МААМ-картинки

Дидактическая игра на основе коллажа как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Ирина Семейкина
Дидактическая игра на основе коллажа как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Слайд 2

«Сделать серьезное занятие для ребенка

занимательным – вот задача

первоначального обучения»

К. Д. Ушинский.

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружаю-щими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Слайд 3

В речи детей существуют множество проблем:

• недостаточный словарный запас

• бедная диалогическая речь

• бедная монологическая речь

• плохая дикция

Публикация «Дидактическая игра на основе коллажа как средство познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Наши современные дети перенасыщены информацией, поэтому необходимо сделать процесс обучения для них интересным, зани-мательным, развивающим. Все мы используем в своей работе раз-личные техники и приёмы для развития познавательных, речевых, творческих способностей детей. Одним из таких приёмов является коллаж.

Слайд 4

Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или ри-суются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д.

Кажущийся беспорядок наложенных картинок на картон и со-ставляет суть коллажа.

Главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки, буквы между собой. Таким образом, происходит обработка сюжет-ного метода запоминания.

Слайд 5

Основной целью при работе с дидактической игрой на основе коллажа является : закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение гово-рить связно.

Слайд 6

Существует два вида коллажей :

Развивающий коллаж - способствует развитию фантазии, умения соединить в один сюжет, не связанные на первый взгляд между собой картинки.

• Обучающий коллаж - способствует получению знаний, их закреплению о предмете коллажа (математика, природа, речь).

Слайд 7

Задачи работы педагога:

Познавательные :

• Формировать и систематизировать знания детей об окру-жающем мире.

• Освоить в практической деятельности умение работать по коллажам.

Развивающие :

• Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими спо-собов запоминания информации.

Совершенствовать монологическую речь: Умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной инфор-мации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

Развивать у детей умение с помощью изображения на коллаже составлять небольшие описательные рассказы.

Развивать умственную активность детей, сообразитель-ность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Воспитательные

• Воспитывать навыки самостоятельности. Воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом.

Слайд 8

Развитие творческих способностей дошкольников требует реа-лизации определенных принципов:

От простого к сложному. Учитываются возрастные особенности, от простого и постепенно переходя к более сложному. Работа над коллажем ведется поэтапно.

Принцип наглядности. Наглядность обеспечивает понимание, прочность, запоминание. Наглядность обучения – это создание у ребенка зрительных образов, обеспечение восприятия окружающего, включение непосредственно в практическую деятельность, установление связи обучения с жизнью. Наглядность в педагогиче-ском процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

Принцип эстетизации всей детской жизни, который тесно связан с принципом наглядности. Формирование у воспитанников эстети-ческого отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в со-ответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для образо-вания каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребнком от действительности. Дети изображают и играют с тем, что им хорошо знакомо, с чем встре-чались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

Слайд 9

Основные формы организации образовательного процесса по данному направлению:

дидактические игры со взрослым;

• самостоятельные игры с коллажем по собственному замыслу и с использованием карточек-заданий.

Слайд 10

Запоминание с помощью коллажа состоит из четырех этапов:

1. Кодирование в образы

2. Запоминание (соединение двух образов)

3. Пересказ информации с опорой на символы и картинки

4. Воспроизведение коллажа

Этапы работы

1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие кар-тинки они на нем видят.

2. Составляется сюжет с использованием всех картинок

3. Проводится работа со словарем: подбор прилагательных по ха-рактерным признакам; употребление антонимов, синонимов. Если коллаж содержит цифры и буквы, то задать наводящие вопросы.

4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информа-ции. Предложить запомнить порядок расположения картинок в те-чении 15-20 секунд, затем коллаж переворачивают, и детям предла-гают устно воспроизвести содержание.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс.

Занятия коллажем развивает не только умения и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, ори-гинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в соб-ственных силах способствует повышению авторитета среди сверст-ников.

Слайд 11

Однажды, объединив в коллаж детские работы на тему «Птичий звон», я обратила внимание, что ребята долгое время не теряли ин-терес к его содержанию: задавали вопросы, обсуждали изображения. Тогда у меня возникла идея использования картинок из журналов для изготовления игр, созданных по принципу калейдоскопа: из одних и тех же деталей можно сложить разные изображения. Кол-лаж, созданный вместе с детьми, это больше, чем просто картинка, это новый способ создания изображения. Главное – он нравится де-тям: изображения яркие, реалистичные, их интересно разглядывать, находить вс новые и новые детали. Это и позволяет превратить коллаж почти в универсальное учебное средство.

Все это дало начало моей работе, обобщенной в опыт.

Слайд 12

Вместе с детьми смотрела иллюстрированные журналы в поис-ках изображений. Вырезали картинки, размещали их на листе бумаги, клеили.

Для возникновения интереса к игре, к содержанию коллажа рас-сказывала о каком-либо событии, создавала соответствующее игро-вое настроение и поддерживала его по ходу игры, делала это чаще всего не прямо, а косвенно (выражала удивление, шутила, исполь-зовала разного рода игровые сюрпризы и т. п.).

Слайд 13

Дидактические игры на основе коллажа предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Роль воспитателя состоит, в основном, в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать от-рицательное.

Слайд 14

Тематика игр и дидактические задачи могут быть разнообраз-ными. Изготовила с детьми коллажи определенного направления, например: «Живое- неживое»; «Весна пришла», «Хищники и тра-воядные»; «Он, она, оно» и другие.

Слайд 15

В коллаже можно объединить совершенно разные предметы и искать в них общее или различное.

Например: задания для развития грамматического строя речи

-назови только живые (неживые предметы)

-найди слова к которым подходит слово ОН (ОНА,ОНО)

-назови слова-предметы, про которые можно сказать МОЙ,МОЯ

-игра «Один-много»

-закончи предложение на закрепление формы дательного и вини-тельного падежей

Задания для развития голоса, интонации

-произнеси слова тихо

-произнеси слова громко

-представь, что ты медведь (или другое животное) и назови слова его голосом

Задания для развития связной речи

-составь предложение по картинкам

-составь рассказ по картинкам

Задания для развития памяти и мышления

-назови животных, растения и т. д.

-назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т. д.

- назови новые или знакомые для тебя слова и т. д.

Пределу фантазии педагогов и детей здесь нет границ!

Слайд 16

Использование коллажа помогло вовлечь родителей в решение интересных, но в то же время непростых задач. Для родителей эта техника также неоценима. Она поможет сблизиться с ребенком, лучше понимать его потребности, чувства. Например, если задача стоит создать тематический коллаж «мои желания», то родитель сразу увидит предпочтения ребенка, его интересы. Также легко будет проследить за эмоциями. Обсуждая темы изображений или назначение предметов, родитель будет наблюдать за развитием лексического запаса, появлением более связной, осознанной речи.

Одним словом, методика коллажа – универсальный вариант раз-вития, который полезен и детям, и родителям.

Слайд 17

Для облегчения работы с коллажем сначала для родителей, а за-тем и для педагогов разработала книжечки-подсказки по разным темам с играми и вопросами. Для организации самостоятельной де-ятельности детей – карточки-задания.

Слайд 18

Подводя итог опыта работы, хочется отметить, что использова-ние пособий, выполненных в технике коллаж, имеет ряд преиму-ществ:

• интересно для детей, так как содержание можно менять по желанию,

• многофункционально (можно использовать как обучающее пособие, развивающую игру, поздравительный плакат, оформление группы).

• доступно в использовании (материалы под рукой, бесплатны, просты в обработке).

Слайд 19

При работе с использованием коллажей у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, дети преодолевают робость, за-стенчивость, учатся свободно держаться, происходят положитель-ные сдвиги в речевом и общем умственном развитии детей. Коллаж, созданный вместе с детьми, это больше, чем просто картинка, это новый способ создания изображения, искусство потенциала и безграничных возможностей в выборе материала, сюжетной линии, тонах композиции, это способ выражения себя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников «Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников» Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда.

Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников «Дидактическая игра, как средство развития связной речи дошкольников» Полкова Александра Сергеевна, Хорькова Анна Васильевна, воспитатели.

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Театрализованная игра как средство речевого развития младших дошкольников Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Сказка» г. Черкесска «Дидактическая игра как средство.

Конспект НОД по познавательному развитию «Дидактическая игра как средство математического развития младших дошкольников» Цель: Закрепить названия геометрических фигур. Задачи: 1. Учить соотносить предметы с геометрическими фигурами, закреплять умение различать.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.

Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста Квест-игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста Квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует.

Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей»Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей» .

Проектная деятельность как средство формирования познавательного, речевого развития дошкольников Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра на основе коллажа как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 16:39
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД