МААМ-картинки

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах»

Людмила Абрамова
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л. В.

Жиздра - 2016

Цель: автоматизация звука «Р» в слогах.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

- умение чётко произносить звук [Р] в слогах;

- образование существительных множественного числа;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р] в слогах“» размещена в разделах

- расширение и активизация словарного запаса;

- формирование связи звука и буквы.

Коррекционно - развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

-для обучающегося: предметные картинки;

-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Ход занятия

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

1. Приветствие.

- Мирослава, здравствуй! Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне.

2. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был маленький Язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часикам.

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов

Покачаться он готов!

(Упражнение «Часики» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка двигается то влево, то вправо).

Проснулся язычок и пошел чистить зубки (Упражнение «Чистим зубки» : рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим то влево, то вправо за нижними зубами, а потом – за верхними).

Чищу зубы, чищу зубы,

И с наружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Захотелось язычку отведать вкусный завтрак. Достал язычок вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать (Упражнение «Вкусное варенье») :

Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

Язычок и подниму и остатки оближу.

Захотелось язычку попить чая. А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашечку. Не веришь? А ты попробуй сам! (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка тянется к верхним передним зубам, но не достает до них, а края языка тянутся к верхним коренным зубам, но не достают до них) :

Пьем вкусный чай

Из красивой чашки.

Хорошо позавтракал язычок! Решил теперь прогуляться на улице! Встретил по дорожке он барабанщика.

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит:

Д-д-д, д-д-д

Рядом с барабанщиком сидела кошка. От звука барабана она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Упражнение «Киска сердится» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинку языка выгибаем, боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам).

Навстречу язычку скакала лошадка (Упражнение «Лошадка») :

Я лошадка Серый бок!

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь - прокачу!

Цок-цок-цок.

Около пруда язычок увидел индюшат. (Упражнение «Индюшата» : положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Медленно поглаживать губу языком и добавить голос, пока не послышатся звуки БЛ-БЛ-БЛ.)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (Упражнение «Окошко» : широко открыть рот).

Посмотрел язычок в окошко, а там выглянуло солнышко, и язычок прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а язычок слушает, как шторка шуршит: ррррррр…

II. Актуализация знаний.

1. Уточнение произношения звука [Р].

- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно, о звуке [Р].

Характеристика звука :

- Давай вспомним, как рычит тигр: р-р-р-р.

- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

Посредине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути её.- Молодцы! А сейчас ещё раз остановим лошадку. (Тррр)

2. Связь звука с буквой.

- Согласный звук [р] обозначает буква «эр», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек.

3. Развитие фонематического слуха.

Дай сигнал колокольчиком тогда, когда услышишь звук [р] :

к, р, п, р, л, в, р

ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи

Ракета, кот, крыша, самолет, самовар

4. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Посмотри, какую коробочку я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает деревянные бусинки.

Давай мы выберем все бусинки и проложим из них дорожку к домику Язычка. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:

Ра - ру - ры Арка - урка - ырка

Ры –ра - ру Ырка - арка- урка

Ру –ры - ра Урка – ырка - арка

- Молодец! У тебя хорошо получается.

- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Не успел Язычок зайти в свой домик, как видит, летят мимо самолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым самолетом. С первым самолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает самолет и произносит слог.). Ребё нок повторяют: ра, ры, рэ, ро, ру.

Затем полетели мимо вертолеты. Решил Язычок и сними вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ар. Со вторым здоровается: ыр. (Показывает вертолет и произносит слог.) Ребё нок повторяют: ар, ор, эр, ыр, ур.

5. Игра «Доскажи словечко».

Спустился вертолётик, позвал Язычка полетать. Летит Язычок, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р] :

ша. забо. мухомо. топо. кома. помидо.

Пролетает Язычок над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.

Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра»

Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов : ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.

6. А пока Язычок приземляется у нас физкультминутка.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем, и бегаем кругом.

1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Пальчиковая гимнастика.

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

8. Развитие зрительного внимания.

Приземлился Язычок и увидел ракеты. Внимательно посмотри на них и решил познакомиться ракеты, у которых два иллюминаторами. Обведи их в кружочек.

9. Игра «» Один – много».

Устал Язычок, зашёл в свой домик, сел и стал играть в свою любимую игру «Один - много». Давай и мы поиграем. Вспомним, что язычок видел сверху, когда летал с вертолётом. (Шар, забор, мухомор, топор, комар, помидор).

10. Закрепление звука в слогах.

Все сегодняшний день закончился, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?

Ра-ра-ра — Ры-ры-ры — Ра-ра-ра — Ру-Ру-Ру — Ры-ры-ры

Ребенок повторяет слоговую цепочку.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Какой сегодня, звук мы красиво и громко произносили?

Ребёнок. Р-р-р.

Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р].

Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Повторить отработанный на занятии речевой материал.

Литература.

1. Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2. Волина, В. В Занимательное азбуковедение – М:. Просвящение. 1991.-368с

3. Косинова, Е. М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - М. : Эксмо, ОЛИСС, 2007.- 192с.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Автоматизация звука [р] в слогах» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра Структура индивидуального коррекционного.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Цели: - закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; - развивать фонематический слух, моторику артикуляционного.

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект группового занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Тема: «Автоматизация звука [с] в слогах, словах» Цели: Образовательные: -уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах» Занятие 2 Автоматизация звука [ц] в обратных слогах, в слогах (интервокальное положение, в прямых открытых слогах. Цель: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словосочетаниях и предложениях» Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словосочетаниях и предложениях. Задачи: продолжить обучение правильного произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цели: Коррекционно-образовательные:  - учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению.

Конспект занятия «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и словосочетаниях» Тема: автоматизация звука [ж] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Закреплять правильное произношение звука [ж] в слогах, словах.

Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах «Звук [Л]» Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях) • Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах»
Опубликовано: 27 марта 2017 в 15:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абрамова (УИ 410323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД