Вечер развлечения «Чтоб не забыли мы и наши дети, что мы от Дона Тихого идем»

Наталья Кравцова
Вечер развлечения «Чтоб не забыли мы и наши дети, что мы от Дона Тихого идем»

Вечер развлечения

«Чтоб не забыли мы и наши дети, что мы от Дона Тихого идем»

(подготовительная группа) Воспитатель: Кравцова Н. В.

Воспитатель: «Эй, на вольных было степях,

Степях да Донских

Вот бы собралися с Дону,

Да с Дону казаки.

Да казаки, они люди вольные,

Ой, да, казаки, они люди вольные,

Ой да, вот, все донские.

Вот бы они собиралися,

Они тут соезжалися,

Ой, они вот, во единый,

Они во единый круг.

Эй, казаки…».

Под музыку входят девочки, стоят пританцовывая. Следом мальчики строевым шагом идут.

Девочка: «Ой, девчонки, поглядите-ка на наших казаков!

Приоделись они, приосанились,

Да строем куда-то направились».

2-я девочка: «Поглядите, какие удалые,

Да нарядные, да молодые!

Эй, казаки, что за праздник?

Не расскажете нам разве?».

Казак: «А сегодня казачье гулянье,

Собрались мы на состязанья,

Показать, что мы знаем о предках наших,

Показать всем удаль свою!».

Воспитатель: А мы сейчас посмотрим, какие вы казаки. Знаете ли традиции, обряды

казаков?

Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор - круг. В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг.

Как вы думаете, для чего это делали казаки?

Ответ: Смысл сбора в кругу заключался в том, чтобы каждый участник

видел лица своих товарищей.

Воспитатель: Вот и мы с вами сидим полукругом, чтобы видеть

Товарищей.

Дети: «На Дону-то все живут,

братцы, люди вольные,

Люди вольные живут,

братцы донские казаки.

Донские казаки живут,

братцы, все охотнички.

Собирались казаки - други

во единый круг».

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие вопросы решали казаки в кругу?

Дети: Выбирали атамана, есаула, вершили суд, решали вопросы войны и мира, принимали послов, читали царские грамоты, давали ответы царским послам, совершали браки и разводы, делили добытое в походах между собой - «дуванили дуван».

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот и мы сегодня в нашем кругу поговорим о том, как жили у нас в старину на Дону. Как жили люди вольные – донские казаки в далекие-далекие времена в тех местах, где сейчас расположена Ростовская область, где простирались покрытые высокими травами степи – это была ничейная земля.

Дети: Вот сюда бежали от неволи и тяжелого труда люди. Здесь они становились казаками, то есть вольными людьми. Приходили беглые на Дон в своей русской, украинской одежде. А также носили казаки раньше то, что добывали в походах. Но все-таки постепенно в пестроте одежды со временем выделилась определенная традиционная казачья одежда (показывает на мальчика на картинке).

В старину казакам выдавали синее и красное сукно от царя, которое поровну делилось на войсковом кругу. А так как красного сукна было мало, то каждому казаку доставалась узкая полоска красного, которым и украшали шаровары.

Воспитатель: Ребята, как называются красные полосы на шароварах у казаков?

Дети: Лампасы.

Воспитатель: Ребята, у казаков (мужчин) было принято носить серьги. Как вы думаете, для чего?

Ответы:

- Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

- Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду.

- Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе.

- Последний в роду, где нет, кроме него, сыновей, - носил серьгу

в правом ухе.

- Единственный ребенок у родителей – две серьги.

Воспитатель: А что вы знаете о головном уборе казака?

Ответы:

- У казака шапка или фуражка - продолжение головы, они играли огромную роль.

- На кругу казаки находились в шапках. Ею они голосовали, снимал шапку выступающий. Если есаул нахлобучивал ее обратно, - значит, говорящий лишался слова.

- Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься.

- Папаху и фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы.

- «Сводины» - первое знакомство жениха и невесты - начинались с того, что казак как бы невзначай клал на стол фуражку или папаху донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор, можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку, о сватовстве не могло быть и речи.

- За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой.

Воспитатель: Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.

Дети: По обычаю, когда в семье казака рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему – на зубок – стрелу, патрон, лук, ружье и развешивали все на стене.

Через 40 дней отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, постригал волосы в кружок, а затем возвращал сына матери, поздравляя ее с казаком.

Воспитатель: Любимым занятием казаков в свободное время были скачки на мишень – чучело из камыша. В последней, самой длинной и трудной скачке, скакали казачата, и взрослые судили о достоинстве коней, выращенных казачатами, и о том, какая смена им подрастает.

Вот и наши ребята, молодцы-удальцы, покажут свою ловкость в игре в скачки.

1. «Кто быстрее поднимет платок и подарит казачке?»

2. А теперь наши казаки померяются богатырской силой.

«Перетягивание каната»

Сценка.

Казаку редко приходилось жить дома и заниматься хозяйством. Большую часть времени он проводил на военной службе.

Все домашние участвовали в сборе казака на службу.

Казак: «Крепкий конь – крепок и казак».

«Без коня не казак, казак без коня, что солдат без ружья».

Дед (сидит у плетня): «Не берись объезжать коня, если не знаком с его повадками».

Отец: «Казаку конь себе дороже

Казак сам голодай, а лошадь сыта».

Мать (готовит): «Казаки, что дети: и много поедят и малым насытятся».

Жена: «Казацкому роду нет переводу»

Казак: «Седлай коня мне вороного.

Казачьим боевым седлом.

Взмахни, казачка на прощание

Дареным шелковым платком!

Сажусь я на коня лихого,

И конь, срывается в налет

Военный марш труба играет,

Идем казаки мы, в поход».

(Все подходят к казаку)

Дед: «Казаки – глаза и уши армии».

Отец: «Казак и в беде не плачет».

Мать: «Дело холодка не любит, казак честно служит».

Жена: «Упал казак духом, и конь не бежит».

Отец: «Казак служивый, что муха – была бы щель, везде пролезет».

Мать: «На то казак и родился, чтоб в любом деле пригодиться».

Дед: «С родной земли – умри не сходи».

«За правое дело стой смело».

Казак: «Жилы порвем, да дойдем».

Песня «Как за Доном за рекой» (обыгрывается).

Танец «Казаков»- и встреча с хлебом солью.

Воспитатель: По обычаю, когда возвращались с войны казаки, подъезжали к Дону: кланялись, приветствовали: «Здравствуй, батюшка Тихий Дон, здравствуй, Дон Иванович!»

И много раз эхо повторяло эти слова. Отслужившие свой срок воины бросали бескозырки в воду. Дон подхватывал сине-красные бескозырки и уносил к Азовскому морю.

Воспитатель: А зимними вечерами с Рождества Христова до Крещения гадали девушки – казачки, собравшись группами.

Танец «Гадание»

Воспитатель: Осенью или ранней весной, когда у казаков было меньше работы, а так же в праздники все население станицы или хутора собиралось вместе, и это называлось «улицы» играли, пели, водили хороводы.

Представьте себе яркий солнечный день, луг, а на нем выделяются разноцветные казачьи наряды.

Самым распространенным хороводом во всех станицах был радостный «Плетень заплетень.

Хоровод «Плетень заплетень.»

Ход игры – хоровода: Участники игры, взявшись за руки пели:

«Заплетись, заплетись, плетень!

Завяжись, завяжись, узел!

Молодая утушка

Собирала детушек»

заплетаются

перед расплетением

«Расплетись, расплетись, плетень!

Развяжись, развяжись. Узел!

Молодая утушка

Растеряла детушек».

Танец «Коромысел золотой»

Воспитатель: Много интересного о нашем донском крае мы узнали из книг.

Наши ребята подготовили для гостей сценку – загадку?

Посмотрите и ответьте

1. Как называется рассказ?

2. Кто автор?

3. Как зовут главного героя рассказа?

Сценка из рассказа М. Шолохова «Нахаленок».

Воспитатель «Чем же дорога Земля Донская,

Привольная от края и до края?»

Дети 1: «Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли.

И эту степь и это поле,

И эту песню соловья».

Дети 2: «В родной степи шумят поля и реки,

Цветут сады, колышется трава.

Очаровала ты меня на веки

Моя Донщина, Родина моя!»

Дети 3: «Ай, Дон ты мой родимый Дон,

Для нас ты много значишь.

Прими ты наш привет горячий,

Земной поклон тебе казачий».

(все делают поклон)

Публикации по теме:

«Вы победили, мы не забыли»  (фотоотчет)«Вы победили, мы не забыли»  (фотоотчет) Приблизился один из самых важных и волнующих праздников нашей страны – День Победы! Люди отдают дань любви и уважения воинам освободителям,.

Фотоотчёт о непосредственно образовательной деятельности «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!»Фотоотчёт о непосредственно образовательной деятельности «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» В рамках «недели Здоровья» с детьми второй младшей группы «Карапуз» была проведена непосредственно образовательная деятельность "Чтоб смеялся.

Развлечение для старшей и подготовительной группы Вечер памяти «Дети и Война» Цель: познакомить детей с героями Великой Отечественной войны. Задачи: воспитывать желание детей бороться за мир; воспитывать любознательность;.

Сценарий обучающего развлечения для детей дошкольного возраста «В гости мы идем к знакомым, своим соседям — насекомым!» Сценарий обучающего развлечения для детей дошкольного возраста. «В гости мы идем к знакомым, своим соседям — насекомым!» Задачи: Формировать.

Сценарий развлечения для детей по ПДД «Чтоб у всех было хорошее настроение-соблюдайте правила движения» Цель: в игровой форме закреплять знания детей о работе светофора, значении дорожных знаков. Задачи: - расширять и углублять представления.

Стенгазета «Наши дети»Стенгазета «Наши дети» Данная стенгазета была изготовлена специально для проекта "Наша Родина". Родина для каждого человека начинается с семьи. Кто, как не.

Вечер досуга «Взрослые и дети, мы за природу в ответе!» Вечер досуга «Взрослые и дети, мы за природу в ответе!» (из опыта работы). Цель. Определить на конкурсной основе способы проведения досуга.

Вечер развлечения «Два Мороза» Рождественские встречи Вечер развлечения «Два Мороза» Подготовительная группа Вед. Рождественские праздники к нам пришли, С собой веселье,.

Вечер развлечения ко Дню матери Вечер развлечения ко дню матери «Мамочки любимые» в старшей группе Под музыку выходят ведущие. 1. Ведущий: Добрый вечер, дорогие мамы.

Вечер развлечения «Весну встречаем» Вечер развлечения «Весну встречаем!» Подготовительная группа Дети входят в зал под весёлую задорную музыку, встают полукругом, читают стихи.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Вечер развлечения «Чтоб не забыли мы и наши дети, что мы от Дона Тихого идем»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 19:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Однажды на прогулке»
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать вам о случае, который произошёл с нами на прогулке. Мы живём в...
Фотоотчет «Встречаем Новый год»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает...
Конспект ООД по лепке для детей первой младшей группы «Угощение для мишки»
Программные задачи: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу лепки - закреплять умение раскатывать...
Фотоотчёт о досуге совместно с родителями ДОУ «Рождественские колядки»
Наша цель возрождать русские традиции совместно с родителями. У нас в ДОУ прошли Рождественские колядки. В досуге принимали участие родители всех возрастных...
Справка по результатам персонального контроля воспитателя ДОУ «Речевое развитие...
План-задание Тема: «Речевое развитие дошкольников» Цель: построение эффективной работы с дошкольниками по развитию речи. Основание проверки: план работы...