Жанна Самохвалова
«Белый медведь и северное сияние». Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия художественно-эстетической направленности
(по программе И. А. Лыковой)
в подготовительной к школе группе.
Образовательные области
1. Художественное творчество
• Побуждать дошкольников к самостоятельному творчеству, поиску способов создания изображения снежного покрова:
способом обрывной аппликации;
с помощью комочков смятой и слегка расправленной салфеточной бумаги;
с помощью ватных дисков
• Закрепить способ складывания бумаги «гармошкой», используя его в
изготовлении северного сияния.
Публикация «„Белый медведь и северное сияние“, Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Белый медведь
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• Развивать умение быстро и чётко использовать способ обрывной аппликации
при создании образа белого медведя.
2. Познание
• Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными
явлениями и сезонными особенностями жизни животных (белых медведей)
3. Музыка
• Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с
характером музыки
4. Художественная литература
• Продолжать закреплять умение отгадывать различного рода загадки, опираясь
на ключевое слово или словосочетание
Материалы и оборудование.
Цветной картон тёмных оттенков, бумага белая ксероксная, бумага цветная двухсторонняя, серебряная фольга на бумажной основе, ватные диски, салфеточная бумага пастельных тонов, простой карандаш, клей-карандаш, тряпочки, клеёнки, картонные шаблоны.
Фрагменты музыкальных произведений, технические средства для их воспроизведения, 3 обруча, лампа «Жар-птица», электрические гирлянды.
Предварительная работа.
Беседа о разных частях света и климатических зонах; о Севере, его характерных приметах, рассматривание изображений белых медведей и других жителей Арктики. Знакомство с северным сиянием как природным явлением. Обсуждение понятий «вечные льды», «полярная ночь», Арктика», «сполохи» «край земли».
Сценарий занятия.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь». Дети подходят к рабочим местам.)
- Здравствуйте, ребята. Мы сегодня продолжим наш путешествие на самый край земли. А что называется в народе краем земли? (Арктика). Почему он так называется? (за ледяными торосами не видно было края, и люди думали, что это и есть конец земли, её край). Мы сегодня попробуем с вами побывать в этой снежной бескрайней пустыне.
Скажите, а какого цвета ледовый покров в Арктике? (белый, голубой, зеленоватый, желтоватый, розовый). Вы гуляете на улице и все трогали руками лёд. Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, шершавый, прозрачный, матовый, разный). Но в Арктике нередко метут метели, дуют сильные ветра. Что покрывает ледяной покров? (пушистый, искрящийся, нетронутый снег). Давайте попробуем создать из различных материалов ледяной и снежный арктический покров. Какой для этого взять материал, каждый решает сам. (звучит музыка групп “Enigma”, “Deep Forest». Дети подходят к столам и выбирают материал, лежащий на столе: ватные диски, салфеточная бумага пастельных тонов, белая бумага. Они сами выбирают, что им создавать: сплошные ледяные торосы, отдельные льдины, плывущие в холодных просторах, большой ледяной остров посреди арктического моря).
- Сегодня пришло время оживить наши бескрайние арктические просторы. В полярные снега пришёл сам хозяин Арктики.
Я среди торосов
В тёплой белой шкуре
Спрячусь от морозов
И от снежной бури.
- Кто же это? Это - белый медведь. Давайте мы превратимся в этих царственных животных, вспомним их повадки. Что вы знаете о них? (белые медведи никогда не ложатся в спячку, своих медвежат медведицы производят на свет в ледяных пещерах, они питаются рыбой и морскими животными, во время охоты прикрывают лапой чёрный нос, совершают дальние морские заплывы и между пальцев у них образовались небольшие перепонки. Далее звучит музыкальное поппури из произведений композиторов П. И Чайковского, А. Вивальди, Р. Вагнера, И. Пахенбеля,Э. Грига, музыка групп “Bon Jovi”, “ Moby”. Дети изображают поведение белых медведей, демонстрируют их повадки, по окончанию музыки садятся на место,
- Возьмите шаблон, приложите его к цветному картону, на котором вы уже приготовили настоящую арктическую пустыню, и обведите карандашом. Работу мы будем выполнять с помощью обрывной аппликации. Мы берём белый лист бумаги и аккуратно подготавливаем его к работе (дети могут разрывать бумагу на полоски, а затем делить их на кусочки или отрывать кусочки от целого листа бумаги. После того, как работа выполнена, дети убирают обрывки бумаги на поднос).
- Ребята, мы работали так быстро и весело, что у нас в группе стало жарко. Белые медведи привыкли к арктическому холоду, и они просят устроить для них настоящую снежную метель. А мы ведь с вами замечательные волшебники и всё можем. Выходите сюда и захватите с собой остатки белой бумаги (звучит музыка А. Вивальди «Зима» Дети распределяются вокруг обручей, в которых лежат листы бумаги, по 3-4 человека. Под музыку они рвут бумагу в обручи. Когда кучки становятся достаточно большими, дети энергично подбрасывают бумагу в воздух. После этого ребятам
предлагается убрать бумагу после занятия, а пока они снова занимают рабочие места).
- Друзья, попробуйте отгадать мою загадку:
Что за чудо – красота!
Расписные небеса.
Чем сильней трещит мороз,
Тем красивее оно.
- Правильно, это северное сияние. А ещё его называют сполохами. Название это
северное, поморское. Когда можно увидеть в небе северное сияние (в ночное время). А
полярная ночь царит в Арктике очень долго. Даже белые медведи скучают в темноте. И
когда на небе они видят сполохи, они по-настоящему радуются. Давайте и мы сделаем
приятное нашим хозяевам Арктики и зажгём северное сияние над ними (звучит музыка
Бонни М «Дочь Сиона». Дети склеивают между собой полоски цветной бумаги и фольги, а затем складывают их «гармошкой». Края «гармошки» приклеиваются над изображением медведя. После окончания деятельности детям предлагается убрать группу, а работы прикрепить магнитами на доску).
- Ребята вам нравится ваша работа? А хотите посмотреть, как сверкают и переливаются северные сполохи? (дети выходят на ковёр, принимают удобное положение. Звучит песня Медведицы из м/ф. «Умка», включается лампа «Жар-птица» и электрические гирлянды. Дети несколько минут занимаются релаксацией).