Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию

Линара Муратова
Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию

«Дети – наше будущее»

«Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Сухомлинский

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. Даже в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в образовательной, досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно-нравственных качеств. Мы находимся в постоянном поиске наиболее понятных и интересных ребёнку форм общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственных аспектах. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры - то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной.

Еще В. А. Сухомлинский считал, что «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Поэтому, считаем, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с развития интереса к устному народному творчеству. Все мы знаем, что сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.

В адаптационный период, чтобы установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, доверие мы используем потешки. Многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Используем такие потешки как: «Кто у нас хороший?», «Не плачь, не плачь, деточка», и т. д.

В группе раннего возраста при организации таких сложных для малышей режимных моментов, как кормление, одевание и умывание используются потешки «Водичка – водичка», «Кушай Маша кашку», «Сорока – белобока», «Расти косонька до пят», «Вот они сапожки» и др. Мы считаем, что этот прием увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь с злом и добром, счастьем и горем. По нашему мнению, именно она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

Исследования психологов показали, что народные песни, оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.

Огромную роль в развитии личности ребенка, особенно в раннем возрасте играют такие жанры фольклора, как народные песни и колыбельные. Как мы успели заметить, в этих малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Так же, мы считаем, что одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольная организация - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется такими условиями как любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. И чтобы достичь этого, мы создали в центре театрализованных игр все виды театра для малышей совместно с родителями/законными представителями: «На фланелеграфе», «Кукольный театр», «Теневой театр», «Пальчиковый театр», «Настольный театр», «Театр ложек», «»Вязанный театр», по сказкам для детей раннего возраста («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Коза с козлятами», «Репка» и др., всё необходимое для ряженья, где подбираем элементы костюмов сказочных героев: шапочки, маски, корзинки, накидки, косынки, сарафаны, кепки, косоворотки, юбки, кокошники и др. Каждый праздник или досуг, который мы проводим в группе не остается без внимания со стороны родителей/законных представителей. Они охотно берут на себя предложенные им роли и помогают в проведении театрализованных представлений совместно и для наших воспитанников.

Мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому, считаем, что оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Мы стараемся сформировать умения детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему, через поучительные и развивающие сказки. игры, потешки, песни, акции проводимые совместно с родителями/законными представителями, потому что дети – наше будущее!

Используемая литература:

1. Интегрированные циклы занятий и досугов по приобщению к народной культуре Попова Т. Д. «Мозаика-Синтез», 2015г. (Библиотека воспитателя).

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно - метод. пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2014.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» - М., «Айрис Пресс», 2015 г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Для умелой руки все работы легки» во второй младшей группе Непосредственно образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: «Для умелой руки все работы легки» Вторая.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Физкультурный досуг «От зёрнышка до булочки» для ср. группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Физкультурный досуг «От зёрнышка до булочки» для ср. группы Физкультурный досуг «От зернышка до булочки», Средняя гр. Цель: Закрепить через подвижную игру знания детей о процессе выращивания и хранения.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группы Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) Автор проекта: воспитатель первой кв. категории Пятовская М. С. Информационная карта.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для старшей группы детского сада «Пасха радость нам несет» Цель: обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям и традициям праздника. Задачи: 1. Обучающие: расширить и обогатить представления.

Опыт работы «Формы работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО с детьми подготовительной группы детского сада» ВВЕДЕНИЕ Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у детей экологического.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда.

Перспективное планирование работы музыкального руководителя в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию ___ Дата Содержание работы Август Тема: «Вкусны народные традиции» Цель:.

Опыт работы «Преемственность детского сада и школы» Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 14 января 2019 в 20:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июля. Выставка картин из карандашной стружки на МААМ

Памятник точилке карандашей установлен в немецком городе Штайн. Место для него выбрано неслучайно. Именно здесь был придуман карандаш в том виде, в котором он дошел до нас — графитовый стержень и...

20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

Фотоотчёт развлечения по ПДД в старшей группе «Чтобы не случилось беды»
Задачи: познакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию. • развивать мышление, устную речь, память, внимание....
Мастер-класс «Театральная настольная ширма из бросового материала»
Лето - прекрасное время года! Сколько удивительных открытий и яркого творчества! Тема текущей недели - "В мире театра"! Тема очень интересная для моих...
Фотоотчет «Международный день торта в средней группе»
ФОТООТЧЕТ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОРТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ " 20 июля отмечается интересный и пока ещё молодой праздник - Международный день торта ,...