Вахрушева Анастасия
Дидактические игры как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ ВСОШ №2 Дошкольное отделение №5
Сообщение по теме
«Дидактические игры, как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников»
Подготовила воспитатель 1КК
Вахрушева А. В.
Волоколамск 2024
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Публикация «Дидактические игры как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников» размещена в разделах
1. Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям-дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе- это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Через игру дети входят в сложнейший мир познания. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
3. Почему дидактическая игра позволяет формирование предпосылок функциональной грамотности
Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе, им просто скучно заниматься. Оптимальное решение этой проблемы применение дидактических игр.
Дидактическая игра это многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Мне остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Воспитатель, как наставник, должен обеспечить атмосферу доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Дети не только познают какой - либо предмет, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Виды дидактических игр : игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
Какие игры проводила с детьми?
«Веселая пирамидка»
Цель: развитие моторики, изучение цветов, счет до 5ти.
«Подбери по форме».
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
«Угадай какой знак»
Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
«Водители»
Цель: учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
«Профессии»
Цель: знакомство с профессиями, развивается память, обогащается словарный запас, расширяется кругозор, развивается умение общаться.
«Цвета»
Цель: закрепление знаний об основных цветах: красным, синим, желтым, зеленым, оранжевым, фиолетовым, голубым; развитие мелкой моторики рук, речи, внимания, памяти.
«Мозаика»
Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, творческих способностей, памяти, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины, формы.
«Бизиборд»
Цель: развитие моторики, внимания, воображения и мышления ребенка по методике воспитания Монтессори.
«Лабиринт»
Цель: развитие логического мышления, пространственного восприятия.
«Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.
«Летит, плывет, едет»
Цель: развитие лексической стороны языка (расширение глагольного словаря)
«Узнай по описанию»
Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).
«Кто может совершать эти действия»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
«Хорошо-плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
«Мебель для куклы Кати»
Цель: закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные материалы.
«Кто лишний»
Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных, развивать словарный запас.
«Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о частях тела, активизировать словарный запас, развивать сообразительность.
«На кухне»
Цель: закрепить знания детей о овощах, фруктах, посуды, счет в пределах пяти, воспитывать гостеприимство и умение слаженно работать в коллективе.
«Собери пазлы»
Цель: способствует развитию мышления, памяти, развивает мелкую моторику рук; учимся соединять части предметов в одно целое.
«Повтори движение»
Цель: развивается ловкость, подвижность, сообразительность.
«Подбери краски для картины»
Цель: учить выделять, подбирать и называть цвета и оттенки, которые воспитатель использовал для рисования своего рисунка.
Вывод
Оценивая роль дидактической игры, Александр Владимирович Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".
Во время своей работы я заметила, что систематическое применение на занятиях дидактических игр дает значительное улучшение навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста.