Приложение МААМ

Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников

Ольга Сергеевна Гирина
Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников»

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования центральное место занимает обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Публикация «Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников» размещена в разделах

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности, осваиваются новые социальные отношения. Время посещения детского сада является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большой степени зависит от эмоционального здоровья ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие, которое способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Эмоциональное благополучие зависит от многих причин. Особо среди них можно выделить:

• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

• эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом (влияние педагога на развитие личности, психологический климат в детском коллективе, морально-психологический климат в педагогическом коллективе).

• обстановка в семье ребенка.

У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как страх, горе, гнев, стыд, отвращение. У них повышенная тревожность, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников.

Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию. Родители не всегда понимают возрастные особенности и потребности своего ребенка, и им на помощь приходит коллектив дошкольного учреждения.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами.

Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными особенностями, складом характеров, темпераментами. Специфической особенностью педагогического коллектива дошкольного учреждения является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

В дружном коллективе персонал ясно видит и осознает результаты своей деятельности, воспринимая ее как общее дело, а, следовательно, высока и удовлетворенность от проделанной работы, объединяющая людей.

Чем выше культура педагогического учреждения, тем сильнее то положительное влияние, которое она оказывает на подрастающее поколение. В настоящее время актуальна проблема сохранения традиций педагогической системы, нравственной чистоты педагогических кадров и уровня психологического климата педагогических коллективов.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. Климат в организации оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса. Психологическая атмосфера оказывает сильное влияние на коллектив, так как специфические особенности педагогической деятельности требует от педагогического коллектива постоянной сплоченности, эмоциональной и внутренней отдачи, инициативности и творческого подхода. Следовательно, от тех условий, факторов и методов гармонизации, воздействующих на благоприятный психологический климат в коллективе, зависят его особенности и благополучие.

Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для любого коллектива. Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать. Формирование психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, педагога-психолога, но и каждого члена коллектива.

Сплочение педагогов является одной из функций руководителя образовательного учреждения. Оно способствует оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров.

Так случается, что в педагогическом коллективе дошкольного учреждения есть проблемы именно с психологическим климатом. Для значительного числа педагогов характерны: эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Все то, что делает педагог, и даже то, как он выглядит – оказывает прямое влияние на развитие нашего будущего поколения.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поэтому можно с уверенностью сказать, что эмоциональная стабильность педагогов - залог спокойствия воспитанников.

Эксперты полагают, что улучшение социально-психологического климата трудового коллектива — это действенный способ избежать конфликтов среди персонала, снизить риск возникновения неврозов и психосоматических состояний.

Если говорить о том, из чего складывается рабочая атмосфера в организации, можно выделить три основные составляющие:

• Социальная. Объединяет все, что касается норм поведения, обязанностей и прав работника. А также то, насколько участники коллектива осознают цели и задачи: как индивидуальные, так и общие.

• Моральная. Большое значение имеют общепринятые в коллективе ценности, этические нормы.

• Психологическая. То, как складывается неофициальное общение в группе, во многом определяет психологическое состояние всего коллектива.

Психологи отмечают, что индивидуальный настрой работников может играть решающую роль в формировании коллективной атмосферы:

• Личное влияние. У каждого сотрудника есть личные предпочтения, принципы, привычки, механизмы реакций. Кроме того, ежедневно у сотрудников возникают различные эмоции и чувства, меняется уровень тревожности. В комплексе все это влияет на межличностное взаимодействие и составляет эмоциональную базу внутриколлективных отношений.

• Коллективное влияние. Морально-психологическая атмосфера зависит от численного и социального состава коллектива. А также от того, какой стиль управления принят в организации, принципов планирования и вознаграждения сотрудников.

• Внешнее влияние. Нельзя недооценивать роль, которую в формировании психологического микроклимата играют физические факторы. Особенно санитарно-гигиенические условия труда. Плохая вентиляция, некомфортная температура, недостаточное освещение, высокий уровень шума, теснота — все это способствует накоплению у работника недовольства своей работой. В результате он не только хуже справляется с обязанностями, но еще и может сорваться на коллег или руководителей.

В зависимости от того, как комбинируются факторы влияния, в коллективе складывается благоприятный или неблагоприятный микроклимат.

Если социально-психологическая атмосфера благоприятная, сотрудники:

• настроены оптимистично;

• обладают достаточной энергией и креативом для плодотворной работы;

• охотно приходят на помощь коллегам, не опасаются просить помощи;

• конструктивно решают спорные вопросы;

• уверены в своей востребованности на работе;

• удовлетворены условиями труда;

• уважительно относятся друг к другу, помогают адаптироваться новичкам;

• обладают высокой личной ответственностью;

• не боятся признавать свои ошибки;

• в сложной ситуации объединяются, чтобы решить проблему сообща.

В неблагоприятном климате сотрудникам приходится сложнее, они:

• подавлены или пессимистично настроены;

• воспринимают коллег как соперников, часто конфликтуют;

• могут быть вовлечены в манипуляции или интриги;

• равнодушны к проблемам сослуживцев, не приходят на помощь;

• завидуют успеху коллег;

• не способны объединиться в критических ситуациях.

Все это обусловливает необходимость своевременной диагностики и коррекции социально-психологического климата в коллективе.

Личное желание каждого трудиться в комфортных условиях также играет важную роль. У педагогов должно быть сформировано умение и желание заботиться о своём физическом и психическом здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии.

Психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть, это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде.

Основные причины разрушения здоровья педагога:

• неумение противостоять стрессам;

• отсутствие навыка управления своими эмоциями;

• частое превышение своих психических возможностей;

• неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости,

• неспособность смеяться над жизненными неудачами.

В этом случае необходимо помочь педагогу:

• повысить уровень знаний по способам взаимодействия с различными категориями детей; осуществить индивидуальный подход в общении с детьми;

• развивать коммуникативные навыки, навыки выхода из конфликтных ситуаций;

• овладеть навыками управления стрессом;

• овладеть навыками релаксации, мышечного расслабления;

• овладеть дыхательными техниками;

• способствовать развитию психологической грамотности.

Совместная работа коллектива поможет наиболее успешно реализовать себя педагогам в поведении и деятельности, повысит психологическую компетентность педагогов, их самооценку, улучшение межличностных взаимодействий и конечно же способствует сохранению психического здоровья всех членов педагогического коллектива, а единые цели, искренняя любовь к детям, умение отрекаться перед работой от личных бытовых забот, понимание важности нашей профессии и умение вести себя соответственно помогут воспитать достойное эмоционально здоровое поколение.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников»Фотоотчет «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников» Фотоотчет «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников». Правила дорожного движения — важная информация, которую должен.

Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой»Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.

Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей»Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка конечно здоровым, веселым и хорошо физически развитым. Наряду с заботой о чистоте его тела,.

План самообразования по теме «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников»План самообразования по теме «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников» План самообразования по теме «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольников». Цель: Сформировать у детей навыки безопасного.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 20:23
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе как основа эмоционального здоровья дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сергеевна Гирина (УИ 2197226) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД