Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Рябых
Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития детей в игре всегда была актуальна, но сегодня как никогда остро стоит вопрос решения развивающих задач в процессе обучения. Сегодня обучение нацелено не только на передачу определённого объёма знаний, формирования умений и навыков. Обучению детей во все времена уделялось большое внимание. Перестройка системы образования, работа образовательно-воспитательных учреждений страны в последние годы нацелена на личностно-ориентированную модель воспитания, то есть отношения сотрудничества между детьми и взрослыми.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития : от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету (мотивации, для развития познавательных процессов, а также для развития способности сознательно управлять своими намерениями, действиями, которая называется произвольностью или волевой регуляцией.

С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности : труда и учения. Несмотря на многочисленные исследования в науке относительно предмета игры, очевиден процесс дальнейшего углубления, переработки, осмысления по-новому уже известного. В связи с этим мы решили провести исследование по проблеме:

эффективное использование и повышение развивающего потенциала дидактической игры для детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного поведения дошкольника.

Объект исследования: развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития произвольного поведения.

Гипотеза исследования: развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста происходит эффективнее, если в процессе обучения используются дидактические игры.

Задачи исследования:

- Проанализировать данные научной литературы по теме.

- Использовать диагностику для выявления уровня психических процессов.

- Провести обработку результатов эксперимента;

- В ходе эксперимента эффективно использовать развивающий потенциал дидактической игры для дошкольников.

- Провести сравнительный анализ сравнение с помощью диагностической работы уровень сформированности игровых навыков, психических процессов и волевой на конец исследования.

Методология и методы исследования. Поставленные цели и задачи решались при использовании методов:

- анализа научной литературы по проблеме исследования;

- изучение передового педагогического опыта;

- проведение эмпирического исследования;

- количественная и качественная обработка результатов исследования.

Методики исследования:

- Нейропсихологическая диагностика детей по Л. С. Цветковой.

- Программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в 3 этапа.

На 1 этапе было проведено диагностическое обследование старших дошкольников.

2 этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была организована и проведена программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности детей дошкольного детства.

3 этап – контрольный, задачей которого являлось сравнение с помощью диагностической работы уровень сформированности игровых навыков, психических процессов и волевой на конец исследования.

Разработанная нами программа, развивающая психические процессы и волевую сферу личности детей дошкольного возраста, была апробирована на воспитанниках нашей группы. В результате работы по этой программе мы заметили, что уровень сформированности игровых навыков у детей повысился. Уровень развития умственных способностей детей и развития игры повысился в группе на 5,2%. Опираясь на данные результатов, можно утверждать, что специально разработанная программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности, будет способствовать более эффективному развитию психических процессов и волевой сферы личности ребенка, что доказывает выдвинутую гипотезу.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечит решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.

Цель и задачи нашей работы выполнены, но вместе с тем исследование данной проблемы показывает, что остаются переменными проблемы, вытекающие из данной темы:

1. Недостаточно проработаны и углублены научные знания об игре.

2. Необходимо развивать и применять личностно-развивающий подход.

3. Обнаружен недостаток научных данных в исследованиях по психологии и педагогике относительно изучения феномена дидактической игры, а также её развивающего потенциала.

Таким образом, организация дидактических игр детей старшего дошкольного возраста требует от воспитателя большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению. Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению и от того как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, внимательности, уважения товарищей по игре. Все эти качества необходимы будущему школьнику. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что, безусловно, увеличивает их значение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахутина, Т. В. Школа внимания /Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб. : Питер, 2003.–198 с.

2. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопросы психологии. – 2002. – №2. – С. 35 – 41.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божо–вич– СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : «Союз», 1999.– С. 11.

5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНTOP, 1996. – С. 86.

6. Дружинин. ВЫ. Диагностика общих познавательных способностей. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы В. Н. Дружинин М. 2002. – С. 12–14.

7. Л. И. Божо–вич– СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : «Союз», 1999.– С. 11.

9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНTOP, 1996. – С. 86.

10. Семаго, Н. Я. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов : Методическое пособие / Автор– составитель: Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : Академия, 1999. – 158 с. – (Серия «Библиотека психолога–практика»).

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то.

Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧи Жизнь каждого нормального человека буквально.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Проблема формирования и улучшения зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, в особенности у детей с ЗПР была, есть и будет злободневна.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Диссеминация.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Бурова Ольга.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Отчет по.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2019 в 10:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД