Приложение МААМ

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Юлия Астапенко
Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные изменения в деятельность ДОУ. Они определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования.

• Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Российская Федерация на данном этапе ее развития нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия.

Публикация «Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы» размещена в разделах

• Закон «Об образовании в Российской Федерации»

«Статья 12. П. 1. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, … учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии в принятыми в семье и обществе духовно – нравственными и социокультурными ценностями».

«Конвенция о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблей от 22.11.1989).

«Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».

«Статья 29. …. образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия…»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (утвержден Приказом МОН РФ от 17.10.2013 № 1155)

«3.2.1….психолого – педагогические условия:

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения….»

Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, познавательных и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности», в соответствии с ФГОС ДО учебная модель не актуальна, поэтому блок совместной деятельности и самостоятельной необходимо нам педагогам расширить в организационном и содержательном плане за счёт использования новых технологий работы с детьми, которые рекомендуется проводить в форме игровых развивающих ситуаций, способствующих развитию познавательной активности и ситуаций общения. Одной из такой технологии стал Детский совет.

Детский совет– общее собрание группы детей вместе с педагогом, где каждый участник получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, поделиться интересной информацией, а также получить новую от других, где планируются предстоящие занятия, проводятся разные виды детской деятельности.

Автором Детского совета является авторский коллектив ООП ДОО «Вдохновение» И. Е. Федосова, В. К. Загвоздкина.

Аналогом такой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова). Суть Детского совета заключается в том, что педагог создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли для себя новое знание, а педагогу дается ключ управления процессом самостоятельных открытий детей.

Технология «Детский совет» предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе: дети обсуждают темы, проекты принимают решения, то есть на основе свободного, осознанного и ответственного выбора определяют содержание своего образования.

Данная технология представляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, ребенок занимается интересным ему делом, в процессе которого формируются учебные умения и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Детский совет содержит все основные направления Стандарта:

• Индивидуализация образовательного процесса.

• Реализация образовательной программы в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

• Содействие и содружество родителей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

• Реализация образовательных областей через разные виды специфических детских деятельностей.

Поддержка детской инициативы.

• Развивающее обучение.

Цель проведения детского совета : обеспечение возможности конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков понимания себя и других, согласование целенаправленной деятельности всей группы и каждого ребенка в отдельности для получения познавательно – развивающей информации.

Задачи детского совета :

Для взрослых:

• Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

• Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

• Развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности и т. п.

• Вместе выбрать вид образовательной деятельности (проекта, тематический день, неделю, определить направленность событий.

• Разработать план реализации деятельности.

• Развивать навыки культурного общения.

• Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

• Подвести итоги.

Для детей:

• Учиться объяснять словами свои желания, действия.

• Учиться формулировать суждения аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

• Учиться выбирать наиболее значимые интересные события, рассказывать о них логично и кратко.

• Учиться внимательно слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других.

• Учиться планировать собственную деятельность.

• Учиться рассказывать о своих действия удачах и неудачах.

Общее время проведения Детского совета.

Детский совет проводится быстро, легко и непринуждённо, не должен быть слишком долгим и обучающим. В целом детский совет длится, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. У младшего дошкольного возраста 5-10 минут, у старшего дошкольного возраста от 10 до 20 минут, в начале учебного года собираем детей на несколько минут, постепенно увеличивая время.

Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько Детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу - выбора темы планирования или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня, темы недели, акции и т. д.

Рекомендованный регламент проведения Детского совета в утренний отрезок времени с 8.40 до 9.00 ч.

Основные принципы, на которых строится работа с детьми:

• Свобода.

• Самостоятельность.

• Совместная работа.

• Гибкий принцип планирования деятельности с детьми в течение дня.

Достоинство организации образовательной деятельности в Детском совете.

Взрослые обеспечивают реальную вовлеченность детей в обучение. Работа на основе свободного выбора в рамках одной темы (темы недели, дня, проекта, акции) позволяет взрослым сформировать у детей представление о способах изучения любой темы в рамках любой образовательной области. Взрослые дают детям широкую информацию и обеспечивают развитие учебных навыков, создают условия согласно возрасту и интересам детей.

Структурные элементы Детского совета :

Однозначной закрепленной структуры нет.

Детский совет не организованная образовательная деятельность, участие в нем не может быть принуждением. Структурные элементы могут дополняться, изменяться другим содержанием деятельности. Ну что предлагают нам авторы:

• Позывные для детского совета. Сигнал, который будет возвещать о начале (итоге) группового сбора:

- музыкальные произведения

- колокольчик (другие звучащие инструменты, игрушки)

- художественное слово

- игрушка и т. д.)

• Приветствие ( инвариант: речевка, пожелания, комплименты, подарки, обыгрывание ситуации с игрушкой, календари, информационные листы, приветствия с именами героев сказок, мультиков). Дети самостоятельно иногда выбирают новые способы приветствия. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты у детей и педагога.

Игра ( инвариант: тренинг, пение, слушание, применение элементов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательные упражнения, игры – фантазии, игры – цепочки, игры - шутки). Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, в том числе и хороводные.

• Обмен новостями. Один из любимых частей детского совета – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», дети делятся своими наблюдениями, хвастаются интересными событиями по выбранным темам, темы новостей носят различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагаем коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, познавательный интерес, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Вопросы, которые могут быть заданы в начале детского совета :

Какое у вас настроение?

У всех ли светлое (радостное, улыбчивое) настроение?

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями?

О чем можно спросить Иру?

Что бы вы могли посоветовать?

Чем нам может помочь эта новость?

Что нового мы узнали?

Важной задачей педагога - Как помочь ребенку заговорить!

Как правило, проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры в приемлемых рамках:

- Внимание к повседневным разговорам (наблюдения).

- Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице).

- «Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком).

- Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.

Новости:

- не регламентируются (не ограничены в количестве)

- не селекционируются (только хорошие новости)

- не вытягиваются насильно

- не запрещаются

Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.

• Планирование дня (в группах старшего дошкольного возраста составляется план – прописываются задания деятельности в центрах, а в младших группах используется составление плана самим педагогом или картинки)

Первое направление в планировании – выбор темы образовательного проекта (события, акции, тематической недели).

Второе направление – разработка плана дня, плана образовательного события.

Третье направление – планирование дел и действий на текущий день т. д. (педагог – модератор, он направляет планирование в нужное направление темы неделя, акции, дня)

Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых (план можно писать на доске, на большом листе бумаги и т. д.)

Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают почти готовый план к деятельности, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.

И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Иногда дети разного возраста и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.

И последнее, совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу. Таким образом, план образовательной деятельности обеспечивает баланс социализации, познавательной активности (предложения взрослых) и индивидуализации (идеи, выбор детей). Дети будут проявлять интерес к работе по плану, если им дают возможность активно участвовать в его создании и изменении. Таким образом, планы образовательной деятельности создаются не для детей, а вместе с детьми.

Благодаря совместному со взрослым планированию, дети получают больше познаний об окружающем мире.

• Выбор деятельности детей в Центрах детской активности (выбор деятельности осуществляется детьми по желанию с помощью помощников – карт, или значков «Наши интересы», «Деловые хлопоты», право выбора – это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора – естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации.

- Взрослый (воспитатель, специалист, кто-то из родителей воспитанников) направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия).

- Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра – центр движения.

- Выбор – это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (специально организованной образовательной деятельности).

- Выбор – это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.

Из внесенных в план образовательных инициатив детей и взрослых, педагоги выбирают содержание, которое предполагают предложить детям для обучения. Выбор образовательных предложений взрослых основан на оценке потребностей детей (узнать, научиться, практиковаться в чем-либо важном для продвижения в развитии, на понимании значимости содержания (умения) не заявленного детьми, но актуального для их развития.

Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации

• Подведение итогов

Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах детской активности, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, качество выполнения заданий, наметить последующие шаги.

- Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддержка стремлений детей поделиться своими достижениями и неудачами.

Педагоги оценивают деятельность вместе со всеми участниками:

- делают выводы, насколько активным было участие детей, чувствовали ли они себя счастливыми от участия и успеха;

- обеспечивают, чтобы процесс подведения итогов и документирования, был полезен всем участникам и отвечал на вопросы, какие цели были достигнуты, насколько правильно была выбрана тема;

- документируют деятельность детей при помощи различных средств (аудиозапись, видео, фотографии, план, выставка) таким образом, чтобы дети и родители могли понять ход деятельности и увидеть результативность.

Роль взрослых и детей во время организации и проведения Детского совета.

Роль ребё нка:

Важно помнить, что детский совет – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию, влиять на текущие события и формировать будущие.

Ребё нок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до детского совета работу или игру или принять участие; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль педагога:

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

• Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.

• Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).

• Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.

• Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.

• Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

• Помогать детям выбирать и планировать работу.

• Привлечение других взрослых (специалистов ДОУ, родителей).

Детский совет – время и место формирования и проявления ключевых компетентностей.

Компетенция – право действовать

Компетентность – способность, готовность действовать, достигать значимого для себя и других результата.

Коммуникативная компетентность (в играх, в общении, в обмене новостями)

Вся деятельность детей среди других детей (взрослых) в группе (детском саду, в быту, в учебной, в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Данная компетентность выражается в умении детей самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам, подводить итоги, делать выводы, строить диалоги между детьми и взрослыми.

Деятельностная компетентность (в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу)

Речь сопровождается деятельность, а деятельность строится по определенным канонам – цель, средства, материалы, действия, результат. Данная компетентность выражается в умении ребенка – дошкольника планировать процесс деятельности и доводить процесс до конца.

Социальная компетентность (в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого)

И коммуникация, и деятельность (игра, общение в игре, учение и т. п., подразумевают вовлеченность нескольких участников, у всех участников разные социальные роли (воспитатель, мама, старший брат, любой взрослый и т. п., которые протекают по -разному, в разных ситуациях и партнерствах. Данная компетентность выражается в умении выстраивать социальные отношения, инициировать и поддерживать их.

Информационная компетентность (в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов; способов действий)

Каждый участник деятельности, коммуникации, социальных отношений несет и получает свой поток информации, которую получает из разных источников (книги, интернет и т. д.). Данная компетентность выражается в умении использовать разнообразные источники, несущие информацию, ее перерабатывать и доносить до слушателя (пользователя).

Здоровьесберегающая компетентность ( в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела)

Во всех ситуациях есть место для проявления и приобретения здоровьесберегающей компетентности: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует физиологические потребности.

Для отслеживания формирования компетентностей у детей по результатам проведения Детского совета были отобраны методики:

• Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

• Карта проявлений инициативности (А. М. Щетинина)

• Критерии и показатели любознательности старшего дошкольного возраста.

• Методика Р. М. Геворкян «Особенности проявления воли дошкольников»

• Анкетирование для родителей «Что такое самостоятельность и как развивать его у детей старшего дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества Дошкольное образование — это важная часть системы российского образования. Именно в дошкольном учреждении ребенок впервые знакомится с музыкальным.

Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы» СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы» Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ. «Создание условий для поддержки детской инициативы». Цель: Повышение профессиональной грамотности.

МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей»МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей» Уважаемые коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Речь к презентации Слайд 1 Здравствуйте коллеги. Мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Презентация на тему «Создание условий для поддержки детской инициативы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» Создание условий для поддержки детской инициативы. (средняя.

Статья «Создание условий для поддержки детской инициативы в игре» Создание условий для поддержки детской инициативы в игре. Хапова М. В. воспитатель МБДОУ д/с № 20 г. Арзамас Нижегородской области Основным.

Театрализованные игры — как средство развития детской инициативы Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку и.

Виды детской инициативы и виды ее поддержки 1. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.

Эссе «Значение поддержки детской инициативы» «Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы
Опубликовано: 1 мая 2017 в 13:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Астапенко (УИ 1165699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД