света сироткина
Cистема работы по творческому развитию детей в рамках реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Cистема работы по творческому развитию детей в рамках реализации ОО «Художественно- эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие» предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Публикация «Cистема работы по творческому развитию детей в рамках реализации ОО „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей и всех специалистов ДОУ (дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы, заведующей детским садом, методиста или старшего воспитателя.
Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Работа в детском саду должна строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы.
Для развития художественного творчества необходимы определенные условия: опыт художественных впечатлений образов искусств;некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение; материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена, где имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Эффективно использовать раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на творческое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
специально организованное обучение;
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы :
групповые и подгрупповые занятия,
праздники
развлечения, досуги,
тематические музыкальные вечера,
театральные пятницы,
недели творчества,
дидактические игры,
выставки рисунков и поделок
занятия в библиотеке,
создание книг – самоделок,
проектная деятельность…
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.
Итак, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
*личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
*развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
*создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно – силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно. Например, если лексическая тема «Животные Севера», то эта тема должна проходить по всем образовательным областям, включая предварительную и индивидуальную работу с детьми. Музыкальный руководитель и инструктор по ФИЗО должны придерживаться лексической темы (в играх, прослушивании музыки, разучивании песен) Также все виды игр, досугов, наблюдений должны соответствовать лексической теме.
В детском саду может быть организована сеть дополнительных образовательных услуг: кружки эстетической направленности, изобразительной деятельности, театральные, по народным художественным ремеслам…
В дошкольном учреждении должен быть создан учебно-методический комплект:
программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;
библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Весь материал систематизирован и представлен в картотеке.
Реализация программы художественно -эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Она осуществляется в нескольких направлениях:
повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
Одно из условий проявления творчества - организация интересной содержательной жизни ребенка не только в стенах ДОУ, но и за его пределами.
Открытый характер образовательного процесса выделен в стандарте дошкольного образования. Наше пространство мы расширяем на основе сотрудничества с семьями и социумом.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей нужно строить по двум направлениям:
вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекать их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания и творческого развития детей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями, взаимодействие с другими социальными институтами: домом творчества, школой искусств, библиотекой, музыкальной школой…
Необходимо отметить, что такой целостный интегрированный подход в развитии творческого потенциала воспитанников возможен только при благоприятном социально-психологическом климате, который в свою очередь обусловлен тесным сотрудничеством и партнерством между всеми участниками образовательных отношений.
Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
Исследовательница изобразительного творчества ребенка
Н. П. Сакулина писала:
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько
действительно художественных образов. Но в развитии их
личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают
опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к
любой области труда»