Лучший педагог года

Конспект ООД «Центр экспериментирования»

Анастасия Багрова
Конспект ООД «Центр экспериментирования»

Авторы:Багрова Анастасия Николаевна,

МОУ Детского сада № 361

Гвоздева Ольга Витальевна,

воспитатель МОУ Детского сада № 361

Пояснительная записка

«Прежде чем давать знания, надо научить думать,

воспринимать, наблюдать».

В. Сухомлинский

Актуальность проблемы

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, сотрудничеством и сотворчеством.

Публикация «Конспект ООД „Центр экспериментирования“» размещена в разделах

Исследованием детского экспериментирования занимались многие ученые: Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г. В. Уродовских, Н. Е. Веракса, Е. В. Бодрова, И. С. Фрейдкин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, А. Н. Поддьяков, Н. Н. Совгир, Д. Б. Эльконин и многие другие. Мы разделяем мнение авторов о том, что основой экспериментирования является исследовательская активность самого ребенка. А успешность экспериментирования зависит от создания правильной предметной развивающей среды и организации совместной деятельности педагога и детей.

Под развивающей предметно-пространственной средой мы понимаем естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей нашей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Принципы построения предметно-пространственной среды (в соответствии с ФГОС ДО).

При создании центра экспериментирования в нашей группе в основу легли следующие принципы:

1. Информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

2. Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

3. Полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

4. Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

5. Трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Научные и методические источники:

1. Закон273-ФЗ “Об образовании в РФ”

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от 15.05.2013 № 26.

3. ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 № 30384).

4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 – 2007.

5. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

6. Бабаева Т. И., Киреева О. В. Условия развития исследовательского опыта старших дошкольников в детском саду.

7. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

8. Дыбина О. В., Рахманов Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом – М. : ТЦ Сфера, 2010.

9. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

10. Тугушева Г. П. ,Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Характеристика деятельности педагогов и детей

в созданной предметно-развивающей среде:

Создавая Центр экспериментирования в группе, мы учитывали особенности наших детей:

• возраст дошкольников,

• уровень их развития,

• склонности, способности, интересы,

• гендерный состав,

• личностные особенности.

Задачи Центра экспериментирования:

1. развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение)

2. формирование умений комплексно обследовать предмет.

В Центре экспериментирования выделены:

1. место для постоянной выставки, где размещают музеи, коллекции;

2. место для хранения материалов: природного, бросового;

3. место для проведения опытов;

4. место для хранения песка, опилок, пенопласта, воды, стружек и т. д.

Центр экспериментирования содержит:

• теоретический материал распределенный по разделам: «Воздух», «Вода», «Звук», «Магнит», «Свет», «Стекло», «Растения», «Человек»

• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов, размера и формы;

• природные материалы;

• утилизированный материал: проволока, фольга, кусочки меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты и т. д.

• разные виды бумаги: картон, копировальная, наждачная и т. д.

• красители пищевые и непищевые;

• медицинские принадлежности: пипетки, шприцы без игл, резиновые груши и т. д.

• прочие материалы: зеркала, крупы, мука, сахар, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д.

• карточки-схемы проведения опытов (пишут на плотной бумаге и ламинируют;

• детские халаты, фартуки, полотенца, салфетки, перчатки и т. д.

На видном месте в каждом разделе обязательно вывешиваем правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываем условные обозначения.

Материал, находящийся в центре экспериментирования соответствует среднему уровню развития детей. Имеются материалы и оборудование для проведения более сложных опытов, рассчитанных на одаренных детей.

Совместную деятельность педагога и детей проводим в несколько этапов:

На первом этапе побуждаем детей:

• внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное;

• активно наблюдать не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы;

• вызывать потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

На втором этапе создаем условия, способствующие развитию умения задавать вопросы исследовательского характера. Наиболее активно экспериментирование проводим на прогулках. Зимой наблюдаем, что произойдет с водой, если ее залить в формочки и оставить на морозе. (см. Приложение)

На третьем этапе организовываем деятельность таким образом, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, и в соответствии с этим организовывать свою деятельность.

Успешность третьего этапа зависит от правильной организации педагога, взрослый может в нем участвовать косвенно, создавая благоприятные условия для детского экспериментирования. Большое значение в этом процессе имеет создание оптимальной развивающей среды, а также собственная исследовательская активность детей.

Памятка для педагога, организующего опытно-экспериментальную деятельность:

1. Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов;

2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения;

3. Воспитывать веру ребенка в свои силы;

4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца;

5. Заканчивать обсуждение по решению проблемы до появления признаков потери интереса у детей;

6. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать оставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму»

Китайская пословица.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь она дает возможность самому найти ответы на вопросы, как и почему. Творчество в экспериментировании обуславливает формирование новых способностей у детей. Развивает мыслительный операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

Ожидаемые результаты: творческое саморазвитие личности ребенка-дошкольника на основе познавательно-творческой активности в центре экспериментирование. В такой предметной среде ребенок сам проявляет заинтересованность и активность, а значит и педагогический процесс будет целостным и эффективным.

Публикации по теме:

Центр экспериментирования и природы в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования и природы в старшей группе детского сада «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Детство – страна удивительная. Каждый ребёнок представляет собой.

Центр живой и неживой природы и экспериментирования «Забавы умного червяка» в первой разновозрастной группеЦентр живой и неживой природы и экспериментирования «Забавы умного червяка» в первой разновозрастной группе Оформление уголка природы и экспериментирования 1-й разновозрастной группе Рабочий сектор 1.1.1 «Забавы умного червяка» – центр экспериментирования.

Конспект ООД с элементами экспериментирования «Что такое воздух?» Конспект ООД с элементами экспериментирования (старшая группа) «Что такое воздух?» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №1.

Конспект ООД с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» Предмет: интеграция образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, речевой.

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес». Центр двигательной деятельности Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие» Развивать.

Конспект занятия «Овощи» для детей раннего возраста, посещающих Центр игровой поддержки ребенка Цели:1. Познакомить детей с овощами; 2. Развивать пассивный и активный словарь по теме «Овощи»; 3. Продолжать учить детей различать и называть.

Конспект занятия «У ежика в гостях» для детей раннего возраста, посещающих Центр игровой поддержки ребенка Задачи:• создание атмосферы эмоциональной безопасности; • снятие эмоционального и мышечного напряжения; • снижение импульсивности, повышенной.

Конспект занятия «Зайка-побегайка» для детей раннего возраста, посещающих Центр игровой поддержки ребенка Задачи: • создать благоприятную психологическую обстановку в группе; • привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период.

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду» Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,.

Конспект экскурсии в городской центр культуры Цель экскурсии: продолжать знакомство детей с общественными зданиями города. Задачи: Познакомить детей с трудом работников Г. Ц. К Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Центр экспериментирования»
Опубликовано: 27 января 2019 в 19:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД