Дидактические игры для развития мыслительных операций

Елена Лысова
Дидактические игры для развития мыслительных операций

Методическая разработка по теме:

«Дидактические игры для развития мыслительных операций»

Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

• в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности

• в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб

• в длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения

• в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

Цель: создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения;

Задачи:

1. Формировать у детей следующие операции: анализ – синтез; сравнение; использование частицы отрицания «не»; классификации; упорядоченность действий; ориентировка в пространстве;

2. Формировать у детей умения: рассуждать, доказывать, логически мыслить;

3. Поддерживать у детей познавательный интерес;

4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Варианты дидактических игр

1. Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза».

Анализ – мысленное разложение целого на части и выделение его

свойств.

Синтез – мысленное объединение свойств в единое целое и установление

взаимоотношений между ними.

1. «Пирамидки»

Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5

колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине.

Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по

форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных

геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

2. «Разные картинки» с использованием образцов.

Образцы могут быть полностью

расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно

предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки.

Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до

6-8.

3. «Конструирование из геометрических фигур»

Детей обучают составлению геометрических фигур или образных

изображений из геометрических фигур.

Более сложным вариантом этих игр являются такие игры как

«Вьетнамская игра», «Танграм», «Колумбовое яйцо», в которых

имеются специальные наборы разрезных частей, из которых дети

составляют целостные силуэтные изображения.

4. «Что нарисовал художник». (описание предметов.)

Детям раздаются предметные картинки, подобранные либо по

лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке.

Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его

свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто

перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.

5. «Узнай предмет по описанию»,

Постепенно детей учат не только отгадывать предметы по описанию, но и самостоятельно составлять описание предмета.

6. «Загадки»

2. Формирование мыслительной операции «сравнение».

Сравнение – мыслительное выделение в двух или более предметах

(явлениях) признаков сходства и различия.

1. «Найди такую же»

Можно предложить детям найти одинаковые игрушки, среди

предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки

в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что

игрушки одинаковые.

2. «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут несколько предметов. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.

3. «Чем отличаются»

После этого детям предлагаются задания на нахождение в предметах

признаков различия. Первоначально, подбираются предметы,

отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на

вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети

научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками.

Наиболее трудным для детей является словесное сравнивание без опоры

на наглядный материал. Например, детям предлагается сравнить:

o Кошку и собаку;

o Ромашку и василёк;

o Ромашку и одуванчик;

o Ёлку и берёзу;

o Жука и божью коровку и т. д. ;

3. Формирование мыслительных операций «обобщение» и

«классификация».

Обобщение – мысленное выделение в ряде предметов общего признака

или признаков и объединение этих предметов в одну группу.

Обобщение требует умения отвлечься от других признаков и

сосредоточиться на одном общем признаке.

Классификация – мыслительная операция, заключающаяся в

распределении предметов по группам в зависимости от сходства или

различия друг с другом.

1. «Подбери предметы по цвету, форме, величине.»

Для обобщения по признаку цвета проводится игра с

разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет

фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелёные).

Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по

величине (например, детям раздаются маленькие игрушки) и форме.

2. «Назови предметы одним словом». (Формирование обобщающих понятий)

Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом».

Перечисляются следующие группы предметов:

o Лошадь, корова, овца, свинья;

o Волк, лиса, медведь, заяц;

o Капуста, картофель, свёкла, помидор;

o Пальто, шарф, куртка, свитер;

o Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

o Суп, гуляш, каша, кисель;

o Липа, берёза, ель, сосна;

o Автомобиль, трактор, трамвай, метро;

3.«Четвёртый лишний»:

I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от

друга по назначению предметы.

1. стол, стул, шкаф, шапка;

2. шапка, шуба, костюм, чайник;

3. огурец, репа, морковь, заяц;

4. лошадь, кошка, собака, щука;

Если ребёнок выполняет задание правильно, но затрудняется его

словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребёнок сам научится делать такие выводы.

II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы

предметов:

1. платье, сарафан, юбка, шуба;

2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;

3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;

4. ландыш, мак, ромашка, гриб;

5. ель, сосна, лиственница, берёза;

6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;

III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации,

1. жёлтый шаг, жёлтое яблоко, жёлтая груша, оранжевый

апельсин;

2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое

яблочко;

3. помидор, свёкла, редиска, красное яблоко;

4. помидор, красное яблоко, свёкла, морковь;

4. «Разложи предметы по группам»

4. Формирование мыслительной операции «конкретизация».

Конкретизация – мыслительная операция, заключающаяся в определении

проявления общего закона в частном случае.

1. «Назови три предмета»:

На одно слово педагога подобрать три, подходящих. Например, к слову мебель –диван, стол,кровать и т. д.

2. «Кому что нужно?»

Педагог называет детям профессию. А дети перечисляют предметы,

необходимые для работы. Например: «Сапожник: гвозди, молоток, кожа,сапоги, ботинки…»

3.«Кто назовёт больше предметов»:

Дети называют то, что изготовлено на заводе (фабрике, что пекут на хлебозаводе, что выращивают колхозники.

4.«Отвечай быстро»

Педагог называет какой-либо цвет, а дети называют, что

бывает такого цвета.

Также признаком для классификации могут служить качества предмета

по материалу: деревянный, металлический, стеклянный и т. д.

5. Формирование наглядно-образного и логического мышления.

1. «Выложи из палочек»

Выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем - чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки). Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5

палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и др.

2. «Нелепицы»

3. «Серия последовательных картин» разложить картинки в правильной последовательности, установив причино- следственные связи

4. «Восстанови рассказ»

Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа,когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена.

5. «Поиск аналогов».

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и

оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность

классифицировать явления по их признакам.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных.

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития Дидактические игры для детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных.

Дидактические игры для художественно-эстетического развития дошкольников Дидактические игры для художественно-эстетического развития дошкольников. Одним из важнейших условий для художественно - эстетического.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Дидактические игры для развития мыслительных операций
Опубликовано: 21 октября 2018 в 18:58
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Мой мишка или Винни Пух идет в гости» Фотоотчет работ по изодеятельности методом...
В рамках недели "Игры игрушки", как заключительный день было проведено занятие по изобразительной деятельности по данной теме. Долго думая, что же...
Тематическая неделя «Игры и игрушки» в подготовительной к школе группе...
Цель: способствовать формированию игровой культуры детей, родителей; продолжать знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных...
Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации...
Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Цель мастер-класса Повышение...
Краеведенье Тема: Моя малая Родина — Раздольное
Краеведенье Тема: Моя малая Родина - Раздольное Программное содержание: Познавательное развитие. Обобщить знания детей о нашем поселке – Раздольное, его...
Стенгазета ко Дню Народного Единства Коллективная работа средней группы «Капитошка»
Русь терпела всяческие беды, Города тонули в смутном мраке: В Новгороде ликовали шведы, И Москвою правили поляки. Разорялись земли государства,...