Ольга Атаманенко
«Без воды нам не прожить». Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Предварительная работа. Рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы “Еслиб не было воды”; разучивание ролей Кота Матроскина, Старика и Рыбки дошкольниками, изготовление элементов костюмов для этих ролей.
Встреча с Котом Матроскиным.
Воспитатель : Для того чтобы узнать, о чем сейчас пойдет речь, отгадайте загадку.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Публикация «„Без воды нам не прожить“, Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. (Воды.)
По О. Тарнопольской
- Правильно. Сегодня мы поговорим о воде. А какие пословицы и поговорки о воде вы знаете? (“Вода и мельницу ломает”, “Без росы и трава не растет”, “Хлеб и вода – мужицкая еда”, “Пролитую воду не соберешь”, “Воды и царь не уймет” и т. д.)
Появляется Кот Матроскин.
Матроскин. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуй!
Матроскин. Я – кот Матроскин. Это фамилия такая. Я слышал, вы что-то говорили о воде. Так вот что я скажу: кому она нужна! Я вот, например, на море и смотреть не хочу. Вода. Фыр-р-р. Без нее как-то спокойнее.
Воспитатель. А что бы ты пил?
Матроскин. Молоко.
Воспитатель. А умываться как?
Матроскин. Языком.
Воспитатель. Нет, Матроскин, так не пойдет. Ты лучше сядь и послушай, что мы тебе о воде расскажем.
На нашей планете есть моря, океаны, реки, болота, ручьи, родники. Они занимают больше половины поверхности Земли.
Все вместе они составляют ировой океан. Мировой океан – это что-то вроде огромной батареи Земли. Солнце все лето греет воду, а зимой прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Без него на Земле наступят такие морозы, что пошибнет все живое: звери, птицы, рыбы, леса, поля.
Вода необходима для жизни растений. Через корни они получают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Для рыб вода – среда обитания. Без воды не могут существовать и другие животные. Человек в день теряет около 2,5 литра воды, поэтому необходимо ежедневно пополнять запасы жидкости в организме.
Вода не только всех поит, но и всех кормит. Люди ловят рыбу и кушают ее. Вода работает на электростанциях, которые вырабатывают электрический ток. Вода – самая широкая, самая удобная дорога. По ней везут и тяжелые грузы, и пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки – ничего не сделаешь без воды.
Игровой практикум “Мама Тучка”
Воспитатель. Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу.
- Капельки, вам пора отправляться в путь! (Звучит аудиозапись со звуком дождя.) Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (Дети прыгают.) Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (“Капельки” составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой. (“Ручейки” соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки к большой реке, путешествуют.
Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу.) Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя.)
Воспитатель. Для чего нужна вода, мы уточнили. А что же такое вода?
Чтобы выяснить это, мы пройдем в нашу лабораторию и проведем там серию опытов. Но сначала я напомню вам правила поведения в лаборатории:
• Не шумите – этим вы мешаете другим.
• Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
• Слушайтесь воспитателя.
• Внимательно следите за результатами опыта.
• Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Исследование “Загадочная вода”
Воспитатель. Давайте попробуем перелить воду из банки в стакан. Что происходит с водой? (Она течет, льется.)
- Раз вода течет, какой вывод можно сделать? Что такое вода? (Вода – это жидкость.)
- А сейчас мы постараемся узнать, есть ли форма у воды. Предметы какой формы у меня в руках? (Кубик, шар.)
- Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они свою форму? (Нет.)
- А вода? Если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет? (Вода примет форму кубика.)
- А если налить воду в банку? (Она примет форму банки.)
Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдается при этом.
- Какой вывод можно сделать? (Вода формы не имеет.)
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладет лист белой бумаги.
- Какого цвета молоко и бумага? (Белого.)
- А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет.)
- Есть ли цвет у воды? (Нет.)
- Понюхайте воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет. У воды нет запаха.)
- А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она: сладкая, горькая, кислая, соленая? (Вода безвкусная.)
- Вывод: вода – жидкость, не имющая ни формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха. А еще вода, как волшебница, может превращаться летом в дождь, когда очень жарко, в пар, а зимой в снег, лед, сосульки.
А какие природные явления, связанные с водой, вы знаете? (Моросящий дождь, ливень, туман, роса, снегопад, пурга, град)
- Мы уже доказали, что вода нужна всем. Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязненна оттого, что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик. И тогда происходит вот что.
Инсценировка “Сказка о нефтяной рыбке”
Воспитатель. Жили-были старик со старухой у самого синего моря.
Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу. Как-то раз пошел старик к морю.
Первый раз он закинул невод. Пришел невод с пластиковой бутылкой и рваным пакетом.
Второй раз он закинул невод. Выловил рваный башмак и резиновую шину.
Третий раз он закинул невод. Пришел невод с одною рыбкою. С непростою рыбкою – золотою. Как взмолилась рыбка человечьим голосом…
Рыбка: Только не отпускай меня, старик в море. Лучше кинь в аквариум с чистой водою. Отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться рыбкой золотою.
Старик. Рыбка, ты же волшебница. Неужели ты не можешь сделать так, чтобы везде была только чистая вода?
Рыбка. Не могу! Этого должны захотеть все люди на всей земле. Только тогда снова станут чистыми наши моря и реки, а я из нефтяной рыбки стану золотой.
Воспитатель. Грустная сказка. На свете нет ничего более драгоценного, чем чудесная и вместе с тем самая обыкновенная вода. Беречь воду – значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы.
Матроскин. Теперь мне ясно, зачем нужна вода. Дома я всем-всем расскажу: и Шарику, и дяде Федору, и почтальону Печкину:
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
По А. Плешакову