.
6. Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься.
В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи. Соответственно и в каждом возрасте требуется определенный вид работы над выработкой правильного звукопроизношения.
Собрала комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп и звуков, комплекс для обработки основных движений и положений языка.
В младшей группы основная работа направлена на произношение гласных звуков.
Работа в средней группе- направлена на формирование и закрепление правильного произношения всех звуков, в том числе свистящих, сонорных.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, но взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:
точность движения, плавность,
темп выполнения,
устойчивость,
переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду. А логопед решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.