Лучший педагог года

«Бить баклуши». Конспект занятия по развитию речи

Балганум Сейткалиева
«Бить баклуши». Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Бить баклуши» (крылатое выражение)

Цель: развитие речи.

Задачи:

Коррекционная – обогащать словарную речь.

Развивающая – развивать речь, воображение, логическое мышление.

Воспитательная – воспитывать понимание крылатых слов.

Оборудование: конспект, иллюстрация по теме.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Правильная посадка. Настрой. Сообщение темы занятия.

Публикация «„Бить баклуши“, Конспект занятия по развитию речи» размещена в разделах

2. Новый материал.

«Бить баклуши» - значит делать несерьезное, неважное дело. Это выражение пришло к нам из русской старины.

Что такое баклуши? Это липовые или осиновые чурбаки. Их колотили (били) подмастерья, чтобы потом мастера- ложкари вырезали из них ложки.

В давние времена посуда на Руси была деревянной. Из дерева вырезали миски, кружки, ложки, подносы и даже кубки для меда и вина. Но работа по изготовлению домашней утвари считалось легкой. Ею могли заниматься и старые люди, и подростки. А пахать землю плугами, бороновать бороной – с этим могли справиться лишь сильные и выносливые мужчины.

Но вырезать домашнюю утварь на самом деле было не так уж и просто. Здесь требовались сноровка и мастерство. А вот бить баклуши в старину считалось делом несерьезным, чуть ли не образцом безделья.

- Послушайте стихотворенье.

Отчего, скажи, Ванюша,

Ты сегодня бил баклуши?

Разве мало разных дел?

- Я их сделать не успел!

Утром я журнал листал,

Выпил кока-колу,

К сожаленью, опоздал

На уроки в школу.

На диване, в холодке

Мух считал на потолке,

А потом я задремал

И до вечера проспал.

Целый день Ванюша

Нынче бил баклуши.

- Послушайте сказку.

Как старичок-лесовичок научил Ваню баклуши бить.

Пошел однажды Ваня в лес за грибами. Ходил-ходил, набрал полное лукошко грибов, да и заблудился! Стемнело в лесу. Мальчик устал, есть захотел, а дорогу к дому никак не может найти.

Вдруг видит – стоит в лесной чащобе маленькая избушка, вся мхом поросла, а в окошке огонек светится.

Ваня взошел на крылечко и постучался в дверь. Отворил дверь старичок-лесовичок. Увидел Ваню, обрадовался!

- Заходи, мальчик, заходи. Гостем моим будешь!

А там чисто, уютно, под потолком травы душистые целебные сушатся.

Старичок накормил Ваню, напоил чаем с липовым медом. Потом и спрашивает его:

- Что же ты такой маленький, в лесу один ночью один бродишь?

- Да я заблудился! Никак не могу дорогу домой отыскать!

- А ты поживи у меня немного, помоги мне ложки деревянные вырезать, баклуши бить, тогда я тебя домой и отведу. Согласен?

- Согласен! – обрадовался Ваня. – А что делать-то надо? – выпалил Ваня.

- Да дело простое – баклуши бить! – отвечает старичок-лесовичок. – Знаешь ли ты, что такое баклуши бить?

- Знаю! Значит ничего не делать! – выпалил Ваня.

- Да нет! – говорит старик. – Баклуши бить – значит колоть на чурбачки липовые поленца. Утром я тебе покажу, как это делается! А сейчас, сынок, спать ложись!

Улегся Ваня на лавку и сразу же уснул.

А утром старичок-лесовичок принес липовое полено, дал Ване топорик и показал, как из него чурбачки делать.

Ване работа понравилась! Стук-стук топориком – чурбачок готов! Набил он много чурбачков, а старик из них вырезал красивые ложки. Одну деревянную ложку Ване на память подарил. А потом проводил мальчика в деревню.

3. Самостоятельная деятельность.

- Рассмотрим иллюстрацию. В рамке изображены деревянные чурбачки – баклуши. Именно из них мастера-ложкари вырезали ложки. На большом рисунке мы видим мальчика. Он лежит на диване и слушает плеер – то есть бьет баклуши. А между тем на письменном столе лежат раскрытые учебники. Скорее всего, мальчик не брался за уроки. На ковре его ждут кроссовки и мяч – но и заниматься спортом мальчик не спешит.

Подведение итогов.

- О каком крылатом выражении сегодня говорили?

- В каких случаях их можно употреблять?

- А кто-нибудь из вас бил баклуши?

Публикации по теме:

Конспект развития звуковой культуры речи в рамках занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы Программные задачи: 1. Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; 2. Учить детей.

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну Красивой речи» Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь.» Программное содержание: упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь; упражнять детей.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» Развитие речи. Звуковая культура речи: звук Ф. 2 младшая группа. Цель: • Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Консультация для родителей «Ребенка бить нельзя» Все родители вроде бы и знают, что ребенка нельзя бить, но иногда об этом забывают. А потом происходит непоправимое. Если родитель хоть.

План-конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» (старшая группа) Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи: Образовательные • Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]» Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Задачи. 1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ч]» Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению звука ч. Задачи: познакомить с новым звуком [ч]; отработать.

Автор публикации:
«Бить баклуши». Конспект занятия по развитию речи
Опубликовано: 21 мая 2018 в 12:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД