Приложение МААМ

«Чарующий мир природы в рисунках детей»

Ирина Агафонова
«Чарующий мир природы в рисунках детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Красота-это радость нашей жизни.

Человек стал человеком,

потому что увидел глубину

лазурного неба, мерцание звёзд,

розовый разлив вечерней

зари, прозрачную дымку степных

просторов, багровый закат

перед весенним днём.

Остановись и ты в изумлении

перед красотой-и в твоём

сердце расцветёт благородство.»

В. Сухомлинский

Публикация «„Чарующий мир природы в рисунках детей“» размещена в разделах

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный, разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представления. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия по рисованию учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства,способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Рисование помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Рисование не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество. Природа же пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Я считаю, что ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными.

Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых систематических наблюдений. На прогулках обращаю внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.

Большое значение придаю художественному слову в эстетическом воспитании детей, т. к. литература развивает эстетический вкус дошкольников, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт.

Когда знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или картина природы, то одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

Наши дети очень любят сказки, рассказы, стихи. У нас в группе имеется целая подборка художественного слова: стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок по временам года в т. ч. папки-передвижки. Материал для этого подбирали доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Я считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень. Она всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. На одном из занятий мы рассматривали репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» : «Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега,красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен. Осень-праздник красоты. И немного грустный:ведь красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан.»Этот рассказ помог каждому ребёнку глубже воспринять картину и вложить в свою работу «Золотая осень» собственные мысли и чувства. Здесь же обращаю внимание на цвет природных объектов, например, неба. Выясняем,что небо бывает разного цвета,это зависит от погоды, времени сенний воздух свеж и прозрачен. Осень-праздник красоты. И немного грустный:ведь красота прощания. Такой увидел осень художник Левитан.»Этот рассказ помог каждому ребёнку глубже воспринять картину и вложить в свою работу «Золотая осень» собственные мысли и чувства. Здесь же обращаю внимание на цвет природных объектов, например, неба. Выясняем,что небо бывает разного цвета,это зависит от погоды, времени суток, освещения. Оно бывает хмурое, пасмурное, тревожное, радостное, безоблачное, светлое и т. д.) На прогулке замечаем,что в воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. С собранными листьями играли («Найди такой же по цвету и форме», «С какого дерева листок?», составляли из листьев красивые букеты, композиции (например, осенний лес, где листья изображали деревья). Во время рисования напоминала детям, чтобы они брали краски разных цветов, тогда действительно деревья будут в ярком осеннем наряде. Дети любовались своими картинами «Золотая осень»,«Ветка рябины».

Свою работу строю так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращаю внимание на снег, какого он цвета? Первый снег чистый, белый, пушистый; старый же — слоистый, слежавшийся,его обдували ветры и подтачивали оттепели. Отмечаем,что снег может быть сероватым и голубым, розовым и золотистым и даже разноцветным, убедиться в этом нам помогали репродукции картин разных художников: Грабаря, Левитана,Юона. Так же мы наблюдали,как снег покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображали при рисовании на темы «Зима в лесу», «Зимнее дерево».

Ещё на занятии рассматривали репродукцию картины И. Шишкина «Зимний лес», обращая внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле. Здесь же прочитала детям строчки из стихотворения И. Сурикова «Зима» :

«Зимний лес, что шапкой

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно».

Восприятие художественного образа в картине И. Шишкина и слушание стихотворения помогли детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес. Когда все рисунки расположили на доску, они образовали общую картину. Дети с интересом рассматривали их и находили новые детали: «Вот там я вижу следы на снегу, наверное, зайчик пробегал» заметил Илья, «А вот под этим деревом, наверное, в берлоге спит медведь» озвучили Андрей и Миша, «А здесь большие следы, это волк пробегал»,сказал Антон.

Предлагались и другие варианты картин зимней природы, которые дети изображали после чтения строчек из стихотворения И. Сурикова:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело»

При рисовании берёзы использовали такие строчки из стихотворения «Берёза» С. Есенина:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром».

В процессе таких занятий разговариваем с детьми,как можно нарисовать зиму, после чего они сами выбирают сюжет и рисуют.

Рисовали и «Морозные узоры» на окне, и «Снежинки», красногрудого «Снегиря», и видели,как «Сорока оглянулась»,выполняли штриховку «Воробья».

Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, первые весенние цветы (мимозы,тюльпаны,нарциссы,подснежники и т. д. - «Цветы в вазе»).В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой обращаю внимание детей. Например, увидев ромашки с нежными белыми лепестками, дети ещё лучше изобразят эти цвета, услышав стихотворение М. Познанской:

«На лугу, у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке –

Белый, с жёлтеньким глазком.

Я цветы сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

В этом стихотворении выражена любовь поэта к первым летним цветам. Читая стихи, интонацией голоса выражаем эмоциональное отношение к этому образу.

Рисование красками чередуем с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами (восковыми мелками,пастелью,сангиной). Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия природного мира, а экспериментирование с различными материалами даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно- выразительные средства в рисунке.

Поощряем самостоятельное рассматривание детьми картин, иллюстраций, наблюдение явлений и объектов природы, а также показ детьми друг другу некоторых приёмов изображения (например, Анисья, рассказала и показала,что если наложить на лист бумаги несколько цветов гуашевых или акварельных красок друг на друга и сложить лист пополам,то можно получить цветок или очень красивую бабочку).

Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отводим свободной самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы соответствующие условия. В свободное время дети выбирают самостоятельно художественные материалы и рисуют.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности. Рисуя, дети стремятся к отражению лишь характерных, на их взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, они стремятся уже выделить старые и молодые ели, большие и маленькие, разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои веток, разное строение и окраску ствола, композиция чаще стала иметь многоплановый характер, предметы располагаются «ближе - дальше».Происходит индивидуализация в деталях (стала встречаться чаще в детских рисунках).

Когда дети выбираются на природу,то наблюдают не только за сезонными изменениями в природе, но и стали замечать некоторые особенности («Видели дерево, похожее на Бабу Ягу», «А звёзды на небе переливаются разноцветными огоньками», «Луна мне улыбалась»).

Сейчас уже на занятиях ребята научились работать разными материалами, в разной технике,они стали проявлять волевое усилие, целеустремлённость, заинтересованность, так как хотят выполнить работы на новом качественном уровне. Совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментируют, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков).

Таким образом, можно сделать вывод, что эстетические чувства закладываются день за днём с дошкольного возраста, а воспитание их через познание природы,способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество. Рисование воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Вся красота заката»Фоторепортаж «Вся красота заката» Как я уже говорила одно из моих хобби это фотография. Я очень люблю закат. Когда приезжаю к маме в деревню обязательно его фотографирую, он.

«Осенние фантазии». (П. Д. О. по изобразительной деятельности Торрес Лабрада Елена Владимировна)«Осенние фантазии». (П. Д. О. по изобразительной деятельности Торрес Лабрада Елена Владимировна) Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому – что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чарующий мир природы в рисунках детей»
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 20:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чарующий мир природы в рисунках детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Агафонова (УИ 84367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД