МААМ-картинки

Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритмических движений в контексте программы «От рождения до школы»

Елена Грицких
Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритмических движений в контексте программы «От рождения до школы»

Грицких Елена Александровна

Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритми-ческих движений в контексте программы «От рождения до школы»

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В. А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

Публикация «Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритмических движений в контексте программы „От рождения до школы“» размещена в разделах

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в МБДОУ осуществляется на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2014г. и парциальной программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:

- восприятие;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на детских музыкальных инструментах.

В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: исполнительство, ритмика, музыкально-театрализованная деятельность, арттерапевтические методики, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей

Музыкально-игровая деятельность – мощное средство приобщения ребенка к музыкальному искусству, так как в процессе нее с помощью определенных знаний, умений и навыков происходит восприятие музыки и воспроизведение силами и возможностями ребенка конкретного, пусть самого небольшого, музыкального построения.

Ребенок выступает не как пассивный наблюдатель, а как активный созидатель, творец.

Музыкально - игровая деятельность, в силу своей специфики, является средством, дающим возможность самовыражения, способом утверждения своего «Я», что является активным стимулом для формирования важных качеств личности.

Небезызвестно, что в условиях музыкально-игровой деятельности в художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана М. А. Румер, Е. В. Коноровой, В. А. Гринер и др. По вопросами музыкального воспитания и формирования личности и художественно-эстетической культуры, в частности дошкольного возраста, занимались такие авторы как Зимина А. Н., Кабалевский Д. Б., Макаренко А. Н., Неменский Б. Н., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Л. и др.

Проблема нашего исследования заключается в том, что новые стандарты и методические условия диктуют необходимость в том, чтобы пересмотреть соотношение теоретического и практического подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников, поскольку не всегда требования ФГОС ДО соответствуют дидактической базе, методическому материалу и кадровому потенциалу конкретного ДОУ.

Объектом нашего исследования является процесс развития интереса к музыке детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются музыкально-ритмические движения, как основное направление процесса развития музыкального интереса дошкольников.

Выяснение возможностей использования музыкально-ритмических движений с целью развития интереса детей к музыке стало целью нашего исследования.

В связи с проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены задачи:

1. Расскрыть сущность теоретико-методических концепций музыкального развития детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать воздействие музыки на функциональную деятельность детей дошкольного возраста. Психологически обосновать влияние музыкальных произведений на эмоциональное и физическое здоровье детей.

3. Рассмотреть нормативно-правовые акты и концепции направленные на музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста.

4. Описать характеристику системы музыкального воспитания.

5. Провести наблюдение методики учета возрастных особенностей детей в воспроизведении музыкально-ритмических движений и выявить динамику воспроизведения.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что процесс развития интереса к музыке у дошкольников будет успешным, если в этом процессе будет сделан акцент на использование музыкально-ритмических движений.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, беседы с воспитателями и родителями дошкольников, методы самооценки и методы экспертной оценки; методы математической статистики, изучение приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского дошкольного образования на период до 2025 года, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, областного управления образования и науки, Программы развития общего образования в Белгородской области, «Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области».

Методологической базой исследования являются: основополагающие идеи теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного образования. Были использованы следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать образовательную систему методики музыкального воспитания детей дошкольного образования как целостное педагогическое и методическое явление; аксиологический подход, выделяющий общекультурные ценности дошкольного образования и направленный на понимание образования как государственно-общественно ментальной российской ценности; культурологический, раскрывающий социокультурную основу развития детей дошкольного возраста, этнапедагогический подход выявляющий национальные истоки воспитания. В основу теоретических основ легли концепции таких авторов как Зарин Д. Н., Зимина А. Н., Кабалевский Д. Б., Макаренко А. Н., Маслов А. Л., Неменский Б. Н., Сухомлинский В. А., Толстой Л. Н., Ушинский К. Л. и др.

Теоретические и методические основы концепции значения музыки в общем развитии детей рассмотрены теоретико-методические концепции музыкального развития детей дошкольного возраста, воздействие музыки на функциональную деятельность детей дошкольного возраста. Приведено психологическое обоснование влияния музыкальных произведений на эмоциональное и физическое здоровье детей. Проанализированы нормативно-правовые акты и концепции регулирующие музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста.

Методика развития интереса к музыке посредством музыкально-ритмических движений по программе «От рождения до школы» описана характеристика системы музыкального воспитания, проведено наблюдение использования методики учета возрастных особенностей детей в воспроизведении музыкально-ритмических движений и выявлена динамика воспроизведения музыкально-ритмических движений.

1. Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им необходима помощь для того чтобы окунуться в мир музыки, услышать её и понять. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки и других.

2. Развитию художественно- творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей.

3. В музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Взрослые должны любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем. музыкальной культуры, а также понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки

4. Музыка также влияет на умственное развитие ребенка. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоциональная восприятие музыки - одна из важнейших музыкальных способностей. Успехи в музыкальном развитии детей зависят от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную музыку: это прежде всего - классическая музыка.

5. Музыкальное образование детей регулируется так же как и основные программы нормативно-правовыми актами, концепциями и региональными программами.

1. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.

2. Работа над отражением в ходьбе бодрого активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, т. е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, потому оно благотворно влияет на физическое развитие детей. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

3. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить.

Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги туловище.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.

Таким образом, развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям способствует музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.

4. Изучение методик по музыкальному развитию детей показало, что не зависимо от возраста необходимо в начале занятия создать творческий настрой и увлекательную атмосферу.

5. Диагностика музыкально-ритмических навыков детей старшей группы МБДОУ детского сада № 25 «Троицкий» Старооскольского городского округа показала, что высоких результатов уровня сформированности музыкально-ритмических навыков не достиг ни один ребенок, поэтому было решено апробировать новый комплекс музыкально-ритмических движений, который направлен на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, а так же способствовать музыкальному воспитанию дошкольников в целом.

Актуальность нашего исследования заключалась в том, чтобы установить связь между музыкально-ритмическими движениями и успешным развитием интереса к музыке у детей дошкольного возраста.

Целью нашего исследования было установить роль музыкально-ритмических движений в процессе обучения музыке у дошкольников.

Для реализации цели исследования мы решали ряд задач: раскрывали сущность теоретико-методических концепций музыкального развития детей дошкольного возраста; анализировали воздействие музыки на функциональную деятельность детей дошкольного возраста; психологически обосновывали влияние музыкальных произведений на эмоциональное и физическое здоровье детей; рассматривали нормативно-правовые акты и концепции направленные на музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста; приводили описание системы музыкального воспитания и наблюдение методики учета возрастных особенностей детей в воспроизведении музыкально-ритмических движений; выявляли динамику воспроизведения музыкально-ритмических движений дошкольниками.

Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника, поэтому развитию художественно- творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей.

Мы предполагали, что музыка влияет на умственное развитие ребенка. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Мы выяснили, что музыкальное образование детей, в нашей стране регулируется так же как и основные программы нормативно-правовыми актами, концепциями и региональными программами.

Таким образом, на этапе теоретического исследования мы определились с сущностным содержанием основных понятий и в том, что любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, методы, организованные формы детской деятельности и управления воспитательными и дидактическими процессами. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, составляя единый комплекс средств воспитания. Подобный подход соответствует закону диалектики, рассматривающему любое явление в его связях и опосредованиях. При этом любые изменения одного из компонентов влекут изменения и других.

Система музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система, – многосоставное и сложное по структуре явление. В эту систему входят: деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитаннику, деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт, средства воспитания, и прежде всего музыкальное искусство, формы организации музыкальной деятельности ребенка.

Идею использования движения, как средства формирования музыкальности детей, выдвинул швейцарский ученый и композитор Э. Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движении. Он считал. Что урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет свою ценность.

Двигаясь под музыку, дети учатся полнее воспринимать ее и тем самым получать сильные впечатления от художественных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируется вкус.

Во втором разделе мы представили описание системы музыкального воспитания и описание методик учитывающих возрастные особенности детей в процессе музыкального воспитания.

Все музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, танцы) выполняют решающую задачу – добиться слитности характера движения и музыки.

На базе МДОУ № 25 «Троицкий» г. Старый Оскол с 3 октября по 28 октября 2018 была проведена диагностика музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально - ритмических движений:

-упражнения;

-танцы и пляски;

-хороводы;

-игры;

-танцевальное творчество.

Высоких результатов уровня сформированности музыкально-ритмических навыков не достиг ни один ребенок.

Поэтому было решено апробировать новый комплекс музыкально-ритмических движений.

На формирующем этапе был внедрен и апробирован комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет.

Проведенная работа подтвердила правомерность выдвинутого предложения и позволила заключить следующее: решая задачи, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.

Публикации по теме:

Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста «Влияние музыкально – ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста» В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности.

Конспект занятия на развитие музыкально-ритмических движений для средней группы «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» Музыкальный руководитель: Хавова Ольга Николаевна «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» (доминантное занятие на развитие муз. ритмических.

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Методы разучивания музыкально-ритмических движений посредством игры» Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Методы разучивания музыкально-ритмических движений посредством игры». Девиз: «Танцуй веселей.

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца» Свою образовательную работу я планирую в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией Бабаевой, Гогобиредзе.

Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр "Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.

Презентация «Развитие музыкально-ритмических движений детей посредством здоровьесберегающих технологий» Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных.

Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста» Программа саморазвития по теме: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста». Содержание:.

Развитие музыкально-ритмических движений с использованием перчаточных кукол для детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей согласовывать движения с музыкой и словами. 2. Развивать чувство ритма, общую и мелкую моторику. 3. Создавать у детей.

Развитие музыкально-ритмических движений в подготовительной группе Цель: формирование средствами музыки и ритмических движенийразнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего.

Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений (4 года — 5 лет) У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритмических движений в контексте программы «От рождения до школы»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 10:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД