МААМ-картинки

Артикуляционная гимнастика в игровой форме

Голубева Наталья
Артикуляционная гимнастика в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы

«Артикуляционная гимнастика в игровой форме»

1. Значение речи в жизни дошкольника

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие.

Правильное произношение необходимо ребенку:

- для уверенного общения (ребенок может замкнуться или нервничать, если его не понимают….)

- для успешного обучения (овладения ребенком письменной речью и чтением)

2. Виды и причины речевых нарушений.

Публикация «Артикуляционная гимнастика в игровой форме» размещена в разделах

Органические нарушения — это

- травмы и болезни, поражающие речевой аппарат

- травмы, болезни поражающие отделы нервной системы, имеющих отношение к речевой функции.

Функциональные нарушения – связаны с функционированием речевого аппарата.

(Схемы)

Люди правильно произносят различные звуки благодаря:

- хорошей подвижности артикуляционного аппарата

- правильному речевому дыханию

-хорошо развитому речевому слуху.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, или их коррекции, необходимо применять в работе упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата, начиная с младшего дошкольного возраста

Сегодня мы поговорим об артикуляционной гимнастике.

3. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата и его подвижности.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

2. Перед зеркалом (Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо)

3. Проводить не сразу после еды (рвотный рефлекс, тяжело выполнять)

4. Проводить ежедневно, чтобы навыки закреплялись

5. Не следует предлагать более трех упражнений за раз.

6. Каждое упражнения выполнять по 5-7 раз.

7. Статические упражнения выполнять в течении 5 секунд или под счет до пяти.

8. С детьми упражнения выполняются в игровой форме

4. Артикуляционная гимнастика в игровой форме.

Дети дошкольного возраста не заинтересованы в выполнении артикуляционных упражнений

Как же проведение артикуляционной гимнастики превратить в игру?

ИГРОВЫЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Котенок умывается

Спросить у ребенка как мяукает котенок (мяу). Это котенок просит молоко.

Давай нальем котенку молока. (сделать из двух ладошек чашечку).

Показать ребенку, как котенок пьет молоко, выполняя лакательные движения язычком.

Окошко

Рассказать ребенку, что рот – это домик для язычка. Язычок решил проветрить домик и открыл двери.

Но вот прилетела муха и язычок быстро закрыл двери. Муха улетела и язычок снова открыл двери….и т. д. (ребенокслушая историю открывает и закрывает рот)

Лошадка.

Предложить детям поскакать на лошадке. Лошадка скачет быстро (быстро щелкать языком, прилепляя его к небу). Лошадка устала и идет медленно.

Фокус

Предложить ребенку научиться показывать фокус.

Положить на кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Конфетка

Взрослый предлагает отгадать ребенку, где во рту у него находится конфетка:

- Во рту язык упирается поочередно то в правую сторону щеки, то в левую – ребенок отгадывает.

- Затем взрослый предлагает самому ребенку спрятать конфетку и объясняет, что конфетка – это язычок и он упирается, то в левую, то в правую щеку. Ребенок выполняет, а взрослый угадывает.

Шарик

Надуть щеки – надули пузырь (удерживать в таком положении 5 секунд).

Сдулся пузырь – Нажимая на щеки пальчиками, медленно выпустить воздух.

Блинчики.

Объяснить ребенку, что язычок - это тесто, а губы, это ложка, которым мы будем месить тесто.

Выполняем упражнение «Месим тесто» - постукивать просунутый язычок между губами :пя-пя-пя-пя

Состряпаем блинчик – язычок спокойно лежит на нижней губе. (выполнить упражнения 3 раза)

Предложить скушать один блинчик – (покусывать просунутый язычок, между зубами, затем второй, третий.

Обратить внимание, что блинчики были с вареньем и у них испачкалась верхняя губа в варенье, предложить слизать его – поднять язычок вверх обнять верхнюю губу и слизать «варенье» в рот.

Комарики

Предложить поиграть в комариков – поднять язычок вверх за верхние зубы и произносить длительный звук (З) При выполнении рот широко открыт.

Заведем мотор

Произносить длительный звук (З) – Упражнение «Комарик».

В момент выполнения упражнения «Комарик», вызывать вибрацию языка палочкой к шариком на конце, или пальчиком.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА

«Приехали в гости»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке)

Поцеловать всех потянулись (губы тянуться вперед)

«Чистим зубы»

Утром проснулись в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними губами)Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание щек с последующим выпусканием воздуха)

«Кушаем блинчики»

Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык нанижнюю губу)

Дуем на блинчик не в щеки, не мимо (подуть на широкийязык)

Блинчик жуем, жуем и прикусим (жуем распластанныйязык, потом прикусываем)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываемязыком верхнюю губу сверху вниз)

«Пьем чай»

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий языкчашечкой)

На нос подули, и чай остудили (подуть с «Чашечкой» вверх)

Чаю попили - никто не обижен

Вкусный был завтракмы губки оближем (облизывают губыпо кругу)

«Мы играем»

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели (рот открыт язык поднимается к верхним зубам и опускается к нижним)

После качелей мы в прятки играли

Прятались на чердаке (язык прячется за верхней губой)

И в подвале (язык прячется за нижнюю губу)

«Дедушка и лошадка»

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком)

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхнее губе)

Вот замедляет лошадка шажочки (мелкое цоканье снатягиванием подъязычной связки)

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык кнебу и открываем рот)

Вот из сарая индюшка пришла. Важно сказала: бл-бл-бл-б (широкий язык ходит вперед назад по верхней губе с

голосом) и ушла

Любимые животные (упражнения с рифмовками)

«Бегемотик» - Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз.

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

«Щенок» - Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Улыбается щенок, Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

«Слоненок» - Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.

«Хомячок» - Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

«Собачка» - Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

«Котенок» - Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко, лакает быстро и легко.

Игровые упражнения

«Улыбаемся – Огорчаемся»

Когда мы улыбаемся, у нас получается вот так: (Улыбочка). Когда плохая погода и дождик не пускает нас на улицу, мы сердимся и надуваем губы вот так: (Дудочка). Когда появляется солнышко, мы радуемся и снова улыбаемся (Улыбочка). Когда кто-нибудь дерется, мы сердимся (Дудочка). Когда дети дружно играют и друг другу помогают, мы улыбаемся (Улыбочка). Когда нам не читают книжки, мы обижаемся (Дудочка). Когда к нам приходят гости и играют с нами, мы улыбаемся (Улыбочка). Мы любим с гостями играть язычками в прятки (выполняется 3-4 р).

«Прятки»

Наш язычок любит играть в прятки. Сначала он спрятался за верхнюю губу, затем за нижнюю. За правую щеку, за левую щеку. Потом показал кончик языка и спрятался. Затем показался весь и убежал далеко, далеко в глубь своего домика.

«Язычок»

Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.

Все что нужно увидал и налево зашагал.

К верху кончик поднимает, к низу кончик опускает.

Язычок не устает, тянется теперь вперед.

Поиграл с тобою в прятки и помчался на лошадке.

Говорит он: «До свиданья», тебе машет на прощанье.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Дыхательная гимнастика в игровой формеДыхательная гимнастика в игровой форме Цель: Научить ребёнка правильно дышать. Дыхательная гимнастика для детей очень полезна, ведь они более, чем взрослые, подвержены заболеваниям.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Гимнастика в старшей группе в стихотворно-игровой форме «Поиграй-ка»Гимнастика в старшей группе в стихотворно-игровой форме «Поиграй-ка» «На огороде» 1 часть: Отгадайте, кто идёт к нам ребята в огород? в сарафане золотистом ходьба обычная и в кокошнике из листьев.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика в игровой форме
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 13:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика в игровой форме» (включая файлы) размещена пользователем Голубева Наталья (УИ 1239898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД