Папки-передвижки

Что нужно учитывать для формирования перспективного плана работы с родителями

Галина Брикотнина
Что нужно учитывать для формирования перспективного плана работы с родителями

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО). Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т. д. Актуальным становится тезис сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. «Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей

Публикация «Что нужно учитывать для формирования перспективного плана работы с родителями» размещена в разделах

Педагогам необходимо осознавать, что родители – это заказчики образовательных и воспитательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы в ходе воспитательного и обучающего процессов, осуществляемых в детском саду, уделялось достаточно внимания повышению педагогического уровня мам и пап. В планирование включены самые разнообразные формы и методы, используя которые, педагоги смогут быть уверенными в высокой эффективности работы с родителями. Годовой план учреждения содержит в себе основные направления, по которым осуществляется взаимодействие с родителями, педагогами и детьми, то есть со всеми субъектами и объектами педагогического процесса.

На его основе, формируется план работы с родителями непосредственно в каждой возрастной группе. В работе с родителями можно выделить следующие задачи: 1) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; 3) выявление проблем и трудностей в семье; 4) ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения; 5) вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; 6) выработка единства требований к ребенку в процессе воспитания личности; 7) изучение лучшего опыта семейного воспитания. 8) помощь отдельным семьям в воспитании; 9) взаимодействие с общественными организациями родителей. Главным в работе любого детского учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними в 4 этапа (В. А. Петровский). 1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». 2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». 3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». 4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка».

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Это направление включает: - общие, групповые собрания; - консультации и индивидуальные беседы; - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали. - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. - совместные экскурсии; - открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. - совместное создание предметно-развивающей среды; - телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

- утренние приветствия;

- Почта доверия; -Семейные проекты. Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.

Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. По данному направлению можно проводить: анкетирование и тестирование. Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные. Данное направление включает: - родительский уголок : включающий различную информацию. Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания. - нормативные документы; - объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ; - папка-передвижка. Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат. - эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл». - фотовыставки; - выпуск газет.

Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

- праздники, Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. - развлечения; - знакомство с профессиями родителей; - празднование дней рождения; - выставка семейной коллекции - акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. - дни добрых дел.

Формы работы с родителями общеизвестны, сложно придумать оригинальную и универсальную форму, способную донести родителям информацию о том, что воспитание ребенка – это целая наука, процесс длительный и результат сразу увидеть невозможно. Поэтому новизной работы, может быть, концентрация внимания не столько на формах, они и так достаточно разнообразные, сколько на содержании, которыми наполнены эти формы. Родительские собрания хорошо проводить по следующей схеме: сначала родителям предлагается заполнить анкеты, анализ которых поможет правильно выстроить беседы, осветить важные вопросы. И только после этого проводить собрание, на котором обсуждать интересующие родителей вопросы. Диалоги, диспуты, дискуссии – обычная форма общения родителей и педагогов на собрании. Вопросы задаются с дальним прицелом на развернутый ответ, чтобы завязалась дискуссия, спор. Только в живом обсуждении и рождается та истина, которая нужна родителю.

Для положительного эмоционального состояния ребенка в детском саду, особо важную роль играет коллектив в котором находится ребенок и взаимодействие каждой личности в нутрии него. Детям старшего дошкольного возраста присущ более высокий уровень формирования детского коллектива, характеризующийся ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, художественной, трудовой. Состав объединений становится; более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива. Начало года это всегда новый коллектив, в уже устоявшийся круг детей вливаются вновь поступившие, требующие большего внимания, индивидуального подхода, для вливания в общие интересы и занятости в группы. Как раз на начало года хорошо планировать досуговые развлечения совместно с родителями. Эти мероприятия на прямую направлены на знакомство родителей с педагогами, между собой, а так же с детским коллективом, в котором ребенок будет проводить большую часть своего активного времени. В последующем, педагогу гораздо легче выявлять и разрешать споры, предупреждать конфликты и находить общую с родителями точку зрения на ту или иную ситуацию. На мой взгляд самыми подходящими являются формы физкультурно-оздоровительной работы. Мероприятия по охране труда и укреплению здоровья детей, их полноценного развития. активный отдых (физкультурный досуг, дни здоровья). В старшей группе с учетом частоты и длительности проведения, уровня освоенности программы, сезонности, тем. Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц, дни здоровья - 1 раз в год (зимние, весенние – одну неделю). Следующим важным этапом, педагогу нужно заручиться поддержкой родителей для создания в ДОУ условий формирования детского коллектива.

Куда входит:

— создание в группе положительного, эмоционально-активного микроклимата; —демократический (помогающий) стиль взаимодействия с детьми; — использование методов диагностики общения и взаимо отношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющих выявить положение ребенка в группе сверстников; — формирование у детей положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявлении эмпатии, альтруизма; — задействование традиций, ритуалов; — организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений; — организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей; — своевременная коррекция социального поведения детей.

В возрасте пяти лет, особо актуальным становится гендерное воспитание дошкольников. Под гендерным воспитанием понимается целенаправленное педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки и выработки адекватного (правильного) мужского (мальчикового) и женского (девичьего) поведения. Гендерное воспитание включает психолого-педагогическую, медико- биологическую и социально-гигиеническую работу с детьми. В его основе лежит гендерный фактор, т. е. осознание и реализация его участниками специфического «чувства» пола. Гендерный фактор в дошкольном образовании предполагает; • раскрытие полового потенциала каждого ребёнка; • ознакомление детей с основными нормами, традициями, ожиданиями в отношении поведения представителей соответствующего пола, заложенными е конкретной культуре; • регулирование повседневного полового поведения детей в соответствии с конкретными требованиями; гендерное просвещение родителей. Гендерное воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Роль семьи в этом вопросе стоит на первом месте. Семья – первый по времени и наиболее близкий ребенку воспитатель. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт социального поведения, учиться социальным ролям отца, матери, мужа, жены. Именно тут в первую очередь формируются качества женственности и мужественности. Успех воспитания мальчиков и девочек в семье определяется психологическим климатом семьи, системой отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку. Вместе с тем, могут возникнуть ситуации, когда родителям требуются разъяснения о правах, нормах, этических понятиях, защита и охрана здоровья ребенка. Оказание консультативной помощи со стороны сотрудников учреждения, будь то медики, психологи, или воспитатели. Задача воспитателя: подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить их в деятельность образовательного учреждения. Так в моей практике встречался папа девочки, который боялся и категорически не соглашался на медосмотр дочери у врача ювенолога. Что конечно требовало консультации, для знакомства с сутью вопроса, и в очень не навязчивой форме. Итак, совместно с родителями педагог формирует задачи и содержание гендерного воспитания детей 1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками; 2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пола; 3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности в разных видах деятельности и повседневной жизни. А также основные направления полового воспитания дошкольников: - полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности; - сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований; - подготовка будущих семьянинов.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является : - проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ, - повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях детского сада, - возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, - снижение количества претензий и агрессивных проявлений со стороны родителей, - осознание родителями своей ответственности за воспитание ребёнка.

Использовались материалы сайта:

https://a2b2.ru/methods/12516_planirovanie_raboty_s_roditelyami_cherez_fgos

https://studfiles.net/preview/5707680/page :54/

https://studfiles.net/preview/5707680/page :50/

https://kursak.net/planirovanie-raboty-s-roditelyami-licami-ix-zameshhayushhimi/

https://kursak.net/soderzhanie-i-formy-vzaimodejstviya-vospitatelya-s-roditelyami-licami-ix-zameshhayushhimi/

https://www.maam.ru/detskijsad/prodolzhenie-stati.html

Публикации по теме:

Циклограмма плана работы с родителями 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) 1 Оформление родительских уголков 2 Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм 3 Индивидуальные беседы 4 Консультация «Режим детского.

Дидактическое пособие «Что нужно кукле Маше?»Дидактическое пособие «Что нужно кукле Маше?» Дидактическое пособие : «Что нужно кукле Маше?» Целевая аудитория : дети дошкольного младшего возраста. Цель: Формирование культурно-гигиенических.

Дидактическая игра «Кому, что нужно?» для группы раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 п. Вимовец муниципального образования.

Консультации для родителей «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья» Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде.

Консультация для родителей «Что нужно ребенку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно» ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ В ДЕТСКОМ САДУ, ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО У вашего ребенка есть свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство.

Консультация для родителей «Что нужно знать про аппликацию» Уважаемые родители! Совместное творчество очень важно для Вашего ребенка. А, если оно увлекательное, яркое, развивающее мелкую моторику,.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Опыт работы по составлению перспективного плана по реализации задач поликультурного образования детей «Осень-художница» Тема проекта: «ОСЕНЬ- ХУДОЖНИЦА» Цель: Расширять представления об отражении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного,.

Консультация для родителей дошкольников «С чего нужно начинать занятия физической культурой дома и что не следует делать» Внимание родители! Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании.

Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка? Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что нужно учитывать для формирования перспективного плана работы с родителями
Опубликовано: 9 июня 2018 в 13:57
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД