Получи документы

Декоративно-прикладное творчество: основные методы и приемы работы с детьми в каждой возрастной группе

Елена Скобкина
Декоративно-прикладное творчество: основные методы и приемы работы с детьми в каждой возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2

«К самым тонким оттенкам природы,

К самым сочны краскам земли

Прикоснулись руки народа

И секрет волшебства обрели.

Все красоты родных просторов

Чудеса мастеров таят,

В светлой музыке русских узоров

Расцветает народный талант.»

(А. Осьмушкин)

Характеристика видов народного декоративно-прикладного искусства.

Публикация «Декоративно-прикладное творчество: основные методы и приемы работы с детьми в каждой возрастной группе» размещена в разделах

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Первые образы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Народное декоративное искусство- часть национальной культуры.

В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.

Эмоциональный язык искусства- самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей. Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, Е. И. Васильевой, Т. С. Комаровой, З. А. Богатеевой, Т. Г. Казаковой, Т. Н. Дроновой, А. А. Грибовской и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений.

Название декоративного искусства происходит от латинского слова decoro — «украшать».

Слайд 3

Виды детского художественного творчества :

1. Живописно – графическое – процесс, заключающийся в создании детьми выразительных образов, отражающих все многообразие мира;

2. Конструктивное – процесс, направленный на создание детьми из различных материалов относительно полезных поделок, в ходе которого происходит трансформация накопленного конструктивного опыта;

3. Пластическое – процесс создания детьми новых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно – изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и к себе, своих впечатлений в лепке;

4. Декоративное – процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно – прикладного искусства и преобразования их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.

Каждый вид детского художественного творчества взаимосвязан не только с отдельным видом искусства, но и с другими образовательными областями.

слайд 4:

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративноприкладному искусству возможно при соблюдении ряда условий:

Общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

Создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

Включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

Создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

Направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

Учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.

Слайд 5:

Одним из важнейших факторов развития дошкольников при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов :

1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.

2. Словесные методы : метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

3. Наглядные методы : прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию)

4. Метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида.

Слайд 6:

Особенности развития детского декоративного творчества по возрастным группам.

Группа раннего развития :

В группах раннего возраста говорить собственно о декоративном творчестве пока не приходится в силу того, что в этот период дети осваивают только самые простейшие элементы орнамента (круги, точки, линии, которые они комбинируют в определенном ритме и композиции. Основной задачей в раннем возрасте становится формирование у детей чувство цвета, формы, ритма, композиции, благодаря которым на последующих этапах они будут способны овладеть приемами росписей и самостоятельно составить декоративный образ.

Самым распространенным видом росписи в данной группе является дымковская, в основе которой лежат простые базовые формы. С этой целью можно активно применять различные инструменты (штампы, матрицы, трафареты и т. д., выступающие неким инструментарием для построения орнамента.

Первые оттиски, которые дети ставят в том или ином ритме, привлекают их, но только в части экспериментирования. Содержание орнамента, его специфику они в силу возраста не способны вычленять. Основная задача – научить детей ритмическому построению рисунка. Ритм – удивительное явление в жизни ребенка. Благодаря ритмичному нанесению простой точки, можно корректировать эмоциональное состояние малыша. Если он слишком возбужден, то нужно предложить поставить точки сначала в быстром темпе, а потом темп снизить до медленного. Такой плавный переход от одного ритмичного состояния до другого позволяет воздействовать на разные рецепторы, что приводит к общей гармонизации состояния. Первые узоры, создаваемые детьми указанной возрастной группы, представляют собой хаотичное расположение определенных форм, но, если присмотреться, в общем хаосе есть упорядоченность. Связана она с тем, что ребенок осваивает пространство, изучает его путем манипуляции и экспериментирования, в которых есть последовательность. Благодаря такой последовательности, ребенок раннего возраста быстро запоминает особенности выполнения изобразительных их в своей работе. Декоративные работы выполняются детьми с помощью штампов, печатей, матриц и готовых форм. И в этом случае важно научить ребенка добиваться целостности изображения. Необходимо показать, что работа выглядит интереснее, если детали композиции взаимосвязаны.

Сочетая эстетическую и познавательную потребности детей раннего возраста, можно развивать творческий потенциал каждого малыша.

Слайд 7:

Группа младшего возраста :

Возраст 3-4года является во многом переходным, поскольку в этот период дети. Не имея пока достаточного опыта владения элементами росписи, интуитивно стремятся к определенной стилизации. Однако выполняя отдельные элементы декоративных росписей, доступных в младшем дошкольном возрасте, дети, как правило, испытывают сложности не только в выполнении мелких рисовальных движений, но и в композиционном построении. Составляемый детьми орнамент прост и лаконичен, достаточно часто лишен целостности, а именно – орнаментальная композиция представлена отдельными элементами, не связанными друг с другом.

О создании детьми 3-4 лет декоративного образа говорить пока не приходится, хоть отдельные умения и качества можно в этом возрасте наблюдать.

В целом дети постепенно осваивают приемы стилизации, лежащей в основе прикладного искусства и необходимой для создания декоративного образа.

Задачи обучения:

1. Учить выделять цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, белый, черный, коричневый, серый, розовый, голубой); подбирать сочетающиеся цвета и оттенки; подбирать идентичные цвета и оттенки; смешивать цвета, получая необходимые оттенки для орнаментальной композиции;

2. Учить вычленять и называть геометрические фигуры: плоские и объемные; соединять детали узора в единый орнамент; соотносить силуэт орнамента с рамкой – вкладышем; получать округлую форму из пластической массы; получать столбики из пластической массы; накладывать одну форму на другую; получать простые формы с помощью рисования; изображать круг, треугольник;

3. Побуждать соединять детали в единую орнаментальную композицию; накладывать детали из разных материалов на схему – композицию с помощью взрослого; наносить простой рисунок (точки, линии, штрихи) на основу; соотносить орнаменты со схемами, отражающими разные типы композиции; составлять орнамент по мотивам дымковской росписи;

4. Побуждать экспериментировать с материалами для получения простейшего орнаментального рисунка; закреплять элементы орнамента на основе; прочно соединять элементы орнамента; пользоваться клеем; работать кисточками разного размера; выполнять элементы росписи, используя мазочное письмо.

Слайд 8:

Группа среднего возраста :

В возрасте 4-5 лет дети активно заявляют свою изобразительную позицию. Они легко воспринимают ритмичную схему, характерную для того или иного вида орнамента (росписи, способны повторить отдельные элементы росписи без мелкой детализации. Параллельно с этим отразить колорит конкретной росписи, которая в этом возрасте доступна. Самой распространенной в средней группе являются дымковская, филимоновская, городецкая, семеновская и хохломская росписи.

Кроме декоративных росписей дети в возрасте 4-5 лет активно изучают особенности декоративной пластики, особенно в процессе лепки декоративных розеток. В этом случае можно говорить об интеграции пластического и декоративного творчества. Овладевая пластическими приемами и техниками, ребенок более свободно может комбинировать их при составлении декоративного образа в лепке.

В средней группе дети занимаются декоративным рисованием, аппликацией и лепкой. Иногда допускается комбинирование разных видов изобразительной деятельности при создании декоративного образа. Гармоничная интеграция расширяет представление детей о взаимодействии видов творчества, приемов, художественных техник.

Задачи обучения:

1. Закреплять умение выделять цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, белый, черный, коричневый, серый, розовый, голубой) и оттенки (различные по светлоте и насыщенности); закреплять умение цвета к эскизам орнаментальной композиции; закреплять умение смешивать цвета, получая необходимые оттенки для орнаментальной композиции;

2. Закреплять умение вычленять и называть геометрические фигуры: плоские и объемные; проводить линии разного характера; закреплять умение соединять детали узора в единый орнамент; соотносить силуэт орнамента с рамкой – вкладышем; получать округлую форму из пластической массы; закреплять умение получать простые формы с помощью рисования; изображать круг, треугольник, квадрат, ромб, овал;

3. Закреплять умение соединять детали в единую орнаментальную композицию; накладывать детали из разных материалов на схему – композицию с помощью взрослого; наносить простой рисунок (точки, линии, штрихи) на основу; соотносить орнаменты со схемами, отражающими разные типы композиции; составлять орнамент по мотивам знакомых росписей (городецкой, хохломской, дымковской) используя разные формы;

4. Учить использовать различные приемы (мазки, лессировки, отмывки, характерные для той и иной росписи; плести коврики коробочки и другие несложные предметы утвари.

5.

Слайд 9:

Группа старшего возраста :

В данной группе дети знакомятся с новыми промыслами, изучают их специфику, сравнивают с раннее рассмотренными. Произведения декоративно – прикладного искусства близки дошкольникам на всех возрастных этапах, но создавать декоративный образ дети начинают только в старшем дошкольном возрасте, когда они способны видоизменять сам мотив, сохраняя традиции выполнения элементов росписи.

Детей начинает привлекать не только процесс отображения уже созданных орнаментальных композиций, но и их самостоятельное составление. Именно поэтому у детей возникает желание в процесс декоративного рисования, лепки, аппликации добавить свой элемент. В этом проявляется творческое начало. Однако главной задачей остается овладение системой художественных эталонов через призму произведений декоративно – прикладного искусства. Для этого целесообразно организовать различные экскурсии, в том числе и виртуальные, чтобы расширить представление детей о культуре не только своего, но и других народов. Старшие дошкольники умело используют приемы стилизации для построения декоративного образа. Они способны реалистичные предметы и объекты переводить в декоративные, применяя различные способы взаимодействия выразительных средств (цвета, формы, композиции). Опыт живописно – графического, пластического и конструктивного творчества выступает в качестве основы для декоративного. Такая интеграция позволяет рассмотреть предмет (объект или явление) с разных сторон.

Умение анализировать и выделять основные качества предмета или узора формирует в процессе обучения детей обследованию. Рассматривая предметы народного творчества, дети узнают материал, из которого они изготовлены, познают его свойства, уточняют назначение предметов в быту, знакомятся с приемами нанесения узоров, беря на себя роль мастера.

Задачи обучения:

1. Совершенствовать умение выделять цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, белый, черный, коричневый, серый, розовый, голубой); закреплять умение подбирать цвета к эскизам орнаментальной композиции; отображать цвета и оттенки, характерные для определенного вида росписи;

2. Совершенствовать умение вычленять и называть различные фигуры: плоские и объемные; совершенствовать умение проводить линии разного характера; совершенствовать умение изображать квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапецию, многоугольник; закреплять умение использовать различные способы обработки материалов для получения деталей орнаментов; лепить игрушки разных стилей;

3. Совершенствовать умение соединять детали в единую орнаментальную композицию; закреплять умение составлять орнамент по мотивам знакомых росписей (городецкой, хохломской, дымковской) используя разные формы;

4. Закреплять умение использовать различные приемы (мазки, лессировки, отмывки, характерные для той и иной росписи; закреплять умение плести коврики (шкатулки, коробочки и др.) разной формы и орнаментальной композиции; несложные предметы утвари; работать с иголкой и ниткой для вышивки.

Слайд 10:

Подготовительная к школе группа :

Пластические образы выполненные детьми подготовительной к школе группы, наполнены желанием добиться реалистичности, сделать образ узнаваемым. Для достижения цели дети стараются применять различные приемы, техники лепки, которыми они уже на этот период овладели.

Однако при неудачах дети в этом возрасте более ярко демонстрируют свою эмоциональную реакцию. Связано это с тем, что они ориентированы на успех и любая помеха в достижении результата приводит к утрате интереса продолжать работу у одних детей и к бесконечному переделыванию поделки у других. И первый и второй варианты развития событий могут затормозить процесс творческого роста дошкольников. Во избежание подобных случаев целесообразно направлять детей в подборе адекватных приемов и художественных техник, нацеливать их на поиск оригинальных решений, помогающих реализовать собственные замыслы.

В ходе организации образовательного комплекса необходимо учитывать разный уровень детей и вводить с этой целью разноуровневые педагогические эскизы, демонстрирующие поливариативный подход к раскрытию темы.

Нужно отметить, что используемые детьми этой возрастной группы материалы наиболее разнообразны в отличие от предыдущих возрастных периодов, что создает хорошие предпосылки для творческого роста. Самое главное – научить детей умело варьировать материалами.

В данной группе дети самостоятельно выбирают вид орнамента, его элементы, сочетание, цветов, композицию. Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

Задачи обучения:

1. Совершенствовать умение выделять цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, белый, черный, коричневый, серый, розовый, голубой); совершенствовать умение подбирать цвета к эскизам орнаментальной композиции; совершенствовать умение подбирать цвета для своего декоративного образа, характерные для той или иной росписи;

2. Совершенствовать умение вычленять и называть различные фигуры: плоские и объемные; совершенствовать умение проводить линии разного характера; совершенствовать умение изображать квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапецию, многоугольник; совершенствовать умение соединять детали узора в единую орнаментальную композицию; совершенствовать умение получать детали различной формы, используя пластические материалы и бумагу; совершенствовать умение наносить орнамент на объемную форму; совершенствовать умение лепить игрушки разной формы, используя способы лепки;

3. Совершенствовать умение соединять детали в единую орнаментальную композицию; совершенствовать умение составлять орнамент по мотивам знакомых росписей (городецкой, хохломской, дымковской) используя разные формы; совершенствовать умение достигать выразительности орнамента, используя различные материалы;

4. Совершенствовать умение использовать различные приемы (мазки, лессировки, отмывки, характерные для той и иной росписи; совершенствовать умение плести коврики (шкатулки, коробочки и др.) разной формы и орнаментальной композиции; делать простые поделки из бисера; использовать технику изонити; закреплять умение вышивать.

Слайд 11-14 Виды народного прикладного творчества

Выводы:

Таким образом, декоративно-прикладное творчество является особой формой качественного перехода от известного к новому.

Творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Декоративно-прикладное творчество и гончарное дело в ДОУ «Не учи безделью, а учи рукоделью». ФотоотчетДекоративно-прикладное творчество и гончарное дело в ДОУ «Не учи безделью, а учи рукоделью». Фотоотчет Декоративно-прикладное творчество и гончарное дело – одни из самых увлекательных занятий для детей, которые развивают у ребенка воображение,.

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венковДекоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Занятие «Пляжная сумка с рисунком» по предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» в ДШИЗанятие «Пляжная сумка с рисунком» по предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» в ДШИ 4 год обуч. : Пляжная сумка с рисунком. 12 часов Цель:Изготовить пляжную сумку с рисунком в виде вышивки. Развивать кругозор,прививать любовь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное творчество: основные методы и приемы работы с детьми в каждой возрастной группе
Опубликовано: 20 марта 2024 в 19:20
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Декоративно-прикладное творчество: основные методы и приемы работы с детьми в каждой возрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Скобкина (УИ 613299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД