Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дети в гостях у птичек» (старшая группа)

Ирина Дехант и компания
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дети в гостях у птичек» (старшая группа)

Программное содержание:

• Активизировать знания детей о внешнем виде зимующих птиц, их повадках.

• Проверить, знают ли дети разных зимующих птиц на картинках. Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности.

Задачи:

• Приучать детей заботиться о птицах, Наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели зимой. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

• Воспитывать интерес и любовь к пернатым.

• Активизировать употребление в речи однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снежинка; зима, зимний, зимушка, зимовье, зимовать).

Оборудование:

Презентация о перелетных птицах, картинки, иллюстрации о зиме и птицах.

Ход НОД:

Предварительная работа:

• Наблюдение на прогулках за зимующими птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.

• Чтение рассказов: Чтение рассказов о зиме: Здравствуй, зима! Автор: Шолохов Михаил Александрович. ,Г. Скребицкий "Маленький лесовод", Г. Снегирёв "Дятел".

• Игра «Прилетели птицы»

• Беседа "Зимующие птицы нашего края".

• Слушание аудиозаписи "Голоса птиц в лесу".

• Просмотр презентации о зимующих птицах.

Ход НОД:

-Какое у нас сейчас время года? (Зима) (показать картинку)

-Подберите родственные слова к слову зима? Каким словом можно назвать день зимой? (зимний).

-Каким ласковым словом можно назвать зиму (зимушка).

-Как в сказке называлась избушка, которую строили звери (Зимовье).

-А для чего они ее строили? (чтобы зимовать в ней).

-Ребята, как вы считаете слово снег родственное слову зима?

-Ведь зимой много снега! (Нет! Родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег).

-Давайте тогда подберем родственные слова к слову снег. (снежок, снежинка, заснеженный и т. д.)

-Как сказать о горке сделанной из снега? (снежная)

-Каким словом можно назвать снежную бабу, как по другому мы ее еще называет? (снеговик).

-Как называют цветы, которые первыми расцветают в лесу, когда еще лежит снег (подснежники).

-Объясните почему они так называются? (они появляются из под снега, а начинают расти еще под снегом).

-Ребята, а давайте вспомним характерные признаки зимы (много снега, холодно, морозно, редко светит солнце, и не греет, птиц почти не видно).

- Вот сегодня мы с вами и поговорит о птицах. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

-А каких зимующих птиц вы знаете?

(Сорока, галка, ворона, воробей, синица, голубь).

Рассматривание картин с изображением зимующих птиц.

-Ребята, а как же можно отличить птиц друг от друга? (по оперенью, величине) А почему мы их так называем птицы? (у них есть крылья, умеют летать).

-А еще почему? Ведь крылья есть и у бабочек, жуков, мух, насекомых? (тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, 2 ноги с острыми коготками, крылья).

- Как вы думаете, есть ли у птиц шея? (есть,она закрыта перьями).

-А есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат? (да, поэтому к птицам невозможно подойти, их нельзя поймать, взять в руки).

-Ребята мы с вами говорили о тех птицах, которые специально прилетают к нам на зимовку. Мы их можем увидеть только зимой. Пусть их немного, пусть они не радуют нас веселым щебетанием, и все равно это прекрасно. Кто из вас видел эту птицу?

-Как она называется (Снегирь, показывается картинка).

-Давайте рассмотрим его. У снегиря ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Но таким красавцами щеголями выглядят только папы-снегири.

Снегири-мамы выглядят гораздо скромнее. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Все снегири неутомимые путешественники: всю зиму и осень они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена березы, ясеня, клена и т. д. А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь птица … (зерноядная).

Это вот ребята тоже наш зимний гость (показывает картинку с изображением свиристели) И по красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце черного хвоста широкая желтая полоса. На шее черный шарф, на голове большой хохол. Красавица, да и только. Смотрите (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины весь обсыпанный красными ягодами. В отличие от снегирей – свиристели глотают ягоды целиком.

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста (выставить картинку).

Клест- большеголовая птица с красно-коричневым опереньем. Одиночество они не любят, держаться стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек - их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? Давайте, повнимательнее рассмотрим клюв, на что он похож? Вы правы, ребята, клюв у клеста напоминает щипцы (показать картинку для сравнения, толстый сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишку, после того как над ней потрудился клест, легко узнать ; она кажется растрепанной. Шишки клест сбрасывает на землю. Клест единственная птица, которая выводит птенцов зимой. В конце зимы - в феврале клест вьет гнездо, откладывает яички (показ. картинки) и высиживает птенцов. Чудеса, да и только! Кругом снег, еще холодно, особенно по ночам, а в гнезде пищат маленькие птенчики.

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Прилетели птицы». Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, и стрижи… (хлопки).

Что неправильно? (Мухи). А мухи это кто? (насекомые).

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…. (хлопки)

Прилетели птицы: голуби, куницы…. (хлопают)

Куницы это кто? (звери)

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, стрижи, галки, комары, кукушки…. (хлопки)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки, и стрижи,

Чибисы, Чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы….

Все вы молодцы!

Ребята, а все ли птицы, которых я называла, зимующие? (нет, назвать какие).

Дети, а вот почему говорят и говорят правильно, что птицы наши друзья (они поедают насекомых, гусениц, сохраняя леса, парки, сады). С птицами, радующими окружающих своим щебетанием веселее и радостнее жить. А зимой могут птицы найти насекомых? (нет). Действительно, зима очень трудное время года для зимующих птиц. Особенно если она морозная и снежная. Птицам нелегко найти корм под снегом. Голодная птица очень страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть пищи нужно больше съесть, чем летом. Целыми днями они прыгают с ветки на ветку, ищут щели, трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад их поиски бесполезны. Кто же скажет, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (их нужно подкармливать.)

А как? (делать кормушки, вешать их на деревья и насыпать в них корм.) Какой именно корм нужен птицам? (семена крошки хлеба, крупа и т. д.)

А для синичек можно подвесить сало)

Но не только зимой мы должны заботиться о птицах, но и летом, весной, осенью.

Не следует разорять птичьи гнезда. Брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама о них позаботиться. Нельзя ловить, убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.

Публикации по теме:

«В гостях у Хозяйки Медной горы». старшая группа. Ход занятия На доске Хозяйка Медной горы:. - Кто к нам пришел, вы узнали ее? Хозяйка медной горы. -Да, правильно. - Хозяйка Медной горы.

Конспект интегрированного занятия по речевому и социально-коммуникативному развитию «Дети — герои войны» (старшая группа) Воспитатель: С давних времён правители разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народы. Они затевали воины, которые.

Конспект НОД «Дети в ВОВ» (старшая группа) Конспект НОД. Возрастная группа старшая. Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «День Победы». Тема НОД «Дети в.

Конспект НОД по составлению рассказов на заданную тему «В гостях у Бабушки Яги» (старшая группа) Конспект НОД «В гостях у Бабушки Яги» (ОО Речевое развитие,старшая группа) Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 109 г. Сыктывкара.

Мастер-класс «Домики для птичек» (подготовительная группа)Мастер-класс «Домики для птичек» (подготовительная группа) Нам понадобится: 1. Втулки от туалетной бумаги 6 штук 2. Краски гуашь (можно акриловые) 3. Кисть щетина №16 4. Тонированная.

НОД по ИЗО. Старшая группа «В гостях у Песочной феи» Интеграция образовательных областей: - Познание; - Чтение художественной литературы; - Музыка; - Физическая культура; - Художественное творчество.

Родительское собрание «Чего боятся дети?» (старшая группа) Грицук Юлия Владимировна МАДОУ «Детский сад №35 «Чебурашка» Родительское собрание в старшей группе на тему: «Чего боятся дети?» Предварительная.

Сценарий осеннего утренника «В гостях у Пугала Огородного» (старшая группа)Сценарий осеннего утренника «В гостях у Пугала Огородного» (старшая группа) Сценарий осеннего утренника: «В гостях у Пугало-Огородного» Девочки под веселую осеннюю песню "Настутила после лето, осень", с осенними.

Сценарий утренника «Веснушка и дед Урожай в гостях у детворы» (старшая группа) Упражнение с листочками 1 ребёнок: Родина нас окружила Дивной своей красотой Родина нам подарила Воздух степной и лесной Берег крутой с.

Составление рассказа по картине «Дети играют зимой» старшая группа Программные задачи: 1. продолжать учить детей составлению монолога смешанного типа по сюжетной картине (описание с элементами повествования);.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дети в гостях у птичек» (старшая группа)
Опубликовано: 23 октября 2015 в 09:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наблюдение за лаватерой
Задачи: познакомить детей с цветком - лаватера; рассмотреть характерные особенности этого цветка; развивать внимание, память, речь, мышление;...
Сенсорные коробочки в работе с малышами
Для многих тематических игр хорошим игровым полем послужит сенсорная коробка. Это прекрасная вещь, с которой можно играть во что угодно Сенсорная коробка —...
«Моя любимая сказка». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей
Моя любимая сказка». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей. Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку....
Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с ОВЗ старших дошкольных
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста
Фамилия, имя ребенка ***** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: ****** Адрес проживания: с Вострецово, ул Центральная 4. 2. ******, посещает,...