МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»

Саюрова Наталья
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности

«Блокада Ленинграда» в подготовительной группе.

Воспитатель: Саюрова Н. В.

Цель:

- Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду;

Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах

- Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

- Познакомить детей с защитниками города во время войны;

- Познакомить детей с понятием блокада;

- Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады;

- Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования;

- Воспитывать у детей гордость, уважение к людям старшего поколения,к людям отстоявшим город, не сдавшим его врагу.

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие ”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественная литература”.

Оборудование: Мультимедийный проектор, аудиозаписи, награды «Блокада Ленинграда», блокадные карточки, иллюстрации, хлеб.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, работа с родителями.

Ход занятия:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками.

(звучит песня «Священная война»).

Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои.

Ребята, как вы думаете, кто защищал город? (ответы детей)

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала война линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря.

Ребята, как вы думаете, что такое блокада?(ответы детей)

Воспитатель: Фашисты не смогли взять штурмом Ленинград и началась блокада.

Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода

(Показ иллюстраций)

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду, решили взять его измором. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера.

Ладожское озеро -это «Дорога жизни». Если бы не эта ледовая дорога, то не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты.

Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах?

В каких условиях находились солдаты и шоферы? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. А также вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек.

Физкультминутка: «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом.

Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполные три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни, на Пискаревском кладбище у братских могил, горит Вечный огонь.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Воспитатель: Трудно было не только взрослым, но и детям. Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел в которых они бы не участвовали. Дети помогали взрослым тушить пожары, заливать зажигательные бомбы.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” -памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда

На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».

Мальчишкам и девчонкам Ленинграда

«Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий наш поклон.

Голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребята,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.»

Воспитатель: Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Минута молчания!

Презентация «Блокада Ленинграда» для дошкольников.

Воспитатель : Саюрова Н. В.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о тяжёлых страницах истории нашей Родины - о войне, а именно о блокаде Ленинграда. Сегодня день особенный, ребята, день памяти – торжественный, святой. 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда.

1 слайд: «Блокада Ленинграда» Петербург – один из красивейших городов мира. Но у этого города есть и другое имя – Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

2 слайд: Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, и продолжалась до 27 января 1944 года.

3 слайд: Во время блокады Ленинграда были большие потери среди солдатов, а также среди жителей. Большое количество жителей Ленинграда погибли от голода и холода. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной осадой в истории человечества.

4 слайд: Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом, они полностью окружили город. Из – за этого не было возможности подвоза продовольствия ни на машинах, ни на поездах. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города. Началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней.

5 слайд: Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город.

6 слайд : Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Город практически полностью был разрушен.

7 слайд: Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Наступила зима. В лютые морозы городской водопровод замёрз и за водой ходили на Неву и другие реки и каналы. Брали с собой ведёрки, кастрюльки, чайники, что могли унести, ведь сил у людей совсем не было.

8 слайд: Зима была морозная, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов, отопления, горячей воды не было. Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

9 слайд: Город был изолирован от большой земли. Оставался единственный путь, по которому могла осуществляться связь с городом – это Ладожское озеро. До поздней осени ходили баржи. Когда застыл лёд на Ладожском озере пошёл конно-санный обоз, чуть позже грузовые машины. Дорогу по льду назвали «Дорогой жизни».

Каждый рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала налёты. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы. Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу, она спасла тысячи жизней. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых

10 слайд: Жизнь в городе становилась всё труднее. Зима была голодная, холодная. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода. Люди погибали от голода и холода. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали.

11 слайд: Вот он кусочек блокадного хлеба-125 грамм.

12 слайд: Дети блокады, как они жили? Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми.

13 слайд: Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

14 слайд: А как ещё могли помочь взрослым дети? Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненым в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали.

15,16 слайд: 27 января 1944 года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. За город шли жестокие бои. За Родину солдаты воевали и в январе, разбив врага, кольцо блокадное прорвали.

17 слайд: В память о погибших во время блокады Ленинграда были установлены памятники.

Один из них «Цветок жизни». Каменная ромашка высотой 15 метров с 5-ю лепестками. «Пусть всегда будет солнце» — эти четыре слова из известной детской песни — на четырех лепестках «Цветка жизни». На пятом – улыбающееся юное лицо мальчугана.

18 слайд: Памятники детям блокадного Ленинграда. Памятники защитникам блокадного Ленинграда.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

19 слайд:

Мемориал «Разорванное кольцо» Две полукруглые арки символизируют разрыв блокадного кольца вокруг Ленинграда.

Монумент героическим защитникам Ленинграда был установлен 9 мая 1975 года.

20 слайд: Страшным символом блокадного Ленинграда стал дневник Тани Савичевой, которая вела дневник с самого начала блокады Ленинграда.

Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 по май 1942 года. В её дневнике всего 9 страниц, на 6 которых даты смерти близких людей -матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Самой девочки не стало 1 июля 1944 года. Она умерла от туберкулеза костей и дистрофии. Блокаду пережили только старшая сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

21 слайд: Отрывки из дневника Тани Савичевой были увековечены на гранитных стелах.

Кружился снег, а город наш бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима.

22 слайд: В годы блокады Ленинграда кошки защищали продовольствие и произведения искусства от посягательства крыс. Кошки своим теплом согревали своего хозяина. В ту зиму голодные горожане съели практически всё. Сначала с улиц города исчезли бродячие животные, а чуть позже пришла очередь и домашних. Уже весной 1942 года в Ленинграде не осталось кошек. Были выловлены голуби и вороны.

23 слайд: Отсутствие кошек привело к тому, что у ленинградцев появился ещё один враг. Началось нашествие крыс. Очевидцы вспоминали, что грызуны передвигались по городу большими колоннами. Когда они пересекали дороги, даже трамваи останавливались. Этот враг был организованный, умный и очень жестокий… И вот в апреле 1943 г. после открытия «Дороги жизни», в Ленинград из Ярославля прибыло четыре вагона дымчатых кошек-крысоловок, прозванных «Мяукающей дивизией». И это был верный стратегический манёвр – за хвостатыми спасителями выстраивались длинные очереди.

По инициативе горожан в 2000г. в Санкт-Петербурге на Малой Садовой были установлены памятники коту Елисею и кошке Василисе.

24 слайд: Конкурсная работа «Хвостатые герои Блокадного Ленинграда».

25 слайд: За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжёлой борьбы с немецко -фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января

1945 году был награждён орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почётное звание «Город –Герой».

26 слайд:

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

27 слайд: И мы с вами должны помнить какой ценой нам достался этот мир. Ведь если человек не знает и не ценит прошлое, у него нет и будущего.

Давайте почтим память всех погибших солдат и ленинградцев Минутой Молчания!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»Фотоотчет «Блокада Ленинграда» 27 января наш город Ленинград отмечает 76-ю годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Война для взрослого поколения – это очень.

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»Фотоотчет «Блокада Ленинграда» Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. 900 дней и 900 ночей люди держались мужественно.

Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады»Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады» Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время.

Фотоотчет о мероприятии «Блокада Ленинграда» в подготовительной группеФотоотчет о мероприятии «Блокада Ленинграда» в подготовительной группе В рамках проекта "Белые журавли" к 75-летию Победы над фашистской Германией в нашей группе № 1 Федерального Государственного бюджетного.

Фотоотчёт «Блокада Ленинграда»Фотоотчёт «Блокада Ленинграда» Блокада Ленинграда – одна из самых страшных и трагических страниц в истории нашей страны. Эти страшные события должны знать и помнить взрослые,.

Конспект занятия «Блокада Ленинграда» во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Блокада Ленинграда» Как детям сказать, Что такое война? Детям маленьким С глазками чистыми?.

Конспект познавательной беседы, посвященной памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город-фронт, была блокада»Конспект познавательной беседы, посвященной памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город-фронт, была блокада» Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном.

Проект в старшей группе «Блокада Ленинграда»Проект в старшей группе «Блокада Ленинграда» Иптышева Наталья Васильевна Тема проекта "Блокада Ленинграда" в старшей группе. Цел: Расширять представления детей о героическом подвиге.

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 12:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»» (включая файлы) размещена пользователем Саюрова Наталья (УИ 2510280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД