Гайбышева Динара Рафильевна
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Путешествие в цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний о звуке [Р], подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- формировать представления о звуке [Р];
- учить составлять предложение.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать артикуляционную моторику;
- формировать фонематический слух;
- формировать пространственный гнозис;
- закреплять навыки элементарного звукового анализа;
- развивать грамматический строй речи по теме «Животные»;
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, Путешествие в цирк“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. ИЗО, поделки, рисование
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- обогащать словарь по теме «Животные»;
- формировать лексическую сторону речи.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать умения работать в коллективе.
Средства:
Наглядные: картинки: дрессировщик и леопарды, фокусник на арене цирка, клоун на арене цирка, дрессировщик и тигры, зеркала, логопедическое пособие «Звуковые замки», звуковой мальчик – символ звука [Р ], LEGO конструктор с символом звука [Р] и с символами гласных звуков, карты со звуковой схемой, схема для характеристики звука, дом весёлого Язычка и картинки для артикуляционной гимнастики.
Материалы и оборудование: система интерактивного ввода - вывода SMART Table 442 i (интерактивный стол – (далее инт. ст.); интерактивный демонстративный модуль KIDSinteraktive (интерактивный пол –)далее инт. пол); визуализатор цифровой FlexCam 2 (документ - камера); программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot» (далее - пчёлки); устройство для синхронизации визуально-слухового восприятия «Говорящие карточки», логико-математическое пособие В. Воскобовича «Волшебная восьмерка», Игровое поле "МиниЛарчик" развивающее пособие В. Воскобовича.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Будем знакомиться? Посмотрите, какой красивый, волшебный клубок ниток у меня есть. Сейчас я назову своё имя, и, оставив конец нити у себя, предам клубок тому, кто рядом, чтобы он назвал своё имя и так далее, пока клубок не вернётся по кругу обратно ко мне. Меня зовут Динара Рафильевна, и я учитель – логопед…. Вот мы и познакомились. Посмотрите, какой сплочённый круг у нас получился, я бы хотела, чтобы мы вот так же дружно и тесно с вами сегодня пообщались. (Слышен сигнал СМС - сообщения). Ребята, это сигнал видео-сообщения, прослушаем его.
(на инт ст. смотрят и слушают видео-сообщение)
Здравствуйте, ребята, это я клоун Шпунтик. Я приглашаю вас в цирк на наше необычное представление, которое вот - вот начнётся. Я хотел предложить вам интересные номера, но наши артисты немного приболели и просят вашей помощи. Помогите нашим артистам. Поторопитесь.
- Ребята, мы поможем артистам цирка? Значит, отправляемся в цирк.
2. Артикуляционная гимнастика
- Чтобы красиво говорить и помочь артистам цирка, надо размять наш язычок.
- Ой, что это? (звонок будильника). Так это же будильник у весёлого язычка звенит (стоя, берут в руки зеркала и выполняют арт. гимн.)
Он проснулся, потянулся, влево, вправо посмотрел.
Чистил зубки, причесался, в кухню завтракать пошёл-
И варенье там нашёл. Чай из чашечки попил.
И на представление в цирк сходил.
Видел там он бегемота, тот открыл рот отчего-то,
Обезьянки развлекались и всё время улыбались,
И слонёнка малыша, хобот он тянул слегка.
Барабанщики играли – в барабаны всё стучали,
Тут лошадку увидал и по арене цирка поскакал.
3. Развитие пространственной ориентации.
- Но как, же мы доберёмся до цирка? Посмотрите, ребята, вот эта волшебная пчёлка укажет нам путь в цирк (подходят к инт. полу и пчёлке). Задайте пчёлке программу, как добраться до цирка. (3 шага вперёд).
Вот мы и в цирке. А это карту цирка для нас оставил клоун Шпунтик, на карте указана очерёдность выступлений артистов, которым нужна наша помощь (на игровом поле «Мини ларчик» схематически указан порядок выступлений артистов цирка и оставлены билеты в цирк).
4. Формирование фонематического слуха
Вот наши билеты в цирк, посмотрите, кто будет выступать на этом представлении (на билетах картинки – акробаты, тигры, жонглёры и мартышки). Послушайте, я их перечислю. Какой звук вы слышите в названии каждого циркача? (звук [Р]).
-Кто же первый выступает и кому нужна наша помощь? (По карте определяют, что первые выступают тигры). Верно, тигры выступают первые (подходят к инт. полу, где изображены тигры и укротитель тигров на арене цирка). Эти тигры, ребята, любят рычать, и любят выполнять задания, когда слышат свой любимый звук Р, а укротитель тигров сегодня без голоса, он простыл и не может порычать. Давайте мы произнесём звук [Р]
5. Характеристика звука [ Р], автоматизация звука изолированно.
Р-Р-Р-Р-Р-Р, ещё громче, чтоб тигры услышали Р-Р-Р-Р, а теперь каждый по отдельности произнесите звук [Р].
Тигры довольны и выполняют все задания, а укротитель тигров нас благодарит. Пусть тигры выступают, а вы скажите, что делают наши губы, когда произносим звук [Р] - открыты, зубы – открыты, язык – кончик языка вибрирует за верхними зубами. Твёрдый или мягкий – твёрдый. Горлышко звенит – да, звенит.
- Дайте характеристику звука [Р]. Он согласный, твёрдый, звонкий. Всё правильно. И где же живёт наш звук[Р]? (В синем замке.) Вот же он. Покажите, где в звуковом пенале находится символ звука [Р]? (в синей коробочке, с колокольчиком). Посмотрите, как выглядит буква Р. (зрительный образ печатной буквы). Используя волшебные палочки, выложите букву Р. «Волшебная восьмерка» логико-математическое пособие.
6. Автоматизация звука в слогах.
-Кто же следующий выступает в цирке, кому нужна наша помощь? (на игровом поле «Мини ларчик» определяют следующего выступающего). Это фокусник. Посмотрите, он уже на арене цирка. (Подходят к инт. полу, там изображён фокусник). Перед каждым выступлением он произносит заклинание, после которого выполняет фокусы, но забыл это заклинание. Оно зашифровано и лежит у нас на столах. Он просит нас выполнить задание и разгадать заклинание: у вас на столах лежит LEGO -конструктор с символом звука [Р] и с символами гласных звуков и карты со схемой.
Возьмите эти карты и соедините звуки согласно схеме (соединяют).
-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки», а мы послушаем и проверим (ра-).
-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки» (ру-).
-Какой слог получился? Произнеси, используя «Говорящие карточки» (ро-). Всё правильно, ребята.
Фокусник очень признателен нам, пусть он продолжает своё выступление, а мы отправляемся на помощь к следующему артисту, кто же это?
(на игровом поле «Мини ларчик» определяют следующего выступающего). – Это же попугай.
7. Развитие навыка звукового анализа.
(Подходят к инт. ст.) А вот и попугай, какая же помощь нужна попугаю? Ребята, он должен определить, где находится звук [Р] в этих словах : вначале, в середине или в конце слова? Попугай просит нас выполнить задание. Поможем попугаю? – да. (выполняют задание на инт. ст.). Попугай благодарит вас ребята. А мы отправляемся к следующим выступающим. Кто же это?
8. Автоматизация звука в предложениях.
(Подходят к игровому полю «Мини ларчик). – Это же леопарды.
(Подходят к инт. полу, там изображёны леопарды, дрессировщик и картинки с продуктами). - Дрессировщик говорит, что звери отказываются выполнять задания, если он их не угощает, а угощение он потерял, выронил, пока собирался на выступление. Ребята, давайте поможем дрессировщику: найдём потерянные продукты и скажем, что же едят леопарды. (Называют продукты, которые видят, соединяют интерактивным пером картинку с дрессировщиком и называют предложение). Леопарды любят рыбу. Леопарды любят мясо.
9. Итог занятия.
-Ребята, вот мы и помогли всем артистам – циркачам, Сейчас на арене цирка выступает клоун Шпунтик, посмотрите какой он довольный, что представление не сорвалось и что все выступили достойно, он искренне благодарил вас и просил передать вам картинки других артистов – циркачей : медведей, верблюдов, собак, слонов.
-Он предлагает вам раскрасить картинки и вместе с родителями дома узнать, как ухаживают за этими животными в цирке, какие номера они выполняют, как их дрессируют. Вы можете вместе со взрослыми найти эту информацию в интернете, в библиотеке, в журналах, справочниках.
-А я хочу спросить вас, сложно было вам выполнять задания сегодня и при выполнении каких заданий вы испытывали сложности? А может, вам все задания показались легкими? Если сложности были, то приклейте к карте, синий круг, возле той фотографии артиста, чьё задание для вас было сложное, а если было всё легко, то приклейте красный круг возле фотографии Шпунтика. Спасибо большое, мне сегодня с вами было очень интересно. Я рада нашему знакомству и желаю вам удачи.