Получи документы

«Дагестанская традиция-имянаречение»

Зарема Раджабова
«Дагестанская традиция-имянаречение»
▼ Скачать + Заказать документы

занятия-развлечения в старшей группе: «Дагестанская традиция – имянаречение»

У центральной стены музыкального зала декорация уголка сакли с предметами утвари и экран. Звучит аудиозапись народной дагестанской мелодии. Дети в национальных дагестанских костюмах входят в зал и встают перед гостями.

Первый ребёнок.

Оглянись! Ты видишь горы,

А вдали сверкает море.

Это всё - наш Дагестан.

Здесь кумыки есть, и лакцы,

И лезгины, и аварцы.

Все живут одной семьёй.

Дети (вместе).

Публикация «„Дагестанская традиция-имянаречение“» размещена в разделах

Любим мы свой край родной!

Второй ребёнок.

Любовь, питающая детство,

Как лучезарное перо.

И сердцу дорого то место,

Где детство доброе прошло

Третий ребенок:

Едва раскрыл я веки,

Как горный увидал простор.

Лишь стал дышать - Вдохнул навеки

В себя родимый запах гор.

Четвёртый ребё нок:

Твой вечный снег,

Твой снег вершинный,

Слепящий, крепкий, как алмаз.

Твои цветущие равнины

И дух мой радуют, и глаз.

Пятый ребё нок:

Всех благ и всех открытий века

Ты мне дороже, Дагестан,

Моя единственная Мекка,

Любви сыновней океан.

(М. Чаринов.)

Воспитатель: Дагестанский народ богат своими традициями, обычаями. На нашей родине проводятся праздники, основанные на дагестанском фольклоре, сказаниях и сказках. Об одном из них мы сегодня расскажем.

Как вам известно, в дагестанских сёлах для проведения торжественных мероприятий выбирается тамада. Давайте поддержим народные традиции и выберем тамаду.

Тамадой выбирается одна из воспитательниц. Она надевает мужской национальный костюм и папаху.

Тамада: Высоко в горах Дагестана жила молодая семья. Муж Омар чабанил, а жена Асият вела хозяйство.

Асият (девочка в национальном костюме) сидит на лавке, прядёт пряжу и напевает народную песню.

Тамада: Прошли лето, осень и зима. (На экране сменяются слайды с пейзажами местной природы в разные времена года.) В сакле Омара родился первенец, крепкий и смышлёный. Мама Асият укачивает малыша в люльке.

Звучит аудиозапись колыбельной песни (сл. Ф. Алиевой). Асият подпевает.

Асият:

Я колыбельку качаю,

Будто бы шар земной.

Баюшки-баю-баю.

Спи, человечек мой,

Спи, моя отрада.

Гордость, печаль моя, спи.

Спи, моя грусть,

Спи, моя радость,

Дума и даль моя, спи.

Спит сейчас всё на свете,

Ветер не спит да я.

Колосья баюкает ветер,

А я, малыш мой, тебя.

Вырасти корнем сильным

Плодового деревца,

Чтоб от стыда за сына

Не прятала я лица.

Спят все истоки речек,

Горные спят места.

Ты ещё только птенчик,

Вороном вдруг не стань.

Будь ты крылом орлиным,

Гордым, как небеса,

Чтоб от стыда за сына

Не опускались глаза.

Что-то на самом деле

До света не спится мне,

Мальчика в колыбели

Вижу я на коне.

И на коне будь мудрым –

Не загоняй коней!

Солнце восходит утром

Из колыбели твоей.

Баюшки-баю-баю,

Спи, джигитёнок мой,

Я колыбель качаю,

Будто бы шар земной!

Тамада: Добрую весть о рождении сына * донесли на быстрых конях до чабана Омара. И он решил сделать своей дорогой жене подарок.

Высоко в горах, где на вершинах не тает снег, а по склонам бегают только горные туры, расцвели фиалки. Долго шёл чабан до цветов, карабкался со скалы на скалу, прыгал с уступа на уступ. И добрался до фиалок. Но что он там увидел? На узком карнизе си-дел маленький тур. Он испуганно смотрел на чабана и пятился к самому краю. Вот-вот упадёт в пропасть.

«Глупенький, не бойся, иди сюда», - сказал Омар и бережно посадил в свой хурджин растерянного и испуганного малыша. А в папаху спрятал букетик горных фиалок.

Перед саклей стоят столы с национальными дагестанскими блюдами. Канатоходец (ребёнок) исполняет трюки на канате. В саклю заходят гости (дети в национальных костюмах).

Тамада: В сакле Омара много гостей. Сыну чабана будет дано имя. А делается это так: аксакал - старейшина аула - подходит к люльке и берёт на руки новорождённого, шепчет ему на ушко имя. А затем это имя называет громко - ангелы услышат его и придут к младенцу, чтобы оберегать с первых дней появления на свет. И будут бояться этого имени шайтаны и не подойдут к ребёнку. Сын чабана Омара получил имя Ахмед.

Аксакал, родители новорождённого, его бабушка и дедушка (дети в национальных костюмах) поочерёдно подходят к люльке.

Аксакал:

Умных мудрее будь!

Камня крепче будь!

Сладким куском хлеба будь!

Отцу подмогой будь!

Мать Асият:

Подрастёшь - будешь и умён, и хорош.

Ты всю землю объедешь

И пешком обойдёшь.

Кладёт около колыбели джурабы.

Отец Омар:

Ты сынок, побываешь и у туч на груди,

Где перед тем, как пролиться,

Притаились дожди.

Ставит около колыбели игрушечного тура.

Бабушка:

Речку вспенили дожди - Я прижму тебя к груди!

Под обвал попасть, внучок,

Бог тебя не приведи!

Кладёт около колыбели душегрейку с нашитыми на неё зеркальцами (от сглаза).

Дедушка:

Спи, внучок, ещё ты мал.

В день рождения кинжал

В колыбель твою положен,

Чтобы ты мужчиной стал.

Кладёт в колыбель игрушечный кинжал. Омар незаметно дарит жене букетик горных фиалок.

Тамада и хозяева сакли усаживают гостей я столы. Гости произносят пожелания.

Первый гость:

Пусть глаза Ахмедика вашего

Глядят вовсю на белый свет,

И видят всё, и не спрашивают,

Что нужно видеть, а что нет.

Второй гость.

Пусть уши сына вашего

Открыто слушают весь свет,

И слышат всё, и не спрашивают,

Что нужно слышать, а что нет.

Третий гость.

Пусть щедро жизнь его течёт.

Пускай он людям нужен будет.

Второй гость:

Пусть сто друзей ему не в счёт,

И пусть он ищет новой дружбы,

И пусть её всегда найдёт!

Гости дарят новорождённому одежду, деревянные и глиняные игрушки. Затем хозяева сакли и гости танцуют лезгинку.

Тамада: В Дагестане много игр, придуманных народом. Одна из них называется «Сорока».

С помощью считалки выбираются сорока и чабан. Остальные дети - отара. В одной части зала отмечается дом чабана и место для отары, в другой части - дом сороки. Чабан выпускает отару пастись - дети про-извольно ходят по залу.

Воспитатель:

Не сиди, сорока,

Полети далёко.

Там в горах отара

Чабана Омара.

Укради мясца,

Угости птенца!

По сигналу «Сорока!» овцы бегут домой, сорока пытается их поймать, чабан ей мешает. Игра повторяется несколько раз.

Тамада: В ауле, где родился Ахмед, наступает вечер. На окраине села зажигают большой костёр. Искры от этого костра взлетают высоко, как бы пытаясь зацепиться за небо и остаться там, на небосклоне. Одной огненной искре это удалось. И стало на небе на одну звёздочку больше, так же, как на земле стало на одного человека больше.

Воспитатель: Мы рассказали об одном из чудесных дагестанских праздников - о наречении младенца именем. Нести своё имя надо гордо, чтобы ни дурная слава, ни плохие поступки не замарали его. Важно, чтобы имя передавалось из поколения в поколение и без стыда сравнивалось с именами лучших представителей дагестанского народа!

(Звучит аудиозапись дагестанской народной мелодии, все танцуют).

Публикации по теме:

Добрая традиция.Добрая традиция. Добрая традиция Любая педагогическая система без участия родителей не будет жизнеспособно. Поэтому взаимодействие с родителями является.

Групповая традиция «Сладкий вечер». Примерное планирование бесед с детьми 6–7 лет Уважаемые коллеги! Педагоги, работающие по программе «Радуга» хорошо знакомы с проведением групповой традицией «Сладкий вечер». Непринужденная.

Хорошая традиция группы (фотоотчёт)Хорошая традиция группы (фотоотчёт) Уже второй год подряд наша группа №7 "Ромашка" участвует в городском благотворительном фестивале "Центр Доброты". В прошлом году мы помогали.

Масленица-традиция в нашем детском садуМасленица-традиция в нашем детском саду Масленица – традиция нашего детского сада. Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи.

Наша патриотическая традиция Краткий фотоотчетНаша патриотическая традиция Краткий фотоотчет Наша патриотическая традиция. В моей группе принято соблюдать традиции. Причем с каждой группой у меня были запланированы разнообразные.

Новая традиция в «нашей» истории — весенний бал. Фотоотчет о праздновании 8 МартаНовая традиция в «нашей» истории — весенний бал. Фотоотчет о праздновании 8 Марта Началась весна! Чудесное и такое любимое время года! С каждым днем солнце греет сильнее, улыбки на лицах прохожих встречаются чаще и чаще….

Семейное творчество — это ещё одна добрая традиция!Семейное творчество — это ещё одна добрая традиция! Семейные ценности и традиции воспитываются в наших детях с самого рождения. Важное значение для детского восприятия того или иного семейного.

Традиция «Поможем птицам зимой»Традиция «Поможем птицам зимой» Я кормушку смастерила, Я столовую открыла Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед. Каждый год наша группа проводит акцию «Поможем.

Взаимодействие дошкольников разных возрастных групп — наша добрая традицияВзаимодействие дошкольников разных возрастных групп — наша добрая традиция Настольные игры-театрализации – один из самых простых и эффективных способов общения дошкольников. Дети из группы раннего возраста встретили.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Дагестанская традиция-имянаречение»
Опубликовано: 16 мая 2017 в 20:41
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дагестанская традиция-имянаречение»» (включая файлы) размещена пользователем Зарема Раджабова (УИ 1065046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД