Получи документы

Методическая разработка «Через музыку к здоровью»

Cветлана Воронина
Методическая разработка «Через музыку к здоровью»

Методическая разработка

«Через музыку к здоровью»

Составитель:

Воронина Светлана Витальевна

музыкальный руководитель

1-я квалификационная категория

г. Коломна

Сейчас, в условиях современной жизни, оздоровление детей - одна из самых важных задач всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Ведь здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Публикация «Методическая разработка „Через музыку к здоровью“» размещена в разделах

Педагогам необходимо находить новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создавать благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занимаясь музыкальным воспитанием детей, вовлекаю их в мир музыки, раскрывая творческий потенциал, основой для которого является здоровьесбережение.

Я с удовольствием использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, стараюсь разнообразить привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность детей, с пользой для здоровья. Каждое занятие я начинаю с валеологической песни - распевки, которая даёт позитивный настрой ребятам на весь день.

Валеологическая распевка 1

(на мелодию русской народной песни «Ах вы сени»)

С добрым утром, просыпайтесь, - поворачиваются друг к другу

Просыпайтесь поскорей! - разводят руки в стороны

Солнце в небе засияет - покачивают руками вверху

Станет деткам веселей! - хлопки в ладоши

Мы погладим нежно лобик - движения по тексту.

Щечки, носик разотрем

Подрастаем как цветочки - вращают кисти рук

Хорошеем с каждым днём! - движение «пружинка»

Руки мы вперед потянем - движения по тексту.

И похлопаем слегка

Улыбаемся друг другу - повороты друг к другу

Будь здорова, детвора!! (улыбаясь) - хлопки в ладоши над головой.

Раcпевка 2

(На мелодию русской народной песни «Во саду ли в огороде»)

На полянке между кочек - дети сидят на корточках,

От травы зеленых, сжавшись в комочек

Потянулся вверх цветочек - медленно поднимаются

Хрупкий, несмышленый.

Задрожал цветок от ветра - «дрожат»

И листочки верх поднял - покачивают руками вверху

А потом росой умылся - «умываются»

Еще ярче засверкал. - разводят руки в стороны

Здравствуй, солнышко лесное! - хлопают

Здравствуй-здравствуй детвора! - гладят по голове

Подрастаем как цветочки, - вращают кисти рук

Крикнем солнышку-Ура! - хлопают над головой.

Слушание музыки и разучивание текстов песен стараюсь сочетать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Например игровой массаж «Зайка», который использую на музыкальных занятиях в сочетании со слушанием музыки (см. ниже) .

Приемы такого массажа чрезвычайно полезны детям. Делая самомассаж, определенной части тела, ребенок воздействует таким образом на весь организм в целом, а полная уверенность, что он делает что-то прекрасное, развивает позитивное отношение к собственному телу. А самое важное -повышает защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Игровой массаж для тела «Зайка»

Зайка белый прибежал - дети легко постукивают пальцами

И по снегу прыгать стал. по ступням ног

Прыг-скок, прыг-скок!

Непоседа наш дружок.

В барабанчик заиграл - дети шлепают по коленям

Бум-бум, бам- бам! ладошками

А в лесу такой мороз - хлопают по плечам

Зайка наш совсем замёрз.

Лапками- хлоп, хлоп, - хлопают в ладоши

Ножками- топ, топ - топают

Носик трёт, трёт, трёт - поглаживают крылья носа

Ушки мнёт, мнёт, мнёт - пощипывают ушки

Выше, выше прыгай зайка - выполняют легкие прыжки

Смелый зайка- попрыгайка!

Перед пением песен на музыкальных занятиях, я занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, а также фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Что очень важно для профилактики простудных заболеваний. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и лечебное воздействие. Поскольку способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

Основные задачи при использовании дыхательных упражнений:

• укреплять физиологическое дыхание детей (без речи)

• формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох-длинный выдох)

• тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительный вдох.

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз - вдох через нос, шумный выдох в ладошку,

Заморозил наш нос. которой прикрыто лицо

Носик погреем,

Подышим скорее.

Отогрели нос, - глубокий вдох через нос,

А подбородок замерз. втянуть нижнюю губу под верхнюю,

длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем - выдох на ладошке, произнося слог «фа».

Дышим веселее!

Чтоб не мерзли ножки - дети выполняют приседания с выдохом,

Попляшем немножко! - произнося слог «ух».

Артикуляционная гимнастика «Котик-рыжик»

Котик рыжик стал скучать - дети зевают

Не с кем дома поиграть.

Рыжик лапки причесал, - «протаскивают» язык между зубами вперед-назад

Язычком их облизал, - облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся - сильно высовывают язык то вправо, то влево

И, конечно, улыбнулся. - улыбютаюся.

К хомячку он подбежал - надувают щёки

Со слоненком поиграл, - вытягивают губы «трубочкой»

На лошадке прокатился - цокают языком

Вот как рыжик веселился! - хлопают в ладоши

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

Лягушка с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала. - дети зевают.

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения, глотание

Да водички поглотала.

Ротик растянула - широко растягивают губы в улыбке

Солнцу улыбнулась

Губки потянула - вытягивают губы «трубочкой»

Снова улыбнулась - растягивают губы в улыбке

Широко открыла рот - широко открывают рот

Песню звонко запоет!

Ква-ква-ква! - произносят звуки отрывисто и громко

В сочетании с музыкально-ритмическими движениями успешно применяю речевые игры. Использование речевых игр позволяет детям с самого раннего возраста овладеть всем комплексом выразительных средств музыки.

Речевые игры и упражнения могут сопровождаться движением, звучащими жестами. Также можно использовать детские музыкальные инструменты.

Часто мною используется ритмодекламация. Это ритмичное произношение текста на фоне звучащей музыки. Подбираю музыку в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка и содержанием текста. Понятно, что образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры со звучащими жестами.

Игра 2. Листопад

Осень, осень! Листопад! - ритмичные хлопки

Лес осенний конопат. - щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат - трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят! - качают руками

Игра 1. Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра - хлопки чередуются со шлепками по коленям

Веселится детвора! - легкие прыжки на месте

Шлеп по лужам, шлёп-шлёп. - притопы

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. - хлопки

Дождик, нас не поливай, - грозят пальцем

А скорее догоняй! - «убегают от дождика»

В своей деятельности успешно использую музыкотерапию. На музыкальных занятиях стараюсь сочетать ее с танцевальной импровизацией. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Использую как активную так и пассивную форму. В активной форме дети осуществляют двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словестный комментарий. В пассивной- дети прослушивают музыку специально. Рекомендую всем педагогам уделить внимание не только использованию музыкотерапии в НОД, но и рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна.

Для этого лучше использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении 3-4 недель, чтобы у малышей выработался рефлекс просыпания. Кроме того, можно использовать комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.

Упражнение для пробуждения «Просыпайтесь глазки!»

Просыпайтесь, глазки! - дети лежат на спине,

Глазки все проснулись? - легко поглаживают закрытые глаза.

Просыпайтесь, ушки - растирают уши ладошками

Ушки все проснулись? .

Просыпайтесь, ручки - растирают руки

Ручки все проснулись? - от кисти до плеча.

Просыпайтесь, ножки - стучат пяточками по кровати

Ножки все проснулись?

Просыпайтесь, ребятки - поглаживают животик

Потянитесь в кроватке! - потягиваются

Надеюсь, что данные упражнения станут полезными в педагогической деятельности коллег. Благодаря здоровьесберегающим технологиям, мы можем повышать адаптивные возможности детского организма, укреплять здоровье детей. Ведь наша задача- создать условия для сохранения и укрепления здоровья, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка. Бесспорно, что музыкально-оздоровительная работа в ДОУ должна быть направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Так давайте дадим возможность нашим детям, оздоравливаясь, познать мир музыки. Пусть музыка и здоровью шагают вместе, крепко держась за руки!

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих.

Консультация «К здоровью через экологию» Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце.

Методическая разработка «Бизиборд»Методическая разработка «Бизиборд» Ознакомившись с методикой Монтессори захотелось создать одно из пособий предлагаемых ею. Это бизиборд. Итальянский педагог и учёный Мария.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка для музыкального воспитания младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора. Автор: Белицкая Татьяна.

Методическая разработка на тему «Наука через искусство»Методическая разработка на тему «Наука через искусство» Методическая разработка на тему «Наука через искусство». Воспитатель первой категории Поплевина Л. Н. МБДОУ № 87 «Улыбка».г. Улан-Удэ Октябрь.

Методическая разработка плана самообразования «Развитие речи дошкольников через русский фольклор» (средняя группа) План самообразования "Развитие речи дошкольников через русский народный фольклор". Средняя группа. План работы по теме самообразования 1.

Методическая разработка проекта «К здоровью семьи через детский сад» ПРОЕКТ «К ЗДОРОВЬЮ СЕМЬИ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ САД» В настоящее время жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых наиболее актуальной.

Методическая разработка проекта «Развитие речи детей средней группы через театрально-игровую деятельность» Актуальность. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте,слушая сказку, дети внутренне.

Методическая разработка «Развитие детской художественной одарённости через нетрадиционные технологии» Пояснительная записка. Формирование творческой личности - актуальная проблема современной педагогической практики. «Развитие детской художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Через музыку к здоровью»
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 17:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД