Светлана Васютина
Интегрированная НОД «Для всех без исключения есть правила движения». Безопасное поведение на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная НОД «ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»
Цель: сформировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, умение применять полученные знания.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с работой регулировщика, объяснить значение его жестов;
2. продолжать учить по алгоритму составлять синквейн (пятистрочное нерифмованное стихотворение, закреплять знания детей о словах–предметах, словах-признаках, словах-действиях;
Публикация «Интегрированная НОД „Для всех без исключения есть правила движения“, Безопасное поведение на дорогах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
3. формировать интеллектуальную инициативу в умении различать и понимать назначение дорожных знаков, умение дифференцировать цветовые сигналы светофора;
4. учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух, работать над слоговой структурой и правильным звукопроизношением;
2. развивать высшие психические функции (внимание, память, логику, мышление, воображение);
3. совершенствовать конструктивную деятельность, развивать тонкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте, вырабатывать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
2. воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь).
Материал:
картинки с изображением транспорта, дидактическая игра «Чудесные машины», «Собери знак», специальная одежда милиционера-регулировщика, макет светофора, алгоритм синквейна, по 3 йогуртовых стаканчика и 12 крышек, соответствующих сигналам светофора на каждого ребенка, картинки светофорчики.
Предварительная работа:
Беседа о правилах дорожного движения, экскурсия по микрорайону. Организация дидактических игр «Подумай-отгадай», «Дорожные знаки для пешехода», «Телевизор», «Собери знак», «Угадай и покажи дорожный знак». Чтение художественных произведений: А. Тюняева «Правила дорожного движения», С. Михалков «Бездельник светофор», В. Лебедев-Кумач «Умные зверюшки», М. Дружинина «Моя улица», Г. Георгиев «Светофор», М. Запольский «Как по улице идти», Я. Пищуков «Это моя улица». Рассматривание иллюстраций по теме, рисование улицы, дороги, перекрестка. Знакомство с планетами солнечной системы. Отработка слов со сложной слоговой структурой, разучивание стихотворения с одним из детей.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу.
Психогимнастика «Улыбка».
Воспитатель. Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей – это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы будем дарить друг другу красивые улыбки. (Звучит музыка, дети «дарят» друг другу красивые улыбки).
Красивыми быть хорошо, а умными ещё лучше. Поэтому я объявляю Мозговой штурм.
(Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением транспорта и предлагает отгадать загадки, но с условием быть очень внимательными, ведь ответ – это поднятая картинка с изображением предмета, о котором говорится в загадке).
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины.
И питается бензином.
(Автобус)
Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Силач на четырех ногах В резиновых сапогах
Прямиком из мага
Притащил нам пианино.
(Грузовик)
Мчится огненной стрелой
Мчится вдаль машина, Красный свет над головою.
Белая кабина
(Скорая помощь)
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами,
(Велосипед)
Воспитатель. Молодцы, вы отгадали загадки, о чём шла речь в этих загадках?
Дети. О транспорте.
Воспитатель. Правильно. Ребята, как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах? (Ответы детей.) А какой транспорт используют инопланетяне? (Ответы детей.) Хотелось бы вам создать такую машину, на которой можно передвигаться даже через много лет и она не ломалась? Представьте себе, что вы прилетели в гости на одну из планет и привезли инопланетянам в подарок такую замечательную машину. Какой она будет? Давайте выложим её модель.
Игра по ТРИЗу «Чудесные машины».
Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина. Выбирай. (Обращается к ребёнку, раскладывает перед ним игровые карточки из серии «материал».)
Ребенок. Пластмассовая. (Ребенок выбрал карточку без изображения, это означает, что он должен придумать сам.)
Воспитатель. А теперь надо определить, как она будет двигаться. Выбери карточку. (Обращается к другому или к этому же ребёнку, раскладывает карточки из игровой серии «способ передвижения».)
Ребенок. Мяч. (Выбрал карточку с нарисованным на ней мячиком).
Воспитатель. Значит, машина умеет катиться и скакать. А какие же звуки она издает? Назови. (Обращается к следующему ребенку, раскладывает карточки из игровой серии «звуки».)
Ребенок. Она рычит, как медведь. (Вытаскивает пустую карточку, это обозначает, что он должен сам придумать звук.)
Воспитатель. А как она будет пахнуть? (Выкладывает перед детьми игровые карточки серии «запах».)
Ребенок. Она будет приятно пахнуть духами. (Показывает карточку с нарисованным флакончиком духов).
Воспитатель. Какая машина у нас получилась?
(Воспитатель выставляет на наборное полотно все выбранные карточки.)
Дети. Пластмассовая, она умеет прыгать и скакать, рычит, как медведь, и пахнет духами.
Воспитатель. Чем хороша такая машина?
1-й ребенок. Пластмасса легкая, машиной будет легко управлять, а ездить она сможет, где захочет, перепрыгивая через реки, горы, другие машины, как мячик.
2-й ребенок. В ней приятно пахнет духами.
3-й ребенок. Ее никто не украдет – она зарычит, как медведь, и все будут думать, что в ней кто-то прячется…
Воспитатель. Что плохого в такой машине?
1-й ребенок. Моя пластмассовая машинка упала и раскололась, и эта машина после прыжка может расколоться.
2-й ребенок. Если она начнет перепрыгивать через другие машины, на дороге начнется беспорядок и может случиться авария.
3-й ребенок. Запах духов может надоесть.
Воспитатель. Как нам ее изменить – превратить ее плохие качества в хорошие?
4-й ребенок. Надо пластмассу придумать очень крепкую, чтобы она не кололась.
5-й ребенок. Научить машину соблюдать правила безопасности на дороге.
6-й ребенок. Сделать в машине такую кнопочку – хочешь – включишь запах духов или выключишь.
Воспитатель. Ребята, я думаю, инопланетянам понравится такая машина будущего.
Воспитатель. Для того чтобы транспорт передвигался без аварий нужны определенные правила. Сегодня мы и поговорим о правилах дорожного движения.
На дорогах знаков много,
Их дети должны знать,
И правила движения
Точно выполнять.
(Звучит космическая музыка в исполнении группы «Пинк Флойд», появляется воспитатель в костюме с космическими элементами.)
Марсианка Тулиная. «Здравствуйте, Земляне, я марсианка Тулиная, я прилетела к вам за помощью. Злой волшебник Кассиур заколдовал на нашей планете все дорожные знаки, уничтожил светофоры. Расколдовать чары злого волшебника можно выполнив задания, помогите нам, пожалуйста». (Говорит по слогам).
Проблемная ситуация.
Воспитатель. Ребята, что может произойти, если вдруг пропадут все дорожные знаки и светофоры.
Дети. Водители не узнают, куда ехать: налево, направо.
- Не узнают, где можно отремонтировать машину или заправить ее бензином.
- Не смогут найти столовую, телефон, остановку, больницу.
- Люди бы не узнали, где пешеходный переход.
- Пешеходы и водители могут попасть в аварию.
Воспитатель. Да, действительно, на планете нашей гостьи может произойти беда. Ребята, давайте пригласим Тулинаю в страну «Дорожных знаков» и поможем предотвратить аварии.
Воспитатель. А вот и автобус. Давайте на нём продолжим свой путь.
Ребята, расскажите, как надо вести себя в общественном транспорте.
Дети. В автобус нужно заходить не спеша, не толкая других, пропускать вперёд девочек, быть взаимно вежливыми.
- В транспорте не играть, не бегать, не мешать другим.
- Если есть место сесть или усадить маму и сесть к ней на колени.
- Нельзя высовываться из окон, высовывать руки.
Воспитатель. А вы знаете, где нужно ожидать транспорт?
Дети. На остановках.
Воспитатель. Правильно, на специальных остановках. Приобретайте билеты и занимайте свои места. (Раздаёт детям карточки с дорожными знаками – билеты).
- Как вы думаете, какой знак самый главный? (Дети отвечают свои предположения). Из ваших ответов ясно, что все дорожные знаки важны и необходимы. Без них не обойтись. Вот мы и приехали.
Воспитатель. Рассмотрим знаки дорожного движения и вспомним, что они обозначают. (Достает конверт.)
Ребята, зверек по имени Знакоедик разгрыз на части дорожные знаки. Что делать?
Дети. Надо их собрать.
Игра «Собери знак».
(В конце игры дети отвечают на вопросы, иногда Тулиная ошибается, дети её поправляют.)
Как называется знак?
Какое он имеет значение?
Какие дорожные знаки встречаются по дороге в детский сад?
Покажите указательные знаки.
Покажите запрещающие знаки.
(Появляется логопед в экипировке регулировщика).
Тулиная. Кто это?
Логопед. Регулировщик – это сотрудник дорожной инспекции, который в сложной ситуации управляет потоками автомобилей и пешеходов. А те в свою очередь беспрекословно выполняют все его требования.
Давайте с вами проговорим предложение: «Регулировщик регулирует движение транспорта».
Дидактическое упражнение: «Проговаривание слов сложного звуко - слогового состава». (Передавая жезл).
Регулировщик. Продолжите мое предложение:
Я регулирую движение транспорта.
Он …. Мы …. Вы. … Они ….
Регулировщик. А вы знаете, как называется палочка, которую я держу в руке? Для чего она нужна?
Дети. Жезл. Он нужен для того, чтобы на дорогах не было аварий.
Регулировщик. Правильно, называется эта палочка – жезл. Она обладает необычной силой. Достаточно поднять её вверх и машины останавливаются, а когда я опущу жезл и покажу направление, машины поедут туда, куда она покажет. Каждый жест регулировщика соответствует определённому сигналу светофора. Пешеход тоже должен знать эти сигналы. Эти сигналы достаточно просты. Они взяты из реальной жизни. Давайте посмотрим слайды и запомним, что обозначают сигналы регулировщика. (Просмотр слайдов).
Красный – стоит лицом к прохожим, палочка опущена вниз, сигнал «Стой».
Жёлтый – жезл поднят вверх, сигнал «Внимание».
Зелёный – если регулировщик поворачивается боком и опускает жезл или разводит руками в стороны – можно переходить дорогу.
Регулировщик. А сейчас я хочу с вами и Тулинаей поиграть.
Физкультминутка «Жесты регулировщика».
(Под музыку дети передают жезл. Регулировщик говорит: «Красный!»
У кого в руках оказался жезл, делает шаг вперёд и демонстрирует красный сигнал и т. д.)
Регулировщик. У меня есть друг и товарищ, догадайтесь, кто это?
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой
Как посмотрит красным глазом –
Остановятся все сразу,
А зеленым подмигнет –
И машины и народ
Отправляются вперед.
Дети. Светофор.
Регулировщик. Правильно, светофор. (Показывает макет светофора).
Для чего нужен светофор?
Дети. Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах был порядок.
Регулировщик. Что обозначает каждый сигнал светофора?
Ребенок. Красный цвет – опасный цвет,
Это значит – хода нет.
Желтый – не спешите,
И сигнала ждите.
Цвет зеленый говорит:
Вот теперь вам путь открыт!
Развитие артикулярной моторики. Упражнение «Светофорчики». (Подмигивание левым глазом, правым, двумя глазами.)
Регулировщик. Предлагаю поиграть. Теперь проверим, хорошо ли марсианка Тулиная запомнила правила дорожного движения.
(Во время игры Тулиная иногда ошибается, дети ее поправляют).
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Все будьте правилу верны :
Держаться правой…стороны
Должен помнить пешеход:
Перекресток – …переход.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По…тротуару.
По асфальту точек стежка –
Пешеходная …дорожка.
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без…спора.
Желтый свет – предупреждение,
Жди сигнала для…движения.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята …могут.
Красный свет нам говорит:
«Стой! Опасно! Путь…закрыт!»
Регулировщик. Правила движения, знаки светофора,
Знать должны шоферы,
Дети, пешеходы,
Зная, как они важны,
(Обращаясь к Тулинае.)
Марсиане, без сомненья,
Тоже знать их все должны!
Мы играли с вами в игры, а сейчас я предлагаю вам составить синквейн «Светофор».
Регулировщик. Светофор, какой?
Дети. Высокий, разноцветный.
Регулировщик. Светофор что делает?
Дети. Сигналит, горит, мигает.
Регулировщик. Предложение о светофоре.
Дети. Светофор – наш друг и помощник.
Регулировщик. Назовите слова, связанные со словом «светофор» по смыслу.
Дети. Зеленый огонек. Безопасность. Дорога.
(один из детей выразительно зачитывает получившийся синквейн).
Ребенок. Светофор.
Высокий, разноцветный.
Сигналит, горит, мигает.
Светофор – наш друг и помощник.
Зеленый огонёк. Безопасность. Дорога.
Тулиная. Какое замечательное нерифмованное стихотворение получилось.
(Раздается необычный сигнал.)
Тулиная. Я получила космический сигнал о том, что знаки расколдованы, а светофор всего один на планете.
Воспитатель. Дорогая Тулиная, мы с радостью поможем вам.
Ребята, давайте в подарок нашей гостье сделаем светофоры из стаканчиков от йогурта и пробок от сока.
Тулиная. Ребята, спасибо вам за то, что вы выполнили все задания и расколдовали дорожные знаки. А ваши светофорчики я передам жителям нашей планеты, они будут очень рады.
Воспитатель. Правила движения, знаки светофора,
Знать должны шоферы,
Дети, пешеходы,
Зная, как они важны,
(обращаясь к Тулинае)
Марсиане, без сомненья,
Тоже знать их все должны!
Воспитатель. Тулиная, в начале занятия дети придумали для инопланетян машины будущего, и нарисуют их дома вместе с родителями. Рисунки я отправлю Вам по космической почте.
Тулиная. Спасибо. До свидания, эти дорогие Земляне! (Говорит по слогам).
(Звучит космическая музыка, Тулиная улетает).
Логопед предлагает игру «Походка и настроение», в процессе которой затрагивается вопрос влияния настроения людей на дорожную обстановку. Особое внимание обращает на плохое настроение или наоборот очень веселое. Делается вывод: человек в любом настроении должен быть внимательным и осторожным на улице.
Воспитатель. Ну, вот ребята, вы выучили правила дорожного движения и узнали, что не только светофоры управляют движением на улицах и дорогах, но и милиционер-регулировщик. Вы сделали сегодня хорошее дело – помогли нашей гостье, спасли ее планету от аварий.
Возьмите по одному светофорчику, опустите в коробку и скажите:
Чем понравилось сегодняшнее занятие? Чему оно вас научило? Как вы думаете, пригодятся ли полученные знания вам в жизни?
Нам тоже понравилось с вами работать, мы объявляем вам благодарность и хотим подарить вам подарки. (Детям вручаются воздушные шарики, с привязанными к ним дорожными знаками.)