Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду

Татьяна Сойко
Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду

Я работаю над темой: «Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду». Эта тема относится к разделу по гендерному воспитанию.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями. Вот из-за такой актуальности я и взяла эту тему, чтобы эта проблема начала решаться на самых ранних стадиях развития подрастающего поколения.

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3-4 годам дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я – мальчик, я – девочка.

Наша задача в детском саду помочь детям разобраться как нужно вести себя тому или иному полу. В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, я считаю, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей я уделяю подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек.

Я им рассказываю с какими игрушками играют девочки и с какими мальчики. Какие роли в играх лучше выбрать, чтобы соответствовало половой принадлежности. Под моим руководством девочки этого возраста осуществляют уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать белье кукол. Мальчики на машинах подвозят продукты. Для девочек была приобретена кукла с одеждой для девочки, для мальчиков – мальчик (из картона с одёжкой). Также в группе оборудован уголок ряженья, создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-военный и т. п.).

Не менее важной задачей, которую я решаю при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик. Я постоянно говорю родителям о том, что в процессе общения с детьми они должны постоянно обращать их внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Совместно с родителями мы решили по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети называют «домиками» для одежды. Для девочек были подобраны картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин.

Девочкам читаю потешки, песенки: «Кисонька-мурысонька», «Курочка-рябушечка», «На улице три курицы». Сказки: «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Коза-дереза», «Снегурочка и лиса», «Лиса-нянька». В. Берестов «Курица с цыплятами», П. Барто «Девочка чумазая», «Муха-цокотуха».

Мальчикам: «Два жадных медвежонка», «Бычок-чёрный бочок, белые копытца», «Храбрец-молодец» .

Проводила родительское собрание на тему: «Дочки и сыночки», «Два взгляда на воспитание ребёнка» - психологическая игра для родителей – мам и пап. Консультации: «Воспитываем мальчиков и девочек», «У вас растёт сын». Было предложено ряд рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей. Изучила и проанализировала книгу Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», проводила беседы с детьми на уточнение знаний детей о своей

половой принадлежности. Мальчики составляли рассказы о девочках, а девочки о мальчиках. Родителям были розданы и заполнены анкеты о проблемах полоролевого воспитания ребёнка в семье. Также с педагогами проводила консультации и семинары:

- «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста» (актуальность гендерного воспитания).

- Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье.

- Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста.

- Фольклор с акцентом на гендер.

- Организация сюжетно-ролевых игр.

- Заседание педагогического совета на тему «Внедрение новых форм и методов работы по воспитанию черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста (с акцентом на гендер)».

В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения организовала выставку литературы и оформила стенд с материалами по вопросам содержания, форм и методов работы с детьми с учетом их гендерных особенностей.

В течение учебного года провела занятия с учётом гендерного воспитания: 1. Панно: ладошки девочек и мальчиков нашей группы.

2. Рассматриваем с девочками и мальчиками дары осени.

3. Девочки и мальчики рассматривают осеннюю одежду.

4. Мальчики и девочки знакомятся с последовательностью одевания и раздевания.

5. Девочки и мальчики знакомятся с семьёй зайчат и помогают маме-зайчихе готовиться к зиме.

6. Дети продолжают знакомиться с зайчатами, среди которых есть девочки и мальчики.

7. Девочки и мальчики наклеивают большие и маленькие листья.

8. Дорожка для зайчат-девочек и дорожка для зайчат-мальчиков. (Лепка)

9. Рисование карандашами «Трава для зайчат девочек и мальчиков»

10. Мальчики строят широкие и узкие дороги.

11. Среди снеговиков есть девочки и мальчики. (Аппликация)

12. Рассказывание сказки «Три медведя» (Кто из медведей мальчик, девочка)

13. Рисование фломастерами: Смешарики, которые нравятся девочкам, Смешарики, которые нравятся мальчикам.

Публикации по теме:

Консультация «Такие разные мальчики и девочки» Совсем скоро начнётся новый учебный год. Родители детей подготовительной группы волнуются, как правильно подготовить к школе своих чад.

Сценарий физкультурного праздника «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, девочки!» Сценарий физкультурного праздника «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, девочки!» Цель: развивать быстроту, ловкость в беге, прыжках. Песня «Из чего.

«Баба-яга, фея поздравляют». Сценарий дня рождения девочки в детском саду Фея: Здравствуйте, дети! (дети подходят, здороваются) Я – волшебница – фея. Я слышала, что сегодня в вашей группе день рождения у какой.

Девочки и мальчики: психологические отличия ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик,.

Дидактическая игра «Озорные девочки и мальчики»Дидактическая игра «Озорные девочки и мальчики» Название: "Озорные девочки и мальчики". Возраст: 4-7 лет. Количество игроков - 2-4 человека. Цель: формировать представления детей о гендерных.

Конспект ООД в средней группе «Мальчики и девочки» Задачи: учить детей проявлять внимание друг к другу; воспитывать дружеские отношения между между мальчиками и девочками. Ход занятия -Ребята,.

Лэпбук по гендерному воспитанию «Девочки и мальчики»Лэпбук по гендерному воспитанию «Девочки и мальчики» Гендерное воспитание является одним из главным звеном в структуре образовательной области. Целью гендерного подхода в педагогике является.

Проект «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Проект «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине, Дружит с небом океан, дружат дети разных.

Семейная гостиная «Мальчики и девочки» Цель: Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, основанные на доверии. Задачи: Обобщить представления родителей.

Спортивный праздник в детском саду «А ну-ка, девочки!» Спортивный праздник в детском саду «А ну-ка, девочки». (под музыку Дьяна «Мама» участники заходят в зал) Занавес открыт, а это значит, Что.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду
Опубликовано: 11 января 2017 в 11:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

14 октября. Покров

14 октября все православные люди отмечают большой церковный праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник, как и сама православная вера, достался нам в наследство от Византийской империи. Согласно...

Презентация Экспериментально исследовательский проект «Растения наши друзья» старшая...
Задачей проекта было доказать, что растения – живые существа. Доказать , что растение, взятое из грунта может чувствовать себя хорошо в комнате как дома. Для...
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по радуге»
[/bИнтегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по радуге". Цель: Закрепить с детьми полученные знания...
Программа кружка в средней группе «Волшебные ручки»
Рабочая программа кружка «Волшебные ручки» средняя группа «Солнышко» возраст 4-5 лет на 2019– 2020 учебный год [/b] «… Чем больше мастерства в детской...