Марина Ревина
Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет
▼ Скачать + Заказать документы
(в помощь родителям и воспитателям)
Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет.
В первые годы жизни ребенок активно узнает мир, приобретает новые знания, навыки. В раннем возрасте дети развиваются очень быстро, усваивают большие объемы информации. В 2-3 года малыши начинают фантазировать. Они представляют себя героями любимых сказок или мультфильмов, придумывают себе воображаемых друзей. До 6-7 лет малыш уже должен иметь связную речь, уметь логически мыслить, анализировать, обладать развитым воображением. Правильно поступают те родители, которые используют развивающие игры и упражнения для ребенка в раннем и дошкольном возрасте. С помощью таких занятий малыш получает полноценное развитие, готовясь к предстоящим школьным нагрузкам.
Публикация «Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Для деток от двух до четырех лет существует много развивающих игр и упражнений. Предлагаю Вашему вниманию некоторые упражнения, которые Вы сможете выполнить дома со своим малышом. Задания в них направлены на формирование определенных навыков и умений ребенка.
**«Попади в цель». Это упражнение развивает ориентировку в пространстве, настойчивость, внимание. Вырежьте из бумаги круг диаметром 20 см, положите его на пол. Ребенку дайте мелкие предметы (камешки, бусинки, фасоль) и предложите бросить их, чтобы попасть в центр круга. Малыш должен бросать предметы с разной высоты – сначала в положении сидя, затем – стоя, после – со стула.
** «Построй, что хочешь»- данное упражнение направлено на развитие общей моторики, восприятия, мышления, умения решать поставленную задачу. Посадите ребенка за стол, положите перед ним печенье разной формы (прямоугольное, квадратное, круглое). Предложите ему использовать печенье в качестве конструктора или строительного материала. Ребенок может «построить» самолет, паровоз, башенку, дорожку или домик. Объясните малышу, что «лишние детали» он может съесть.
** «Танцуем»- такая игра способствует развитию общей моторики, восприятия, внимания, воображения, фантазии. Включите танцевальную музыку. Предупредите ребенка, что он может двигаться, как ему хочется. Но когда музыка выключается, он должен замереть и не двигаться, пока она опять не заиграет. Замереть малыш должен в той позе, на которой прервалась музыка.
** «Движения животных»- это веселая игра, которая развивает у малыша навыки общения, общую моторику, воображение. Прочитайте или расскажите ребенку о каком-либо животном, покажите его на картинке или видео. Затем попросите малыша, чтобы он показал это животное (походку, повадки, звуки, которые тот издает).
** «Сложи картинку»- эта игра развивает у деток моторику рук, усидчивость, мышление. Вырежьте из журналов картинки с фруктами, цветами, животными, предметами. Разрежьте картинки на 2-4 части, смешайте. Предложите малышу собрать картинки.
** «Опиши предмет»- относится к играм и упражнениям, развивающим словарный запас, логическое мышление. Называйте ребенку какой-либо предмет (фрукт, продукт) или явление (дождь, снег). Малыш должен подобрать к слову как можно больше описаний, характеристик. Например, яблоко – сладкое, душистое, круглое, красное.
Использовать игры можно не только в стенах квартиры или дома, но и на прогулке в лесу, в парке, на даче. Для малыша игра с мамой, с папой - самый радостный и комфортный способ познать мир. Прогулки в лесу, в парке тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. Во время прогулки можно рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария.
**Д/и «Скажи какой, какая, какое?» (лексический материал: листья, кочка, пень, ветки, ствол, тропинка, кусты способствует умению детей согласовывать существительные с прилагательными.). Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света.
**Д/и «Назови лист» (образование относительных прилагательных). Лист березы – березовый, лист осины – осиновый, лист рябины – рябиновый. Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
** Д/и «Опиши» (учить составлять описательный рассказ). Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть ребенок заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое- веселое, третье - грустное. Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе, и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае - «листья»). ** «Что, на что похоже и почему?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, такое непосредственное творческое восприятие! Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.) Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Игровая ситуация «Лесной детский сад»: в лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детёнышей в этот детский сад. Волк повел волчонка, лиса – лисенка, белка – бельчонка, еж – ежонка и т. д. Такое задание способствует закреплению приемов словообразования существительных по теме «Животный мир». В игровых ситуациях необходимо упражнять ребёнка в составлении простых и распространённых предложений. **Д/и «Назови семью» способствует умению детей образовывать слова мужского и женского рода единственного и множественного числа : «Папа – медведь, мама – медведица, детеныш (и) - медвежонок (медвежата)».
**Д/и «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?».
Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные:
Хвост (чей) – беличий, ….
Туловище (чьё) – медвежье, ….
Лапы (чьи) – медвежьи, ….
След (чей) – лисий, заячий …
Уши (чьи) – лисьи, волчьи, ….
Голова (чья) – лисья, волчья, ….
Рога (чьи) - оленьи….
Можно рассказать сказку «Сказка об одиноком волке» (Закреплять умение употреблять предлоги за, из-за, понятия плут, плутище, одиночество уточняются до начала рассказывания). Жил-был в одном лесу Волчище- Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волчище на поляну — звери тут же прячутся: зайка — за куст, белка — за ветку, мышка — за холмик, бабочка, и та улетает за дерево. Один раз Волчище решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из- за холмика, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть. Понял тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве. После выяснения морали сказки родитель спрашивает: Куда спрятался каждый из героев? Откуда он вышел? Кто еще в лесу мог спрятаться от волка? За что он мог спрятаться? Откуда он мог потом выйти?
Физкультминутка. «Зарядка бельчат»
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили. (Шагаем).
Вставали рано поутру, (Потянуться).
Изображали кенгуру- (Прыжки на двух ногах).
За уши лапками хватались (Руки поднести к ушам).
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в сторону).
Можно сыграть с ребенком в д/и «Про ежа, про ёлки, про иголки» (дать представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов; учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже). Загадывать загадку: Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мну. (Игла) - Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Чем похожи иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) - Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной). Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.) - Есть у ежика и елки очень колкие иголки, в остальном на елку еж совершенно не похож. Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Чтобы защищаться). От кого еж защищается? Вспомнить стихотворение Б. Заходера «Про ежа»: Что ж ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
- Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в иголку в ежа? - Закончить предложения: «Ты ежа лучше не трогай, потому, что он (колючий). Лиса потрогала ежа и (укололась)». «У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у детей – ежат… (короткие и тонкие)». «Иглы на елке еловые, а на сосне (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?» - Придумай рассказ о девочке, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
**Д/и «Счетовод» способствует согласованию существительных с числительными (Одна шишка, две шишки, пять шишек и т. д.) Такие игры, упражнения можно выполнять по дороге в магазин, в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни.
** Доскажи словечко
Котенок маленький, а кошка (большая).
Щенок маленький, а собака (большая).
Котенок мяукает, а утка (крякает).
Ворона каркает, а воробей (чирикает).
Ворона каркает, котенок (мяукает, щенок (лает).
Утка крякает, а лягушка (квакает).
У утки - утенок, утята.
У вороны – вороненок, (воронята).
У курицы - (цыпленок, цыплята).
У собаки - (щенок, щенки).
** Игра «Когда это бывает?»
1. Взрослый называет детям явления природы. Например:
листопад, дождь, снег, мороз, отлет птиц, уборка урожая. Дети называют времена года, когда это бывает (осень или зима).
2. Взрослый называет детям явления природы. Например: вырос
подснежник; тает снег; метель; лед на реке; капель. Дети называют времена года, когда это бывает (зима или весна).
3. Взрослый называет детям разные явления природы.
Например: радуга; снегопад; растут ягоды и грибы; гололед; сильный мороз; грибной дождь; жаркая погода. Дети называют времена года, когда это бывает (лето или зима).
** Игра «Кто умеет летать?»
Взрослый предлагает детям хлопнуть в ладоши, если он назовет того, кто умеет летать.
Примерный перечень слов: сорока, ворона, дятел, сова, лиса, кукушка, пчела, воробей, кот, бабочка, ласточка, курица.
** Игра «Кто как кричит?»
Взрослый предлагает детям изобразить, кто как кричит. Перечень заданий: прокукарекай, как петух; промяукай, как кот; прокаркай, как ворона; полай, как щенок; проквакай, как лягушка; профыркай, как ежик; протявкай, как лиса.
** Игра «Большие и маленькие»
Взрослый предлагает детям ласково назвать животных и их детенышей. Например: лиса- лисичка- лисонька; у лисы (лисички, лисоньки)- лисенок, лисята; заяц- (зайка, заинька); у зайца-… (зайчонок, зайчата).
** Игра «Кто живет в лесу?»
Взрослый называет детям домашних и диких животных. Например: волк, коза, корова, медведь, лошадь, заяц, лиса. Дети хором отвечают «да», если животное живет в лесу, и «нет», если оно домашнее.
** Игра «Шустрые белки»
Взрослый читает потешку и вместе с детьми делает движения, иллюстрирующие текст.
Ну-ка, белка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Сядь на стульчик, посиди, отдохни.
А теперь вставай, шишки собирай!
** Игра «Полезное- не полезное»
Взрослый раскладывает карточки с изображением продуктов, дети должны назвать, что полезно, а что нет. Примерный набор карточек: кефир, морковь, чипсы, кока-кола, яблоки, конфеты, подсолнечное масло, лук, капуста, жевательная резинка и т. д.
** Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
Взрослый предлагает убрать из леса насекомых: что произойдет с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов7 А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
** Игра «Цепочка»
Взрослый показывает картинку с изображение живой или неживой природы. Ребенок называет признаки данного объекта так, чтобы не повторяться. Например, заяц- животное, дикое, лесное, пушистое, грызет травку, скачет с кочки на кочку и т. д. если детей несколько, то карточку передавать по цепочке, каждый ребенок называет признак, и не повторяется.
Родителям, я думаю, дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Не жалейте на общение с ребенком времени, оно потом во много раз окупится!