Наталья Планина
Проект «С книгой по дорогам детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад№11 «Машенька»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«С книгой по дорогам детства»
Группа «Пчёлка»
(Старший дошкольный возраст 5 - 6 лет)
ВИД ПРОЕКТА : долгосрочный,
информационно-практический,
коллективный
АВТОР:
Планина Наталья Васильевна
- воспитатель
2015 г.
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В. А. Сухомлинский
Условия создания проекта
Публикация «Проект „С книгой по дорогам детства“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В настоящее время в нашей группе ведётся работа по приобщению детей к чтению художественной литературы. В группе создан книжный Центр, в котором мы планируем представить разнообразную детскую литературу в соответствии с рекомендациями программы, интересами детей. Имеются портреты детских писателей, художников- иллюстраторов детской книги, подборки иллюстраций к детским произведениям, книжки – малышки для самостоятельного чтения.
Планируем подобрать детские периодические издания по интересам детей, составить каталоги имеющейся литературы.
Наряду с литературным в группе имеется Центр театрализации, который тоже постепенно оснащается всем необходимым для драматизации знакомых произведений. В методическом кабинете имеется фонд детской литературы, разнообразной по жанрам и возрастному предназначению.
Актуальность выбранной темы.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?»
Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании.
И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.
Приобщение дошкольников к художественной литературе через Литературный центр является одной из важнейших воспитательных задач. При этом перед педагогами ставится цель: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг посредством решения образовательных и воспитательных задач:
Образовательные Воспитательные
-развитие литературной речи
-формирование целостной картины мира
-передача детям знаний о поэзии, прозе, авторах детских художественных произведений
-формирование первичных ценностных представлений
-приобщение к словесному искусству
-развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Успешное решение этих задач невозможно без создания комплексной системы работы, включающей в себя не только образовательную и воспитательную деятельность непосредственно с детьми в рамках реализуемой программы дошкольного образования, но и различные формы взаимодействия с родительской общественностью и с социокультурными институтами.
Проблема
проблема цель
Падение интереса и потребности в чтении художественной литературы дошкольников старшего возраста Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы через работу Литературного центра
причины задачи
• Не достаточно материалов
• в Литературном центре.
• Мало внимания уделяют родители домашнему чтению Оснащение центра Литературы в пространстве группы
Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.
Несмотря на большую педагогическую работу, проводимую воспитателями с детьми в целях воспитания интереса и потребности в чтении художественной литературы, проведенные в группе исследования выявили следующую картину.
Из опроса детей старшего дошкольного возраста и анкетирования родителей (в опросе участвовало 14 детей, в анкетировании - 14 семей детей от 5 до 6 лет) :
-93% семей имеют дома книжный уголок для ребенка;
- 45% читают ребенку ежедневно на ночь;
- 55% родителей проще занять ребенка электронными играми, просмотром видео или телевизионных передач, чем почитать ему книгу. Объясняют недостатком свободного времени;
-50% редко приобретают книги ребенку; 12% - 1 раз в месяц; 9% - 1 раз в 2-3 месяца;
93% семей не посещают библиотеки.
Из опроса детей:
- 76% предпочтут книге интересную компьютерную игру;
- 60% предпочитают посмотреть телевизионную передачу, мультфильм или художественный фильм, чем послушать (почитать) книгу;
-53% предпочтут прогулку на улице, игры со сверстниками.
Из вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что необходим поиск новых форм и методов работы по приобщению детей к художественной литературе.
Вид проекта : долгосрочный, информационно-практический
Срок реализации проекта : 2015-2016г
Участники проекта : педагоги группы «Пчёлка», дети 5-6 лет, родители.
Цель проекта : Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.
Задачи проекта :
1. Создание и оснащение Центра литературы в пространстве группы.
2. Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.
3. Организация сотрудничества участников проекта с детской библиотекой №30.
4. Создание методического обеспечения, отбор оптимальных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию интереса и потребности к чтению (восприятию) книг.
5. Пропаганда педагогических знаний по рассматриваемой проблеме в рамках учреждения, в сети интернет.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта будет способствовать совершенствованию педагогической компетенции воспитателей и родителей группы в вопросах приобщения дошкольников к чтению художественной литературы, формированию у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, формированию нравственных идеалов, духовного мира, целостной картины мира, обогащению и совершенствованию речи.
Проектные действия :
1. Создание творческой группы по реализации проекта.
2. Изучение, систематизация передового педагогического опыта по рассматриваемой проблеме.
3. Создание банка идей и отбор форм работы по оптимизации педагогической деятельности по реализации задач образовательных областей «Познание», «Развитие речи», «Чтение художественной литературы».
4. Создание методического обеспечения.
5. Практическая деятельность по спроектированной системе работы.
6. Промежуточный и итоговый мониторинг результативности.
7. Презентация реализованного проекта на уровне МБДОУ, в сети интернет.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(Октябрь – ноябрь2015 год)
Обновить развивающую среду (оформить Литературный центр)
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Провести анкетирование родителей.
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
Провести диагностику сформированности интереса к чтению художественной литературы.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
(Декабрь 2015г. – апрель 2016г.)
Реализовать перспективное планирование по оснащению Центра литературы, приобщению детей к художественной литературе в образовательную деятельность и режимные моменты.
Внедрить новые формы работы с детьми.
Осуществить работу по перспективному плану взаимодействия с родителями.
Провести консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к чтению художественной литературы.
Провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(Май – июнь 2016года)
Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
Обработать результаты реализации проекта.
Оформить методические рекомендации «Семейное чтение как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Провести презентацию проекта в рамках конкурса «Лучший образовательный проект»
Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
ОФОРМЛЕНИЕ ЦЕНТРА ЛИТЕРАТУРЫ (ЦЕНТРА ГРАМОТНОСТИ И ПИСЬМА)
Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь.
Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Важно понять: чтобы осмысленно построить программу по развитию речи, нужно осознать, что освоение языка – это естественный, хотя и сложный процесс. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.
Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.
Влияние на развитие
Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:
• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий
• развитию диалогической и связной речи
• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования
• развитию звуковой культуры речи
• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи
• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСНАЩЕНИЮ ЦЕНТРА ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В наличии Планируется
Недостаточный фонд детской художественной литературы Оснащение Центра художественной литературой, открытками, фотографиями на различные темы.
Карточки читателей для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» Пополнить Центр атрибутами к сюжетно-ролевой игре «Библиотека» (карточки читателей, каталоги книг)
Недостаточно детской периодики Ввести в круг чтения детскую периодику.
Недостаточно фотографий детских писателей Пополнять Центр фотографиями детских поэтов и писателей.
Имеются книжки-малышки по русским народным сказкам Привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, книжек-малышек; использовать их в процессе группового чтения
Создана детская аудио библиотека (русские народные сказки) Пополнять детскую аудио библиотеку для слушания литературных текстов в звукозаписи
В группе нет читательских традиций Ввести традицию группы «Книжное дерево» (оформить макет)
Не прослеживаются читательские пристрастия Оформить Экран читателя (весёлый смайлик-читают в семье; грустный-не читают)
Неполный рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста
Отсутствие Памятки для родителей «Организация чтения художественной литературы»
Создание Памятки для родителей «Организация чтения художественной литературы»
Недостаточно высказываний писателей о ценности семейного чтения Высказывания писателей о ценности семейного чтения
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПЕДАГОГИ – ДЕТИ – РОДИТЕЛИ
№ п/п Содержание Сроки Ответственные
1. План для воспитателей
1.1
1.2.
1.3 Родительское собрание «Как организовать домашнее чтение»
Оснащение Центра литературы в группе «Пчёлка»
Ввести традиции группы «Книжное дерево», «Книга напрокат», «Книга в гости» Октябрь
Январь
ноябрь воспитатели
воспитатели
1.4. Выставка-презентация «Круг чтения наших детей» февраль воспитатели
1.5. Книжная выставка детской литературы в группе «Кузя свой ларец открыл — новой книжкой удивил» постоянно воспитатели
1.6 Принять участие в мероприятиях, проводимых городской детской библиотекой №30 постоянно воспитатели
2. Работа с детьми
2.1. Конкурс чтецов «Волшебная флейта поэзии» :
— «Слово доброе о маме» (к дню Матери)
— «Российский солдат» (посвященный 23 февраля)
— «Озорные стихи» (к Дню юмора и смеха)
ноябрь
февраль
апрель воспитатели
2.2. Выставка рисунков:
«Краски прочитанной книги»
«Юные иллюстраторы детских книг» (иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского)
октябрь 2015
март 2016 воспитатели
2.3. Книжкина неделя:
1. Сказочный понедельник «Сказка ложь, да в ней намек…»
2. Журнальный вторник (знакомство с детскими журналами)
3. Рассказкина среда «Литературная карусель» (рассказы для детей)
4. Ярмарочный четверг «Ярмарка книжных фантазий»
5. Праздничная пятница «Книжкины именины» Апрель2016 воспитатели
2.4. Детские праздники и досуги :
— Праздник родного языка и чистой речи
— Праздник «Парад литературных героев»
апрель
июнь
Воспитатели
учитель-логопед
воспитатели
.
2.5 Литературные игры, игровые программы «Сказочный калейдоскоп» по планам воспитателей воспитатели группы
2.6. Экскурсия в детскую библиотеку «Чудесная страна Библиотека» апрель воспитатели
2.7. Час творчества:
— «Подари книге вторую жизнь»
апрель
воспитатели группы
3. Работа с родителями
3.1. Родительское собрание «Как организовать семейное чтение» октябрь воспитатели
3.2 Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста октябрь воспитатели
3.3 Консультация «О семейном чтении и его роли в воспитании ребёнка» ноябрь воспитатель
3.4.
Семейный праздник «Двери в сказку отвори» январь воспитатели
3.5
Творческий конкурс «Самоделки всем на радость» февраль воспитатели
3.6 Фотоконкурс «Мой портрет с любимой книгой» март родители
Заключительный этап
• ожидаемый результат
• продукт
результат продукт
• -Дети приобщились к чтению художественной литературы;
• -повысился уровень диалогической и связной речи детей;
• -появился опыт слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и аудиозаписи;
• -развился интерес к грамотности и письму • -Методические рекомендации «Как приобщить дошкольников к чтению»
• -анкеты для родителей «Семейное чтение»
• -фотовыставка «Мой портрет с любимой книгой»
• -традиция группы «Книжное дерево»
• -альбом рисунков «Краски прочитанной книги»
• -выставка рисунков «По страницам сказок»
• -речевой праздник «По страницам любимых книг»
Диагностика сформированности интереса к художественной литературе
Исследование уровня сформированности интереса к художественной литературе у дошкольного проводилось на базе старшей группы МБДОУ «Пчёлка»
В исследовании участвовали 14 детей.
Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей использовались следующие критерии:
• интерес к слушанию чтения книг;
• рассматривание иллюстраций;
• понимание содержания литературного произведения,
• пересказ прочитанного, беседа о произведении.
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:
Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого. Может слушать чтение более 25 минут.
Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно. Слушает чтение 20 минут.
Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Может слушать чтение книги не более 15 минут.
Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой В. И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные знания, которые оценивались по трёхбалльной шкале (1-3).
«1» балл выставлялся тогда, когда знание не проявлялось или было недостаточно сформировано.
«2» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось, и было достаточно сформировано.
«3» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось всегда, и было достаточно полно сформировано.
С целью выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей мы использовали следующие диагностические методики:
Методика 1. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»
Цель: выявить интерес ребенка к книге
Примечание. Оценка уровня сформированности интереса к чтению и книге в контрольной группе будет представлена на заключительном этапе проекта.
Исходя из количественного анализа, был сделан вывод:
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – нет- что составляет 0 %;
• средний уровень – 4 детей, что составляет 30%;
• низкий уровень – 10 детей, что составляет 70 %.
В контрольной группе:
• высокий уровень – … ребёнка, что составляет… %;
• средний уровень – …детей, что составляет… %;
• низкий уровень – …ребёнок, что составляет … %.
Методика 2. Наблюдение за деятельностью детей в «Книжкиной больнице»
Цель: выявить уровень отношения ребенка к книге
Подготовка материла: порванные книги.
Наблюдение фиксируется.
Исходя из количественного анализа, был сделан вывод:
В экспериментальной группе:
• высокий уровень – нет детей, что составляет 0 %;
• средний уровень – 4 детей, что составляет 30 %;
• низкий уровень – 10 детей, что составляет 70 %.
В контрольной группе:
• высокий уровень – … ребёнка, что составляет … %;
• средний уровень – … детей, что составляет … %;
• низкий уровень – … ребёнка, что составляет … %.
Количественный анализ констатирующего эксперимента представлен в таблице.
Оценка уровня сформированности интереса к книге и чтению в контрольной и экспериментальной группах
Критерии
уровень интерес к книге интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций интерес к слушанию чтения книги, понимание
содержания литературного произведения,
способность к проговариванию и инсценировки
В С Н В С Н В С Н
Экспериментальная группа 0 4 10 0 4 10 0 4 10
Контрольная группа
Примечание Оценка уровня сформированности интереса к чтению и книге в контрольной группе будет представлена на заключительном этапе проекта
Заключение
Таким образом, для формирования у дошкольников интереса к художественной литературе необходимо соблюдать следующие условия:
• учет возрастных особенностей развития ребенка;
• организация ежедневных чтений в свободной форме;
• создание книжных уголков в домашних условиях и Литературных центров в ДОУ;
• тщательный подбор литературных произведений (разные жанры)
• беседы о книгах;
• вечера сказок, загадок;
• кукольные драматизации;
• сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
• привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей,
• взаимодействие с библиотекой.
Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Список используемых источников
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. : Просвещение, 2002
2. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи…[Текст] : методика приобщения детей к чтению/ - М. : Линка-Пресс, 2003.-176с.
3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя [Текст] : литературно-художественное развитие детей 3-5 лет/ - М. : Чистые пруды, 2005.-32с.
4. Куликовских Н. Увлечь книгой [Текст]/ Н. Куликовских //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. - С. 33-40.
5. Микляева Н. В., МишинаТ. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст] : метод. пособие/ - М. : Айрис-пресс. 2005.- 80с.
6. Материалы журнала "Дошкольное воспитание " : № 4 - 2006 год, № 10 - 2007 год.
7. Материалы журнала "Дошкольная педагогика" : № 2, 5 - 2010 год
8. Миронова М. "Как научить ребенка любить литературу" "Дошкольное воспитание" - 2005 год, № 5.