Анна Хандожко
«Цветики — цветочки!» Материал для индивидуальной и коллективной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Цветики – цветочки!»
Материал для индивидуальной и групповой работы с детьми старшего дошкольного возраста
Уважаемы коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию материал для ознакомления с весенними цветами и презентацию к беседе. Фотографии цветов взяты из Интернета
ЗАДАЧИ:
• Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе; расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках птиц; обогащать словарныи запас, развивать связную речь детей:
Публикация «„Цветики — цветочки!“ Материал для индивидуальной и коллективной работы с детьми» размещена в разделах
• учить их давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая ребят к его пересказу; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
• активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить
сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Я рисую букет
Вот и настало лето,
Теплынь и благодать!
Цветов и трав букеты
Я буду рисовать.
Пойду с альбомом к речке,
В зеленые луга,
Где иван-чая свечки,
Где копны и стога.
Как сладко пахнет медом
И скошенной травой!
Как хорошо на зеле ном лугу! Среди буйных трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные бабочки, жужжат пчелы и шмели.
Давайте получше рассмотрим полевой цветок.
У него есть корень, который прячется под землей и добывает из почвы воду и минеральные вещества. Эти вещества поднимаются вверх к бутонам и листьям по стеблю, состоящему из маленьких клеток, похожих на тонкие трубочки. Такие трубочки называются капиллярами.
Когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света.
Внутри растения она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.
На зеленых стебельках раскрываются душистые цветы. В чашечке цветка хранится сладкая капля нектара, любимого лакомства насекомых.
Та часть цветка, где находится медовый нектар, получила название нектарник. Если нектарник расположен близко, то к цветку летят жуки и мушки, у которых хоботок для сбора меда короткий.
Когда нектар запрятан глубоко, цветок опыляют пчелы, шмели или бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль.
Как же насекомые находят нектарники?
В раскраске цветов есть особые метки, указывающие насекомым путь к нектару. Вспомним незабудку. Ее голубые лепестки обрамляют ярко-желтое сердечко, и пчелы летят за медом прямо к нему.
Насекомые (особенно пчелы) видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди.
Когда насекомое пробирается за капелькой нектара, на его брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Для сбора пыльцы на теле насекомых есть особые волоски или щетинки, а у пчелы на лапках находятся специальные маленькие корзиночки.
Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и выросли новые красивые цветы.
Нектар — сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.
Перелетая с цветка на цветок, насекомые переносят пыльцу и опыляют растения. Такое опыление! называется перекрестным.
Мелкие цветки часто собраны в соцветие, так им легче устоять перед непогодой, крупная капля дождя или большая градина не могут повредить цветок. Кроме того, пышные соцветия хорошо заметны среди зеленых листьев и трав. Их легко находят насекомые-опылители.
Соцветия бывают разной формы: в виде метелок, кистей, корзиночек или зонтиков.
По окраске цветка пчела легко узнает, есть в нем мед или нет.
Например, нераспустившиеся бутоны медуницы окрашены в нежно-розовый цвет, а увядающий цветок имеет синюю окраску. В таких цветках меда нет, и пчела к ним не подлетает. Она выбирает сиреневые цветы медуницы, которые накопили сладкий нектар.
Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом.
Особенно сильно пахнут растения, которые распускаются вечером и опыляются ночными бабочками.
Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.
Вот и получается, что цветы "подзывают" и кормят бабочек, шмелей, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а те опыляют их.
Поэтому, гуляя по пестрому зеленому лугу, не рви цветы, не мни понапрасну их нежные стебельки!
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго.
И я слышу цветов голоса
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца — отрада,
Украшенье родимой земли!
После опыления цветы вянут, и вместо них на стебельках появляются плоды с семенами. Семена рассеиваются по-разному.
Сочные и сладкие плоды привлекают животных и птиц, которые разносят их по окрестностям.
Сухие стручки и коробочки после созревания лопаются, а семена разлетаются во все стороны. Семена некоторых цветов (одуванчика, мать-и-мачехи) снабжены воздушными парашютиками, их подхватывает и рассеивает ветер. У других семян, например, у кислицы, есть маленький волокнистый придаток — любимое лакомство муравьев. Эти насекомые разносят семена кислицы по лесу.
Когда вновь наступит весна, семечко, попавшее на влажную хорошую почву, прорастет, и вскоре раскроется новый чудесный цветок.
Вопросы по содержанию беседы:
Из каких частей состоит растение?
Как называется часть цветка, в которой находится нектар?
Какие насекомые опыляют цветы?
Зачем цветам яркая окраска и запах?
Почему мелкие цветки растения собраны в соцветия?
Что появляется после опыления и цветения растения на месте цветка?
Как распространяются семена цветов?
Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту — красавица,
Солнцу улыбается.
(Кувшинка.)
Под сугробом растет,
Снеговую воду пьет. (Подснежник.)
На каком цветке гадают,
Лепесточки обрывают? (На ромашке.)
Прячет цветок
Сладкий медок.
И в названье мед таится.
Узнаете?
(Медуница.)
Вдоль дороги у межи,
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо. (василек).
Он и мачеха, и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)
Пословицы и поговорки
Почему в народе говорится:
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там и медок.
Гуще меду нету, чем с лесного цвета.
Какой цветок где растет?
Скажи и покажи, какой цветок где растет?
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
незабудка, ландыш, ромашка, береза; дуб, липа, фиалка, ива; сирень, орешник, шиповник, одуванчик; фиалка, одуванчик, роза, мать-и-мачеха; пион, незабудка, ирис, тюльпан; медуница, василек, кувшинка, хохлатка; подснежник, ромашка, василек, колокольчик.
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее подснежнику мать-и-мачехе, медунице, хохлатке, кувшинке). Объясните выбор каждого слова.
Словарь: белоснежный, медонос, голубая, хохолок, желтый,
соцветие, семена-парашютики, снег, река, март, лиловая, "цветочные часы", белый, "первенец весны", поле, фарфоровые колокольчики, кислая, ранневесенний, синий, плавающие листья, муравей, лес, "русалочий цветок", луг.
Комментарий для взрослых:
После игры для активизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания:
Вспомните, какие слова, подходящие подснежнику (мать-и-мачехе, медунице, хохлатке, кувшинке., вы слышали?