Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет

Марина Ревина
Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет

(в помощь родителям и воспитателям)

Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет.

В первые годы жизни ребенок активно узнает мир, приобретает новые знания, навыки. В раннем возрасте дети развиваются очень быстро, усваивают большие объемы информации. В 2-3 года малыши начинают фантазировать. Они представляют себя героями любимых сказок или мультфильмов, придумывают себе воображаемых друзей. До 6-7 лет малыш уже должен иметь связную речь, уметь логически мыслить, анализировать, обладать развитым воображением. Правильно поступают те родители, которые используют развивающие игры и упражнения для ребенка в раннем и дошкольном возрасте. С помощью таких занятий малыш получает полноценное развитие, готовясь к предстоящим школьным нагрузкам.

Для деток от двух до четырех лет существует много развивающих игр и упражнений. Предлагаю Вашему вниманию некоторые упражнения, которые Вы сможете выполнить дома со своим малышом. Задания в них направлены на формирование определенных навыков и умений ребенка.

**«Попади в цель». Это упражнение развивает ориентировку в пространстве, настойчивость, внимание. Вырежьте из бумаги круг диаметром 20 см, положите его на пол. Ребенку дайте мелкие предметы (камешки, бусинки, фасоль) и предложите бросить их, чтобы попасть в центр круга. Малыш должен бросать предметы с разной высоты – сначала в положении сидя, затем – стоя, после – со стула.

** «Построй, что хочешь»- данное упражнение направлено на развитие общей моторики, восприятия, мышления, умения решать поставленную задачу. Посадите ребенка за стол, положите перед ним печенье разной формы (прямоугольное, квадратное, круглое). Предложите ему использовать печенье в качестве конструктора или строительного материала. Ребенок может «построить» самолет, паровоз, башенку, дорожку или домик. Объясните малышу, что «лишние детали» он может съесть.

** «Танцуем»- такая игра способствует развитию общей моторики, восприятия, внимания, воображения, фантазии. Включите танцевальную музыку. Предупредите ребенка, что он может двигаться, как ему хочется. Но когда музыка выключается, он должен замереть и не двигаться, пока она опять не заиграет. Замереть малыш должен в той позе, на которой прервалась музыка.

** «Движения животных»- это веселая игра, которая развивает у малыша навыки общения, общую моторику, воображение. Прочитайте или расскажите ребенку о каком-либо животном, покажите его на картинке или видео. Затем попросите малыша, чтобы он показал это животное (походку, повадки, звуки, которые тот издает).

** «Сложи картинку»- эта игра развивает у деток моторику рук, усидчивость, мышление. Вырежьте из журналов картинки с фруктами, цветами, животными, предметами. Разрежьте картинки на 2-4 части, смешайте. Предложите малышу собрать картинки.

** «Опиши предмет»- относится к играм и упражнениям, развивающим словарный запас, логическое мышление. Называйте ребенку какой-либо предмет (фрукт, продукт) или явление (дождь, снег). Малыш должен подобрать к слову как можно больше описаний, характеристик. Например, яблоко – сладкое, душистое, круглое, красное.

Использовать игры можно не только в стенах квартиры или дома, но и на прогулке в лесу, в парке, на даче. Для малыша игра с мамой, с папой - самый радостный и комфортный способ познать мир. Прогулки в лесу, в парке тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. Во время прогулки можно рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария.

**Д/и «Скажи какой, какая, какое?» (лексический материал: листья, кочка, пень, ветки, ствол, тропинка, кусты способствует умению детей согласовывать существительные с прилагательными.). Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света.

**Д/и «Назови лист» (образование относительных прилагательных). Лист березы – березовый, лист осины – осиновый, лист рябины – рябиновый. Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

** Д/и «Опиши» (учить составлять описательный рассказ). Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть ребенок заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое- веселое, третье - грустное. Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе, и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае - «листья»). ** «Что, на что похоже и почему?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, такое непосредственное творческое восприятие! Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.) Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Игровая ситуация «Лесной детский сад»: в лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детёнышей в этот детский сад. Волк повел волчонка, лиса – лисенка, белка – бельчонка, еж – ежонка и т. д. Такое задание способствует закреплению приемов словообразования существительных по теме «Животный мир». В игровых ситуациях необходимо упражнять ребёнка в составлении простых и распространённых предложений. **Д/и «Назови семью» способствует умению детей образовывать слова мужского и женского рода единственного и множественного числа : «Папа – медведь, мама – медведица, детеныш (и) - медвежонок (медвежата)».

**Д/и «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?».

Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные:

Хвост (чей) – беличий, ….

Туловище (чьё) – медвежье, ….

Лапы (чьи) – медвежьи, ….

След (чей) – лисий, заячий …

Уши (чьи) – лисьи, волчьи, ….

Голова (чья) – лисья, волчья, ….

Рога (чьи) - оленьи….

Можно рассказать сказку «Сказка об одиноком волке» (Закреплять умение употреблять предлоги за, из-за, понятия плут, плутище, одиночество уточняются до начала рассказывания). Жил-был в одном лесу Волчище- Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волчище на поляну — звери тут же прячутся: зайка — за куст, белка — за ветку, мышка — за холмик, бабочка, и та улетает за дерево. Один раз Волчище решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из- за холмика, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть. Понял тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве. После выяснения морали сказки родитель спрашивает: Куда спрятался каждый из героев? Откуда он вышел? Кто еще в лесу мог спрятаться от волка? За что он мог спрятаться? Откуда он мог потом выйти?

Физкультминутка. «Зарядка бельчат»

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили. (Шагаем).

Вставали рано поутру, (Потянуться).

Изображали кенгуру- (Прыжки на двух ногах).

За уши лапками хватались (Руки поднести к ушам).

И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в сторону).

Можно сыграть с ребенком в д/и «Про ежа, про ёлки, про иголки» (дать представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов; учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже). Загадывать загадку: Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мну. (Игла) - Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Чем похожи иголки? (Они острые, тонкие, колючие.) - Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной). Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.) - Есть у ежика и елки очень колкие иголки, в остальном на елку еж совершенно не похож. Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Чтобы защищаться). От кого еж защищается? Вспомнить стихотворение Б. Заходера «Про ежа»: Что ж ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

- Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в иголку в ежа? - Закончить предложения: «Ты ежа лучше не трогай, потому, что он (колючий). Лиса потрогала ежа и (укололась)». «У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у детей – ежат… (короткие и тонкие)». «Иглы на елке еловые, а на сосне (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?» - Придумай рассказ о девочке, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

**Д/и «Счетовод» способствует согласованию существительных с числительными (Одна шишка, две шишки, пять шишек и т. д.) Такие игры, упражнения можно выполнять по дороге в магазин, в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни.

** Доскажи словечко

Котенок маленький, а кошка (большая).

Щенок маленький, а собака (большая).

Котенок мяукает, а утка (крякает).

Ворона каркает, а воробей (чирикает).

Ворона каркает, котенок (мяукает, щенок (лает).

Утка крякает, а лягушка (квакает).

У утки - утенок, утята.

У вороны – вороненок, (воронята).

У курицы - (цыпленок, цыплята).

У собаки - (щенок, щенки).

** Игра «Когда это бывает?»

1. Взрослый называет детям явления природы. Например:

листопад, дождь, снег, мороз, отлет птиц, уборка урожая. Дети называют времена года, когда это бывает (осень или зима).

2. Взрослый называет детям явления природы. Например: вырос

подснежник; тает снег; метель; лед на реке; капель. Дети называют времена года, когда это бывает (зима или весна).

3. Взрослый называет детям разные явления природы.

Например: радуга; снегопад; растут ягоды и грибы; гололед; сильный мороз; грибной дождь; жаркая погода. Дети называют времена года, когда это бывает (лето или зима).

** Игра «Кто умеет летать?»

Взрослый предлагает детям хлопнуть в ладоши, если он назовет того, кто умеет летать.

Примерный перечень слов: сорока, ворона, дятел, сова, лиса, кукушка, пчела, воробей, кот, бабочка, ласточка, курица.

** Игра «Кто как кричит?»

Взрослый предлагает детям изобразить, кто как кричит. Перечень заданий: прокукарекай, как петух; промяукай, как кот; прокаркай, как ворона; полай, как щенок; проквакай, как лягушка; профыркай, как ежик; протявкай, как лиса.

** Игра «Большие и маленькие»

Взрослый предлагает детям ласково назвать животных и их детенышей. Например: лиса- лисичка- лисонька; у лисы (лисички, лисоньки)- лисенок, лисята; заяц- (зайка, заинька); у зайца-… (зайчонок, зайчата).

** Игра «Кто живет в лесу?»

Взрослый называет детям домашних и диких животных. Например: волк, коза, корова, медведь, лошадь, заяц, лиса. Дети хором отвечают «да», если животное живет в лесу, и «нет», если оно домашнее.

** Игра «Шустрые белки»

Взрослый читает потешку и вместе с детьми делает движения, иллюстрирующие текст.

Ну-ка, белка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Сядь на стульчик, посиди, отдохни.

А теперь вставай, шишки собирай!

** Игра «Полезное- не полезное»

Взрослый раскладывает карточки с изображением продуктов, дети должны назвать, что полезно, а что нет. Примерный набор карточек: кефир, морковь, чипсы, кока-кола, яблоки, конфеты, подсолнечное масло, лук, капуста, жевательная резинка и т. д.

** Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Взрослый предлагает убрать из леса насекомых: что произойдет с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов7 А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

** Игра «Цепочка»

Взрослый показывает картинку с изображение живой или неживой природы. Ребенок называет признаки данного объекта так, чтобы не повторяться. Например, заяц- животное, дикое, лесное, пушистое, грызет травку, скачет с кочки на кочку и т. д. если детей несколько, то карточку передавать по цепочке, каждый ребенок называет признак, и не повторяется.

Родителям, я думаю, дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Не жалейте на общение с ребенком времени, оно потом во много раз окупится!

Публикации по теме:

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Многофункциональное развивающее пособие «Дидактическая юбка» для детей двух-четырёх летМногофункциональное развивающее пособие «Дидактическая юбка» для детей двух-четырёх лет Многофункциональное развивающее пособие «Дидактическая юбка» «Я слышу и забываю, я вижу и вспоминаю, я делаю и постигаю». (древняя мудрость).

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3-лет ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ На втором и третьем голу жизни происходит дальнейшее развитие.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет. Развивающие игры.Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет. Развивающие игры. мелкой моторики у детей раннего возраста"Пальчиковый театр Театр — это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, который.

Развивающие игры для детей 4–5 летРазвивающие игры для детей 4–5 лет Развивающие игры для детей 4-5 лет Обучение и воспитание детей дошкольного возраста обязательно должно проводиться с учётом психологических.

Развивающие игры для детей 6 лет Игра «Инопланетяне». Ведущий выступает в роли инопланетянина. Он ходит по группе, показывает на какой-то предмет (игрушка, стул, книга,.

Развивающие игры и упражнения для детей раннего возраста Игры на развитие речи, памяти, внимания в первой младшей группе. «Что дать?». Разложите знакомые игрушки на столе. Спросите ребенка: «Что.

Развивающие занятия для детей с 3 до 5 лет Общими для младшего дошкольного возраста являются задачи: • развития мелкой и общей моторики; • коммуникативных навыков; • формирование.

Развлечение для детей с полутора до двух лет «Петрушка и его маленький друг в гостях у ребят»Развлечение для детей с полутора до двух лет «Петрушка и его маленький друг в гостях у ребят» Дети сидят на стульчиках. Под музыку появляются Петрушки большой и маленький. Петрушка: Здравствуйте, детишки! Очень я рад вас видеть. Вы.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет
Опубликовано: 4 мая 2017 в 21:14
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Мастер-класс «Осенний пейзаж» по рисованию гуашью
Леса и прозрачны, и ясны, Осенней прохладой дыша. И как обнаженно-прекрасна У кроны притихшей душа. Всем доброго дня! Разрешите представить вам...
Фотоотчет о танце «Ягодки-рябинки»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Во всю идет подготовка к осенним утренникам. Вот и наши малыши готовятся к нему. Танец "Ягодки-рябинки" популярен среди...
Диагностика воспитанников по ПДД
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...