Получи документы

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)

Ирина Федореева
Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)

Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Публикация «Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Цель функционирования центра природы и экспериментирования: создание условий для познавательного развития дошкольников посредством организации работы в центре природы и экспериментирования.

Задачи:

- Развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание и т. д.) посредством наблюдения, опытно-экспериментальной деятельности.

- Формирование трудовых навыков по уходу за растениями.

- Обогащение представлений об окружающем мире, о природе родного края.

- Воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к окружающей природе.

Работа в центре природы и экспериментирования в подготовительной к школе группе организуется ежедневно.

В понедельник дети знакомятся или закрепляют названия постоянных обитателей центра – комнатных растений, наблюдают и ухаживают за ними. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми, они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: очищают и обогащают его кислородом. Обращаем внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают группу. Дополняем знания детей новыми сведениями об особенностях жизни и развития растений, их приспособленности к условиям среды. В нашем центре природы размещены растения из разных климатических зон, с разными циклами развития, требующие разных способов ухода. Так амариллис и глоксиния позволяют нам наблюдать сезонные изменения в жизни растения: зима - период покоя, полива нет. Кактусы разных видов (толстянка, хвория, шлюмбергер, требуют другого ухода. Знания детей о жизни этих растений на родине закрепили созданием макета «Пустыня».

В 2014-2015 учебном году был реализован проект «Мой зеленый друг», в ходе которого мы с детьми вели индивидуальные календари наблюдений. Дети выбирали или приносили из дома цветок, который им нравиться. Подписывали его («Зеленый друг Елены – Толстянка, ухаживали за ним, «дружили с ним», затем рассказывали про свой цветок и оценивали его состояние с помощью смайликов-эмоций.

Организуем коллективный труд «Забота о цветах», используя схемы потребностей растений в поливке, освещении и т. д. В центре размещен необходимый инвентарь: лейки, тазы, клеенка, фартучки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизаторы. В процессе трудовых действий дети знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. Как дежурства, так и коллективный труд ценны в воспитании у ребят взаимопомощи, каждый ребенок является участником общего дела, приучается выполнять данное ему поручение и доводить начатое дело до конца. Дети принимают участие в пересадке растений, моют поддоны, цветы.

Во второй половине дня проводим работу с детьми по изготовлению поделок из природного материала. При проведении данного вида работы мы не только сообщаем им дополнительные сведения о растениях, плодах, семенах, но и продолжаем формировать познавательный интерес, стремление проникнуть в тайны природы. Ребятам представляется самостоятельность в подборе материала для создания поделок, воплощения замысла.

Во вторник осуществляется работа в круглогодичном «Саде-огороде на окне». В сентябре переносим с участка цветы для дальнейшего цветения и наблюдения за ним. В декабре - феврале помещаем в центре природы веточки березы, рябины. Весной работа по выращиванию растений связывается с заботой о людях, стремлением доставить им радость (выращивание черенков бальзамина к 8 Марта, пера лука для салатов, супа, рассады для оформления клумбы). Дети осуществляют не только посадку растений (лук, огурцы, салат, перцы, ухаживают за ними, но и экспериментируют (создают для растений разные условия прорастания). Проводят наблюдения с фиксацией результатов в дневнике наблюдений, что позволяет детям проследить весь процесс роста растения и сделать вывод по условиям произрастания. Организуя эксперимент, совместно с детьми ставим проблемные вопросы: «За сколько дней прорастут растения?», «Какой овощ быстрее даст отростки?», «Где ростки появятся быстрее в земле или воде?».

В среду проводим эксперименты с водой, песком, снегом, металлом, магнитами и т. д. Дети учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Самостоятельные игры с песком и водой, элементарные эксперименты дети проводят в туалетной комнате, где для этого созданы специальные условия.

В четверг организуем путешествие по карте Иркутской области, что позволяет сформировать любовь к Родине, чувство патриотизма. В центре природы выделено место для регионального центра, где мы можем ознакомиться с народами нашего края, национальностями и их традициями, обычаями и, конечно же, природой и животными Сибири. Житель данного центра Лесовичок, помогает нам путешествовать по родному краю, поддерживает интерес детей. Также в данном центре размещены : макет «Жители Прибайкалья», коллекция «Камни и минералы Иркутской области», «Животные Сибири», «Насекомые» и др. Наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Дети с удовольствием рассматривают: глобус, географический атлас, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, карту Иркутской области, Байкала. Здесь же размещены альбомы разной тематики природоведческого содержания, гербарий, познавательная литература и фотографии о мире животных и растений, о Байкале, о тайге и её обитателях, об Усолье. Вниманию детей представлены дидактические игры, настольно – печатные игры «Три корзинки», «Кто у кого», «Угадай, кто я» и другие.

В пятницу - решение проблемных ситуаций, познавательные беседы, составление рассказов природоведческого содержания с помощью моделей. В апреле 2016 г. с помощью моделей вместе с детьми изготовили книжку-самоделку «Правила поведения в природе».

Ежедневно на прогулке организуем наблюдение окружающей действительности, природных явлений и объектов. По возвращению с прогулки дети самостоятельно (по выбору или назначаем ответственных) фиксируют в календарях природы свои наблюдения. Календарь наблюдения за птицами («Синичкин календарь») способствует обогащению знаний детей о поведении и жизни птиц в разные сезоны.

Таким образом, систематичная и последовательная работа в центре природы с дошкольниками способствует их познавательному развитию, формированию трудовых навыков по уходу за растениями, обогащению представлений о природе родного края, закладыванию предпосылок экологического сознания.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение.

Из опыта работы «Игра как средство развития речи детей» Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад №2 Пашковой Светланы Алексеевны– воспитатель первой квалификационной категории «Игра как средство.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников» Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Мини-музеи как средство познавательного развития младших дошкольниковМини-музеи как средство познавательного развития младших дошкольников Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев,.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Ознакомление с ПДД как средство охраны здоровья и познавательного развития дошкольников. Безопасности дорожного движения в нашей стране уделяется все больше внимания. К сожалению, в силу разных причин: увеличение плотности автомобильного.

Сообщение из опыта работы «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей» Для правильного и гармоничного развития ребенка необходимо строить воспитательный процесс на целом ряде методик. Например, конструирование.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы) В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 06:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД