Получи документы

Что такое ритмика. Музыкальное воспитание дошкольников

Жанна Шипунова
Что такое ритмика. Музыкальное воспитание дошкольников

Ритмика - это умение слушать и "пропевать" музыку в движении, необходима установка на глубокое восприятие музыки, ее понимание, умение пережить и прочувствовать музыку, передавая свои ощущения в движении так, как если бы музыка была создана самими учениками. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто на всю жизнь, остается в эмоциональной памяти, оказывая влияние на мироощущение и поведение.

Публикация «Что такое ритмика, Музыкальное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Задача музыкального движения - воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Творческая активность у детей проявляется по-разному: и тогда, когда они слушают музыку и самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка, и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, которая отвечает их собственному восприятию музыки.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки.

Детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы: веселые, беззаботные, лирические, нежные, энергичные, волевые. При сопоставлении конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лирических и созерцательных помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащать и организовать эмоциональный мир детей.

На первых же музыкальных занятиях детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это весьма трудно. Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях.

Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный стиль. У детей надо воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия - основа музыкального двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Вначале идет материал, построенный на простейших одночастных музыкальных произведениях. Одно несложное действие начинается и заканчивается в соответствии с завершением музыкальной мысли.

Совершенствование движений

Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение - всегда средство для воплощения музыкального-двигательного образа. Недопустимо разучивание движения без музыки, под счет.

Отвечать на музыку движением детям мешает заторможенность. Психическая заторможенность снимается в работе над увлекающими детей музыкально-двигательными заданиями. Также может возникнуть физическая заторможенность -множество разнообразных зажимов. Руководитель должен постоянно следить за основным исходным положением детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его детали. Дети должны уметь приготовиться к движению.

Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, ее темпом, ритмом (даже после разучивания, педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребенку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии.

Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности.

Основные задачи ритмики

1. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания, через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, проявлять к ней интерес, воспитывая музыкальны вкус, способствовать становлению музыкальной культуры.

2. Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкальным произведениями.

3. Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, инсценировании песен, составлении вариантов музыкальных игр и упражнений.

Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску "Сапожки" (русская народная мелодия, предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притоптывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера.

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Музыкальные игры бывают сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, в несюжетных нет определенной тематики. Пляски бывают с зафиксированными движениями и пляски-импровизации. Упражнения используются в целях совершенствования определенных движений.

В качестве примера раскрытие творческих способностей у ребенка рассмотрим сюжетную игру "Магазин игрушек". Музыкальное сопровождение "Юмореска" А. Дворжак. Это произведение состоит из трех частей. Дети делятся на три команды и играют определенную роль (заводные куклы, зайчики и бабочки). Каждая команда в свою часть импровизирует в соответствии с характером музыкального сопровождения.

Еще один пример усиления эмоционального отклика на музыку, прослушать с детьми произведение М. П. Мусорского "Балет невылупившихся птенцов". Определить характер музыкального произведения и дать возможность детям под музыку импровизировать в определенных образах.

Дети всегда быстро включаются в работу и во время игры, сами не замечая этого, прослушивают, запоминают произведения выдающихся композиторов.

Таким образом в дошкольном периоде накапливаются музыкальные впечатления и прививается любовь к музыке

Список используемой литературы

1. Руднева С. Д., Фиш Э. М. "Ритмика, Музыкальное движение Москва "Просвещение" 1972г.

2. Чибрикова-Луговская А. Е. "Ритмика" Москва "Дрофа". 1998

3. Коренеева Т. С. " В мире музыкальной драматургии Ритмика" Москва. 1996г.

4. Радынова О. П. "Игровые приемы в процессе слушания музыки" Москва. 2014

5. Зимина А. Н. "Основы музыкального воспитания и развития" Москва Владос. 2000

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.

Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.

Конспект открытого НОД в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области Конспект открытого НОД.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.

Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое ритмика. Музыкальное воспитание дошкольников
Опубликовано: 23 января 2019 в 13:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД