Получи документы

Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР

Любовь Вымолова
Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР

Вымолова Л. Б. ,

Магистр педагогики

РГПУ им. А. И. Герцена

Методическая разработка

«Дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР"

В современном мире, с каждым годом все больше и больше растёт процент детей с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, дети дают односложные ответы и многое другое.

Публикация «Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР» размещена в разделах

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционнные цели и задачи.

Поиск новых современных образовательных технологии позволил открыть такое современное направление как Лего-конструирование.

На сегодняшний день Lego — это самый узнаваемый бренд среди множества производителей детских игрушек. В него с удовольствием играют и взрослые, и дети.

Процесс сборки, сама постройка побуждает ребёнка к монологической и диалогической речи. А благодаря манипуляции с мелкими деталями у детей развивается и совершенствуется мелкая моторика рук, активизируя при этом нужные отделы головного мозга отвечающие за речь.

Повышенный интерес детей к Лего, натолкнул меня на мысль разработать дидактические игры, направленные на развитие речи у дошкольников.

И позволило мне выделить 3 основных направления работы по развитию связной речи у дошкольников с ТНР

1 направление - Совершенствование грамматического строя речи

2 направление - Развитие звуковой аналитико-синтетической активности

3 направление - Развитие связной речи

Рассмотрим каждое направление немного подробнее

Первое направление – игры на совершенствование грамматического строя речи.

Данное направление решает такие образовательные цели, как упражнение в образовании прилагательных, развитие умения согласовывать числительные с существительными.

Детям предлагаются варианты игр «Кто лишний», «Сосчитай», «Один – много», «Чей, чья, чьё?», и др.

Все упражнения выполняются по речевой инструкции педагога.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди»;

правильно использовать предлоги в речи «под», «над», «в», «на», «за»;

различать понятия «между тем и тем» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Хочется отметить, что игры и игровые упражнения могут плавно перетекать из одной игры в другую…. Например: Игра «Один-много» плавно перетекает в игру «Сосчитайка» потом в «4 лишний», затем «Назови ласково», в «Назови где?» и т. д.

Второе направление – игры на развитие звуковой аналитико-синтетической активности, позволяют развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Составляя и подбирая соответствующую схему к названию фигурки (или картинки) или к слову, у детей формируется навык звукобуквенного анализа.

Ребенку предлагается фигурка Лего (или любая картинка наклеенная на кубик Лего) и устная инструкция:

Посмотри на фигурку. Назови её. Составь из букв слово, обозначающее фигурку. Составь звуковую схему слова. Подбери к каждому звуку кирпичик нужного цвета. Каким цветом мы обозначаем мякгие согласные звуки? Зеленым. В нашем слове есть мягкие согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик зеленого цвета к нужной согласной. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Синим. В нашем слове есть твердые согласные? Назови их. Правильно. Прикрепи сверху кирпичик синего цвета к нужным согласным. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Правильно… Ищем гласные….

Детям предлагаются и другие игровые упражнения, такие как:

«Определи звук в слове». Где находится звук (в начале, в середине, в конце) Назови. Произнеси звук. Придумай слова на этот звук.

«Поменяй буквы местами, чтобы получилось новое слово» (Кот-Ток, кто; Нос-Сон; Рука - Кура)

«Замени или добавь 1 букву, чтобы получилось новое слово» (Рука – Мука; Утка –Шутка)

Детям можно предложить выложить из мелкого лего слово или отдельные буквы.

Варианты игровых заданий способствуют развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук, памяти, мыслительных операций, концентрации внимания на выполняемых действиях и умению следовать устным инструкциям.

Третье направление – развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи.

Используя Лего – детали, дети учатся не только конструированию по схеме, но и составлять рассказ-описание по серии сюжетных картин или по одной. Данное упражнение наводит ребенка на рассуждение, позволяет делать логические выводы и умозаключения.

Можно предложить ребенку несколько вариантов дидактических упражнений для развития связной речи :

Например можно предложить составить описательный рассказ изображенного на кубике «Овоща» (напр. помидор) какой на вкус, какой по цвету, по форме.

«Расскажи сказку». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и назвать сказку. Затем в правильной последовательности ее расставить и рассказать сказку с опорой на картинки. Затем можно дать дополнительное задание. Выложить название сказки из букв и составить схему звукового анализа.

«Разложи в нужной последовательности и придумай историю». Расставь картинки в правильной последовательности, придумай название и расскажи историю опираясь на картинки. Затем снова можно дать дополнительное задание. Выложить название истории из букв и составить схему звукового анализа. И дать задание смастерить что-нибудь из Лего по сюжету истории. (Например сделай кормушку для птиц; или смастери из лего для бабушки стол и т. п.)

«Расскажи что получилось». Детям предлагается сконструировать из лего любую поделку (или поделку по заданной теме Напр. : «Космос» смастерить необычный космический корабль). Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5 - 6 предложений).

Тем самым у ребенка, решаются сразу несколько задач: у дошкольников, в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию,

отрабатывается умение выступать перед сверстниками, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.

Таким образом, применение дидактических игр с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Т. О. Лего – конструктор полностью отвечает интересам детей и его применение, позитивно отражается на качестве коррекции и обучения детей старшего дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития мелкой моторикиДидактические игры как средство развития мелкой моторики Группа младшего возраста. Воспитатель: Филиппова Ю. В. Развитие мелкой моторики у детей-длительный беспрерывный процесс,в ходе которого ребёнок.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС "Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС" «Жизнь требует движения». Ничто так не.

Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Дидактические задания с использованием конструктора Lego как средство развития синтаксической стороны речи у детей 5–6 лет ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж» Исполнитель: Бекмементьева Марина Сергеевна студентка 441 группы Специальность 44.02.01 «Дошкольное.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Круглый стол с бабушками «Малые формы фальклора как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ» Круглый стол с бабушками на тему «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФАЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» Участники: логопед, воспитанники.

Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ по теме «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников». Слайд №1. (заставка с.

Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность — эффективное средство развития речи дошкольников 6–7 лет» Статья «Опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность – эффективное средство развития речи дошкольников 6-7 л. Театр — это волшебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 10:51
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД