Ольга Сергеевна Гирина
Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников»
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования центральное место занимает обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Публикация «Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников» размещена в разделах
Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности, осваиваются новые социальные отношения. Время посещения детского сада является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоционального здоровья ребенка.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие, которое способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Эмоциональное благополучие зависит от многих причин. Особо среди них можно выделить:
• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;
• эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом (влияние педагога на развитие личности, психологический климат в детском коллективе, морально-психологический климат в педагогическом коллективе).
• обстановка в семье ребенка.
У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как страх, горе, гнев, стыд, отвращение. У них повышенная тревожность, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников.
Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию. Родители не всегда понимают возрастные особенности и потребности своего ребенка, и им на помощь приходит коллектив дошкольного учреждения.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами.
Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными особенностями, складом характеров, темпераментами. Специфической особенностью педагогического коллектива дошкольного учреждения является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
В дружном коллективе персонал ясно видит и осознает результаты своей деятельности, воспринимая ее как общее дело, а, следовательно, высока и удовлетворенность от проделанной работы, объединяющая людей.
Чем выше культура педагогического учреждения, тем сильнее то положительное влияние, которое она оказывает на подрастающее поколение. В настоящее время актуальна проблема сохранения традиций педагогической системы, нравственной чистоты педагогических кадров и уровня психологического климата педагогических коллективов.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Климат в организации оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса. Психологическая атмосфера оказывает сильное влияние на коллектив, так как специфические особенности педагогической деятельности требует от педагогического коллектива постоянной сплоченности, эмоциональной и внутренней отдачи, инициативности и творческого подхода. Следовательно, от тех условий, факторов и методов гармонизации, воздействующих на благоприятный психологический климат в коллективе, зависят его особенности и благополучие.
Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для любого коллектива. Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать. Формирование психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, педагога-психолога, но и каждого члена коллектива.
Сплочение педагогов является одной из функций руководителя образовательного учреждения. Оно способствует оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров.
Так случается, что в педагогическом коллективе дошкольного учреждения есть проблемы именно с психологическим климатом. Для значительного числа педагогов характерны: эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Все то, что делает педагог, и даже то, как он выглядит – оказывает прямое влияние на развитие нашего будущего поколения.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поэтому можно с уверенностью сказать, что эмоциональная стабильность педагогов - залог спокойствия воспитанников.
Эксперты полагают, что улучшение социально-психологического климата трудового коллектива — это действенный способ избежать конфликтов среди персонала, снизить риск возникновения неврозов и психосоматических состояний.
Если говорить о том, из чего складывается рабочая атмосфера в организации, можно выделить три основные составляющие:
• Социальная. Объединяет все, что касается норм поведения, обязанностей и прав работника. А также то, насколько участники коллектива осознают цели и задачи: как индивидуальные, так и общие.
• Моральная. Большое значение имеют общепринятые в коллективе ценности, этические нормы.
• Психологическая. То, как складывается неофициальное общение в группе, во многом определяет психологическое состояние всего коллектива.
Психологи отмечают, что индивидуальный настрой работников может играть решающую роль в формировании коллективной атмосферы:
• Личное влияние. У каждого сотрудника есть личные предпочтения, принципы, привычки, механизмы реакций. Кроме того, ежедневно у сотрудников возникают различные эмоции и чувства, меняется уровень тревожности. В комплексе все это влияет на межличностное взаимодействие и составляет эмоциональную базу внутриколлективных отношений.
• Коллективное влияние. Морально-психологическая атмосфера зависит от численного и социального состава коллектива. А также от того, какой стиль управления принят в организации, принципов планирования и вознаграждения сотрудников.
• Внешнее влияние. Нельзя недооценивать роль, которую в формировании психологического микроклимата играют физические факторы. Особенно санитарно-гигиенические условия труда. Плохая вентиляция, некомфортная температура, недостаточное освещение, высокий уровень шума, теснота — все это способствует накоплению у работника недовольства своей работой. В результате он не только хуже справляется с обязанностями, но еще и может сорваться на коллег или руководителей.
В зависимости от того, как комбинируются факторы влияния, в коллективе складывается благоприятный или неблагоприятный микроклимат.
Если социально-психологическая атмосфера благоприятная, сотрудники:
• настроены оптимистично;
• обладают достаточной энергией и креативом для плодотворной работы;
• охотно приходят на помощь коллегам, не опасаются просить помощи;
• конструктивно решают спорные вопросы;
• уверены в своей востребованности на работе;
• удовлетворены условиями труда;
• уважительно относятся друг к другу, помогают адаптироваться новичкам;
• обладают высокой личной ответственностью;
• не боятся признавать свои ошибки;
• в сложной ситуации объединяются, чтобы решить проблему сообща.
В неблагоприятном климате сотрудникам приходится сложнее, они:
• подавлены или пессимистично настроены;
• воспринимают коллег как соперников, часто конфликтуют;
• могут быть вовлечены в манипуляции или интриги;
• равнодушны к проблемам сослуживцев, не приходят на помощь;
• завидуют успеху коллег;
• не способны объединиться в критических ситуациях.
Все это обусловливает необходимость своевременной диагностики и коррекции социально-психологического климата в коллективе.
Личное желание каждого трудиться в комфортных условиях также играет важную роль. У педагогов должно быть сформировано умение и желание заботиться о своём физическом и психическом здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии.
Психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть, это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде.
Основные причины разрушения здоровья педагога:
• неумение противостоять стрессам;
• отсутствие навыка управления своими эмоциями;
• частое превышение своих психических возможностей;
• неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости,
• неспособность смеяться над жизненными неудачами.
В этом случае необходимо помочь педагогу:
• повысить уровень знаний по способам взаимодействия с различными категориями детей; осуществить индивидуальный подход в общении с детьми;
• развивать коммуникативные навыки, навыки выхода из конфликтных ситуаций;
• овладеть навыками управления стрессом;
• овладеть навыками релаксации, мышечного расслабления;
• овладеть дыхательными техниками;
• способствовать развитию психологической грамотности.
Совместная работа коллектива поможет наиболее успешно реализовать себя педагогам в поведении и деятельности, повысит психологическую компетентность педагогов, их самооценку, улучшение межличностных взаимодействий и конечно же способствует сохранению психического здоровья всех членов педагогического коллектива, а единые цели, искренняя любовь к детям, умение отрекаться перед работой от личных бытовых забот, понимание важности нашей профессии и умение вести себя соответственно помогут воспитать достойное эмоционально здоровое поколение.