Татьяна Кротова
Расширенный конспект НОД в подготовительной к школе группе «Русские народные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
РАСШИРЕННЫЙ КОНСПЕКТ НОД в подготовительной к школе группе.
ТЕМА
Русские народные инструменты
[/b]
Цель: Воспитывать патриотические чувства, формировать чувства
принадлежности и любовь к русскому народу, к рус. нар. творчеству
Интеграции образовательной деятельности:
Публикация «Расширенный конспект НОД в подготовительной к школе группе „Русские народные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
-«Здоровье» – пальчиковая гимнастика, певческое диафрагмальное дыхание, распевание на укрепление голосовых связок;
- «Социализация» – работа в небольших подгруппах, парах;
- «Познание» - расширение кругозора детей в связи с ознакомлением с русскими народными инструментами : рожок, жалейка, балалайка, гусли, рубель, трещотка, бубенцы, коробочка, ложки, их звучанием;
Дать детям такие понятия: береста, ударный, духовой, струнный инструмент - «Художественное творчество» - использование стихотворной формы для обогащения содержания образовательной деятельности
Задачи: - Совершенствовать навыки игры на русских народных ударных
музыкальных инструментах;
- Формировать умение исполнять музыкальные произведения в ансамбле;
- Развивать чувство ритма и музыкальный слух;
- Развивать певческое дыхание, дикцию, гибкость голоса
Методы и приёмы
- Вопросы к детям.
- Музыкальная игра.
- Рассматривание иллюстраций рус. нар. инструментов.
- Слушание звучания рус. нар. инструментов.
Оборудование, материалы:
• Ноутбук: иллюстрации русских народных инструментов (гармонь, балалайка, дудочка, бубенцы, бубен, трещотка, рубель, свистульки, гусли, коробочка).
• Сундучок с настоящими музыкальными инструментами : рожок, жалейка, рубель, балалайка, трещотка, музыкальные ложки (3 шт.)
• Детские музыкальные инструменты на лавочках : ложки (26 шт., коробочка, трещотка, рубель, ксилофон, бубенцы, свистульки (2 шт., дудочки (3 шт.).
• Столик для демонстрации глажки рубелем, полотенце, палочка, бутафорское дерево, игрушечный самолёт.
• Компакт-диск с записью игры на гуслях (Псковские наигрыши).
Логика образовательной деятельности.
Дети входят в зал хороводным шагом под мелодию рус. нар. песни «В сыром бору тропина». Встают в круг. Руки на поясе, на юбочке.
МУЗ. РУК. Здравствуйте, ребята. Доброе утро. Дети здороваются кивком головы. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - доброе утро! Доброе утро! – Солнцу и птицам. Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера.
Проводится муз. - ритмическое упр. «Здравствуйте».
Под музыку «Семь прыжков» - датская народная мелодия.
Дети бегают по залу на носочках врассыпную – 4 такта. Затем 3 раза хлопают, кружатся, под длительный аккорд здороваются. При смене аккорда, чтобы поздороваться, детям нужно перестроиться в другие пары, при последующем исполнении изменить жест приветствия. По окончании игры дети строятся в пары.
Дыхательная гимнастика. Это упражнение способствует активизации дыхания и формирования продолжительного выдоха. Формирует дикцию
Дети, построившись в пары, поют и выполняют следующие упражнения:
Чайник пыхтит, пар валит Слегка приседать и опускать напряжённые локти,а
затем быстро возвращаться в исходное положение.
Пы – пы – пы – пы … Положить руки на пояс, туловище слегка наклонить
вперёд, «взрываем» сомкнутые губы.
Быстрей выключай, чай наливай: Повт. движения как в первой строчке.
Пу–у-у-у-у. Поднести руки ко рту ладонями вверх, губы сложить трубочкой
и выполнить долгий выдох, как бы остужая чай в блюдце.
Дети, строятся в круг,
Проговаривая текст, дети делают пальчиковую гимнастику.
Дружат в нашей группе Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдное касание пальцев на обеих руках,
Начинай считать опять. Руки вниз, встряхнуть кистями.
Раз, два, три, Четыре, пять, мы закончили считать. Повт. посл. движения.
Проводится распевание «Самолёт» (Авторская методическая разработка)
Муз. рук. берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.
Дети поют на свободной высоте звук У-у-у-у-у
1. Просто гудим.
2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.
3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя кулаком по грудной клетке.
4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.
5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят» на
стульчики.
Сев на стульчики, дети рассматривают изображения русских народных
инструментов.
Дети отвечают на вопрос, что изображено, и как назвать это одним словом. Узнают, что первым музыкальным инструментом была палка, ударяя которой по пустому дереву извлекали звук. Дети знакомятся с понятием «ударный». Дети узнают, что ложка не только к обеду хороша, но и ударный муз. инструмент.
Муз. рук. демонстрирует игру на 3-х ложках и предлагает сыграть на 3-х ложках детям. Затем предлагает поиграть в ансамбле под сопровождение фортепиано.
Дети читают заранее выученное стихотворение.
1. Эй, ты, ложечка – душа, ты к обеду хороша.
2. А как надо поплясать, ты и рада подыграть.
Ансамбль ложкарей под сопровождение «Пойду ль я да, выйду ль я»
Дети отвечают на вопрос : «Как называются инструменты, которыми нужно ударять при игре? И какие ещё инструменты знают?».
Дети читают заранее выученные стихотворения.
1. Как хвост у сороки эта трещотка. она не стучит – как сорока трещит.
2. Когда утюгов ещё не было, рубель вырезали из дерева
Чтобы гладить его вырезали, на нём и играли, когда танцевали.
Муз. рук. достаёт из сундука настоящий рубель, показывает, как применялся рубель в быту.
Дети разучивают песню «Посмотрите-ка у нас –то в мастерской»
Затем дать детям представить, что они находятся в лесу. Они как будто заблудились и кричат «А – у – у!». Затем попросить детей подставить ладошки рупором ко рту и потянуть звук снова. обратить внимание, что звук стал громче.
Дети знакомятся с понятием «береста» и рожок, который достаёт из сундука муз. руководитель. Дети узнают, что этот инструмент необходим пастухам.
Следующий инструмент из сундучка – жалейка, дети узнают о её строении.
Слушают звучание жалейки в исполнении муз. руководителя.
Дети знакомятся с понятием «духовой инструмент», прослушивают
исполнение муз. руководителем попевку «Коза-дереза» на жалейке, угадывают её
Дети поют попевку «Коза – дереза» а капелла в сопровождении рубеля.
Дети знакомятся со звучанием гуслей, которые достал из сундука муз. рук.
Звучит запись игры на гуслях аутентичного ансамбля Псковской обл.
Дети рассматривают балалайку, которую из сундука достал муз. рук.
Слушают звучание балалайки в исполнении муз. руководителем.
Дети узнают о понятии «струнный инструмент».
Музыкальный руководитель подводит итог, о каких инструментах шла речь.
Детям предлагается сыграть в игру на закрепление понятий «ударные», «струнные» и «духовые» инструменты.
Муз. игра «По дороге мы шли» сл. и муз. М. Картушиной.
На 1-ю часть дети маршируют вокруг лежащих на полу инструментов и поют : По дороге мы шли, инструменты нашли – 2 раза.
Инструменты взяли, весело сыграли – 2 раза.
Дети останавливаются возле какого-то инструмента. Муз. рук. закрепляя понятия духовые и ударные инструменты, предлагает взять в руки, например, только ударные инструменты. Под музыку дети играют на них. Затем игра повторяется. Дети останавливаются возле других инструментов. Муз. рук. предлагает взять теперь только духовые инструменты. Дети играют на них. Игра проводится 3-4р.
Муз. рук. благодарит детей, прощается с ними, и дети покидают зал.
Литература:
• Ю. Васильев, А. Широков. Рассказы о русских народных
инструментах. «Советский композитор». М., 1986г.
• И. Каплунова, И. Новоскольцева. «Ладушки». Праздник каждый день. Программа муз. воспитания детей дошкольного возраста. Старшая группа.
Подготовительная группа. «Композитор». Санкт-Петербург. 2000г.
• Т. Рыбкина, Т. Шеверёва. Как сказать мяу. Музыкально – речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Классика ХХ1». М., 2005г.